Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:55, контрольная работа
Целью моей контрольной работы является изучение культуры как социальной реальности, ее ценностей, норм, языка и коммуникаций.
Для раскрытия поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:
1. определить культуру как социальной ценность, в том числе определить функции культуры;
2. раскрыть ценности и нормы, язык и коммуникации культуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Культура как социальная реальность…………………………………………4
1.1 Функции культуры…………………………………………………………....8
2. Ценности и нормы, язык и коммуникации………………………………….10
2.1 Ценности и нормы…………………………………………………………...10
2.2 Язык и коммуникации ………………………………………………………16
3. Заключение…………………………………………………………………….21
4. Список использованной литературы………………………………………...23
Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение — ценностной ориентацией. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:
• нормы — правила поведения,
• ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.
Ценности — это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.-П. Сартра) — выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.6
Методика из всероссийского исследования “Наши ценности сегодня” (1989-1991 гг.) включала в себя вопросы, подготовленные Институтом Социологии при проведении сравнительных международных исследований. Этот опросник строился по принципу выбора альтернатив. Респонденту предлагали рассмотреть 22 пары ценностных суждений и выбрать в каждой паре вариант, наиболее соответствующий его убеждениям. По результатам исследования ценностные суждения были разделены на одобряемые и отрицаемые. Математическая обработка включала факторный анализ для определения характеризующих ценностное сознание факторов-позиций, вычисление парных корреляций между ценностными суждениями, структурно-корреляционный анализ взаимосвязей внутри двух групп ценностных суждений (одобряемых и отрицаемых).
Изучение ценностей не ограничивается вышеперечисленными группами методов, хотя большинство методик сравнительных межкультурных исследований основывается именно на них.7
На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы. Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки.
Нравы — это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за нарушение нравов может быть разным — от неодобрительных взглядов до смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае является устное порицание. Например, если вы громко чавкаете во время обеда в обществе, то, возможно, в вашу сторону будут направлены, лишь неодобрительные взгляды людей, которые вас слышат. Но в некоторых культурах, наоборот, считается нормой «потягивать» свой суп, и эта манера не вызывает никаких реакций окружающих.
Среди
других видов культурных норм наиболее
распространенными и
Регулятивная роль обычаев заключается в том, что они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях.
Становление
различных регуляторов
Представители данной культуры в этом случае должны твердо следовать установившейся модели поведения, основываясь только на интуитивном убеждении, что «так поступали наши предки», «так принято» и т.п.
Автоматическое
следование традиции на практике представляет
собой простое соблюдение привычных норм
и требований к поведению представителей
какой-либо культуры. Наряду с традициями
и обычаями неотъемлемой частью культуры
любого народа является право, которое
представляет собой систему обязательных
правил поведения, санкционированных
государством и выраженных в определенных
нормах. Прообразом права были запреты
(табу) в поведении человека. Право представляет
собой совместный договор людей о правилах
поведения. Эти правила являются общеобязательными
для всех, а их исполнение контролируется
государством. Действие права распространяется
на все сферы общественной жизни: они определяют
производство и распределение продуктов
между людьми, регулируют отношения между
ними, регламентируют контакты и связи
между народами. Своим строго нормативным
характером право отличается от обычаев,
которые представляют собой распространенную
практику поведения, типичные действия,
то, что случается по обыкновению. Но, несмотря
на характерные, различия право и обычай
связаны между собой. Необходимость морали
как регулятора поведения обусловлена
тем, что каждый человек, так или иначе
ведет себя, совершает какие-либо поступки,
действия по отношению к окружающему миру
и прежде всего по отношению к другим людям.
При этом в его поведении проявляются
особенности характера, темперамента,
взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства
и т.д. Сопоставляя поведение какого-либо
человека с определенными культурными
ценностями общества, принято говорить
о поведении нормальном либо отклоняющемся.
