Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:55, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является изучение культуры как социальной реальности, ее ценностей, норм, языка и коммуникаций.
Для раскрытия поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:
1. определить культуру как социальной ценность, в том числе определить функции культуры;
2. раскрыть ценности и нормы, язык и коммуникации культуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Культура как социальная реальность…………………………………………4
1.1 Функции культуры…………………………………………………………....8
2. Ценности и нормы, язык и коммуникации………………………………….10
2.1 Ценности и нормы…………………………………………………………...10
2.2 Язык и коммуникации ………………………………………………………16
3. Заключение…………………………………………………………………….21
4. Список использованной литературы………………………………………...23
Содержание
………………………………………………………16
3. Заключение……………………………………………………
4. Список использованной
литературы………………………………………...23
Введение
Категория “культура” обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты).
Под
культурой понимается организованные
совокупности материальных объектов,
идей и образов; технологий их изготовления
и оперирования ими; устойчивых связей
между людьми и способов их регулирования;
оценочных критериев, имеющихся в обществе.
Это созданная самими людьми искусственная
среда существования и самореализации,
источник регулирования социального взаимодействия
и поведения.
Таким образом, культуру
можно представить в единстве трёх её
неразрывно связанных аспектов: способов
социокультурной деятельности человека,
результатов этой деятельности и степени
развитости личности.
Изучение данной проблемы является актуальным, вследствие того, что культура определяется как результат всей человеческой деятельности.
Целью моей контрольной работы является изучение культуры как социальной реальности, ее ценностей, норм, языка и коммуникаций.
Для раскрытия поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:
1.
определить культуру как
2. раскрыть ценности и нормы, язык и коммуникации культуры.
Объектом
исследования данной темы является культура.
Предметом выступают ценности и непосредственно
те нормы, которые связанны с культурой,
а также язык и коммуникации.
Глава
1. Культура как социальная
реальность
“Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях”. Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.
Впервые слово “культура” было зафиксировано в “Достопамятном обозрении” Циммермана 1807 года. Словарь Татищева 1826 года толковал французское "culture" как “образованность” — именно оно употребляется в языке Пушкина в значении, близком гораздо более позднему понятию “культурный”. В отсутствии слова “культура” в обыденном языке образованного российского общества (до 1880-х годов) различные смыслы, которые позже оно в себе соберет, передавались словами “просвещение”, “образование”, “цивилизация”, “литература”, “духовность”. По отношению к конкретному лицу говорили “образованный” или “воспитанный”. Слово “культурный” впервые употреблено в 1861 году газетой “Русская речь” как пример дурного слога.
Человек творец культуры и всё, что возникает в культуре нового, что закрепляется в ней и передаётся от поколения к поколению – это творение человеческого духа, накопленный исторический опыт. Но человек и творение культуры. Культуру можно рассматривать как сложнейшую систему надбиологических программ человеческой жизнедеятельности – деятельности, поведения и общения людей. Эти программы мы усваиваем с малых лет и на протяжении последующей жизни в процессе социализации, воспитания и обучения. Они определяют воспроизводство исторически сложившихся видов деятельности и социального поведения, благодаря которым воспроизводится исторически определённый тип общества и свойственный ему образ жизни людей.
Культура индустриального общества сформировала особый идеал деятельности, который требовал особых людей, способных следовать твёрдому распорядку, соблюдать сложившиеся правила и нормы, принимать решения на базе объективных данных и рационального анализа, подчиняться авторитету, который узаконен не сакрально, а только благодаря профессиональным достижениям. Этот идеал деятельности и поведения описывал ещё М. Вебер. Он характеризовал его как образ «железной клетки», которая ограничивает своеволие человека. Ныне этот «образ клетки» во многом изменён и размыт.1
“Культурность” можно отождествить с индивидуальными эффектами культурной политики. Формально “культурность” употребляется только применительно к личности или группе и указывает на относительный уровень личной культуры и образованности.
Культурность, предполагала системные изменения в материальной обстановке. Многие вещи не просто являлись отдельными предметами, а были элементами того, что можно назвать “бытовой матрицей”, где предметы обихода предполагали друг друга и, будучи собранными воедино, образовывали материальную инфраструктуру культурности. Эта инфраструктура, в свою очередь, предполагала образ пользователя как совокупность неких практических навыков, ритмов деятельности, самодисциплины, элементарных привычек. Люди использовали элементы этой инфраструктуры не только для удовлетворения практических нужд, но и для того, чтобы стать культурными личностями. Стремясь к этому, они неизбежно должны были развивать навыки и привычки, заложенные в способе употребления предметов культурности.2
Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Культура означает приобщение человека социуму, обществу. Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Процесс социализации можно представить как непрерывное овладение культурой. Н.А. Бердяев выразил противоречия процесса социализации, культуры. Ее противоречивость проявляется в противоречии: 1) между социализацией и индивидуализации личности, 2) между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку, 3) между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме. Эти противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но являются источником ее развития. Для культуры как социального явления основополагающими, системообразующими являются понятия, культурной статики и культурной динамики. Первое характеризует культуру в покое, второе – как процесс в движении и изменении. Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, а нематериальных – духовную. Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывая его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура топоса, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная сторона культурной статики: нормы, правила, образцы и нормы поведения, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры. В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Наследие – важный фактор сплочения науки, средство объединения общества в периоды кризисов. В культурную статику входит понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.3
Культурное
наследие выражают культурные универсалии
– нормы, ценности, правила, традиции,
свойства, которые присущи всем культурам
независимо от географического места,
исторического времени и
Культура
– это природа, которую “пересоздает”
человек, утверждая посредством
этого себя в качестве человека.
Опосредующее связующее звено между
культурой как творением человека и природой
– деятельность, то есть разносторонняя,
свободная активность человека, имеющая
определенный результат. Разум, воля и
чувства человека обуславливают такую
активность. Культура определяется как
результат всей человеческой деятельности.
Но не всякая человеческая деятельность,
а только определенная ее разновидность
ведет к творению культуры.4
1.1
Функции культуры
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная функция феномена культуры - человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она определена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки, философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего по этому признаку.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки.
Ценностная,
или аксиологическая функция
отражает важнейшее качественное состояние
культуры. Культура как система ценностей
формирует у человека вполне определенные
ценностные потребности и ориентации.
По их уровню и качеству люди чаще всего
судят о степени культурности того или
иного человека. Нравственное и интеллектуальное
содержание, как правило, выступает критерием
соответствующей оценки.5
Глава
2. Ценности и нормы,
язык и коммуникации
2.1
Ценности и нормы
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Без
ценностей не может обходиться ни
одно общество. А индивиды могут выбирать,
разделять эти или другие ценности. Одни
привержены ценностям коллективизма,
а другие — ценностям индивидуализма.
Для одних высшей ценностью могут быть
деньги, для других — моральная безупречность,
для третьих — политическая карьера. Для
описания того, на какие ценности ориентируются
люди, социологи придумали термин ценностные
ориентации. Они описывают индивидуальные
отношения или выбор конкретных ценностей
в качестве нормы своего поведения.
Итак, ценности принадлежат группе или
обществу, ценностные ориентации — индивиду.
Ценности представляют собой разделяемые
многими людьми убеждения относительно
целей, к которым следует стремиться.