Нормальным считается поведение, соответствующее
нормам, которые выработало и которых
придерживается данное общество. Оно включает
определенные манеры, общепринятые способы
общения, обращение с окружающими, которые
могут быть подвергнуты нравственной
оценке. Так, например, во многих культурах
считается недопустимым ходить по улицам
нагим, оскорблять старших, бить женщин,
обижать слабых, издеваться над инвалидами
и т.п. Таким образом, различные виды культурных
норм пронизывают практически все сферы
человеческой жизнедеятельности. Их спектр
довольно широк — от простых запретов
до сложной системы социальных институтов.
В процессе развития культуры некоторые
из них сами приобрели статус культурных
ценностей, а обязательность их исполнения
в общественном сознании современного
общества воспринимается не только как
простая повинность, но и как осознанная
необходимость, внутреннее убеждение
человека. Нормативные регуляторы могут
быть как разрешительными, так и запретительными.
Однако с их помощью регулируются, координируются
действия отдельных личностей и человеческих
групп, вырабатываются оптимальные пути
решения конфликтных ситуаций, предлагаются
рекомендации для решения разнообразных
жизненных вопросов.8
2.2. Язык и коммуникации
В жизни человека процессы
общения, коммуникации играют
чрезвычайно важную роль. Поэтому
неслучайно процесс общения,
При
изучении процессов общения зарубежные
исследователи давно стали
В российской научно-педагогической литературе коммуникация, речевая коммуникация, коммуникативное поведение, коммуникативное обучение тренинг – понятия относительно новые, недостаточно отрефлексированные не только в их педагогическом, но и в общесемантическом значении (например, представители социальных наук, включая педагогов-исследователей, с которыми мне приходится обсуждать эти темы, нередко задают вопрос, в чем отличие коммуникации от общения, – вопрос, несмотря на очевидную «семантичность», концептуальный). Не получила пока однозначного названия и вся та область знания, что изучает явление человеческой коммуникации. В ряду терминов, которые «пробуются» в настоящее время в русском языке, можно слышать такие, как «коммуникативистика», «коммуникалогия», «коммуникативные дисциплины», «коммуникативная наука», «теория коммуникации», «теория и практика коммуникации», и т.п. Споры среди социальных исследователей вызывает и вопрос, что собственно изучает эта область знания, чем ее предмет отличается от предмета социальной психологии, прикладной психологии, социологии и культурной антропологии.
Коммуникация – это основной социальный процесс сотворения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей. Коммуникация, и в более узком смысле, общение, не есть служебный процесс, не есть лишь средство достижения определенных целей (например, я вступаю в разговор, чтобы выразить уже существующие внутри меня мысли, чувства, отношения). Коммуникация есть формирующий процесс. В самом фундаментальном смысле коммуникация есть состояние человеческого бытия, способ человеческого существования, тот основополагающий, первичный социальный процесс, в котором мы, его неизбежные участники, совместно создаем, воспроизводим и преобразуем наши социальные миры, качества нашего существования. Коммуникация, в этом смысле, есть сама жизнь, и, по известной аксиоме Поля Вацлавика. 10
Понятия
«общение» и «коммуникация» имеют как
общие, так и отличительные признаки. Общими
являются их соотнесенность с процессами
обмена и передачи информации и связь
с языком как средством передачи информации.
Отличительные признаки обусловлены различием
в объеме содержания этих понятий (узком
и широком). Это связано с тем, что они используются
в разных науках, которые на первый план
выдвигают различные аспекты этих понятий.
Будем считать, что за общением в основном
закрепляются характеристики межличностного
взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется
дополнительное значение — информационный
обмен в обществе. На этом основании общение
представляет собой социально обусловленный
процесс обмена мыслями и чувствами между
людьми в различных сферах их познавательно-трудовой
и творческой деятельности, реализуемый
главным образом при помощи вербальных
средств коммуникации. В отличие от него
коммуникация — это социально обусловленный
процесс передачи и восприятия информации
как в межличностном, так и в массовом
общении по разным каналам при помощи
различных вербальных и невербальных
коммуникативных средств.
Коммуникация и общение являются важнейшей
частью человеческой жизни, а значит, и
частью культуры. Подчеркивая их важность,
многие исследователи приравнивают культуру
к общению (коммуникации). 11