Человек и любовь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:48, контрольная работа

Описание

Любви все возрасты покорны... О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.
Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе. Человек лишился природных корней, перестал жить животной жизнью. Ему нужны человеческие корни, столь же глубокие и прочные, как инстинкты животного. И одним из таких корней является любовь.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………2
1. Проблема человеческой любви в истории социально-антропологической мысли…………………………………………………………………………………5
1.1 Проблема человеческого существования и любовь человека к человеку…...5
2. Эмоционально-чувственная природа феномена любви, его влияние на жизнь отдельного человека и общества в целом………………………………………...12
2.1 Виды любви. Типология Т. Кемпера………………………………………….19
2.2 Искусство любви Эриха Фромма……………………………………………...22
3. Любовь и секс в традиционном и современном обществах…………………..30
3.1 Пол и сексуальность…………………………………………………………....32
3.2У каждого века своя сексуальная культура…………………………………...36
3.3 Любовь в современном мире…………………………………………………..43
Заключение …………………………………………………………………………48
Список используемой литературы………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Антропология к сдаче.doc

— 236.00 Кб (Скачать документ)

      Однако, как говорилось, сами природные связи, как таковые, не объясняют всего  смысла человеческой любви. Здесь любовь может легко попасть в западню. «Он – мой, а я – его», склонна сказать любовь, и с этой психологией собственности ревность лишь ждет случая, чтобы ужалить любящего. От ее терзаний при всех условиях может освободиться лишь тот, кому всегда доступно, кто всегда способен вернуться к исходному выражению любви, раскрывающему самую ее основу: радостному утверждению самого существования другого человека. Сила страсти, природного чувственного влечения одновременно и источник тяжких прегрешений и духовной широты, способности к пониманию и сочувствию. Например, если сравнить чувственных, страстных людей, их доброту и снисходительность к другим, их понимание трудностей, страстей и заблуждений других людей и «сухих» добродетельных пуритан, их сухость, черствость и безжалостность к людям, то преимущество явно будет на стороне первых. Как же может быть найдено разрешение коллизии между действием – то положительным, то разрушительным – природных сил и способностью человека к радостному утверждению существования другого человека как такового?

      Это и есть проблема «ближнего» и «дальнего» или любви к ближнему и дальнему, любовь и проблема индивидуальности и общности. Противопоставление любви  к ближнему и дальнему очень многозначно. Оно означает, во-первых, различение любви к конкретным людям и абстрактную любовь к людям вообще. Это есть не что иное, как идеалом прикрытое и оправданное безразличие, сухость, черствость и жесткость по отношению ко всем людям, с которыми человек реально соприкасается и которым он мог бы реально помочь. Это – с высоты далекого, в будущее, в бесконечность и недосягаемость изгнанного идеала оправданное бессердечие к людям в настоящем, в действительности. Это соотношение вскрывает связь любви с реальным бытием людей.

      Противопоставление возможно и в другом смысле: любовь к ближнему – это привязанность к своим присным, к тому, с кем сжился, это расширенный эгоизм, который близостью к другому заслоняет, снимает вопрос об оправданности, о ценности этических критериев. Это есть любовь к ближнему, противопоставленная любви к дальнему, к идеалу, любовь к человеку, которой нет дела до того, что представляет собой любимый, какому делу он себя отдает. Здесь снимается вопрос о том, к чему и к кому, какого морального облика человеку возникает любовь, снимается приверженцем к родственным, семейным привязанностям, для которого всякие этические оценки, качества остаются по ту сторону добра и зла. Здесь происходит отказ от всякой избирательности: кто мне близок, тот и хорош. Эта любовь – пленение, любовь к одному человеку как эгоизм вдвоем, как обособление от всех людей. Такая любовь, равно как и любовь к дальнему, освобожденная от любовного отношения к ближнему, в равной мере не могут быть оправданы. Противопоставление любви к ближнему любви к дальнему есть в одном случае утверждение существенности только непосредственного контакта, в другом – образа человека, абстракции, идеала, противопоставленного самому реальному человеку.

      Снятие  этого противопоставления заключается  в том, чтобы в ближнем узреть и вызвать к жизни дальнего человека, идеал человека, но не в его абстрактном, а в его конкретном преломлении. Говоря иными словами, это значит в ближнем увидеть идеал в его конкретном выражении. При этом нужно судить не только по явлениям как таковым, по поступкам, подвергшимся одобрению или неодобрению, а от «явления» перейти к сущности человека. Желание в ближнем, любимом, близком увидеть любимый идеал и способствовать его созданию есть, по существу, возврат к общественной функции, но только очень высокого, благородного порядка, не принижающий к будничным функциям, делам, а возвышающий. Здесь соединяются, сливаются любовь к человеку и любовь к правому делу, любовь к человеку как борцу за правое дело. Здесь соединяются конкретность личного и всеобщего, общественное выступает в конкретно-личностном преломлении и воплощении. Каждый человек в конкретной ситуации со своей позиции видит мир и относится к нему. Здесь любовь, как утверждение другого человека, есть утверждение конкретной, в человеке воплощенной истины (добра).

      В бесконечной мягкости и бесконечной  требовательности любви проявляется  особое творческое отношение к человеку, субъекту, поскольку оно способствует утверждению бытия человека все  более высокого плана, все большего внутреннего богатства. В самой общей форме это вообще характеризует отношение к другому человеку: другой человек, будучи дан как объект, вызывает к себе отношение как к субъекту, а я для него – объект, которого он, в свою очередь, принимает как субъекта.

      Отсюда  обратимость этических человеческих отношений. Поскольку человек существует как человек только через свое отношение к другому человеку, поскольку человечность человека проявляется в его отношении к другому, отношение к другому должно быть таким же, как к самому себе. Говоря точнее, отнесись к другому так, как ты хочешь, чтобы он относился к тебе Именно здесь в полной мере обнаруживается человек как единичное существо, сохраняющее свою единичность и поднимающееся до уровня всеобщности.

      Что же представляет собой, в отличие от любви к человеку, любовь ко всему живому, любовь к природе, или, иначе, что такое природа, которая является объектом любви? Природа в своем отношении к человеку выступает как эстетическая категория, которая и должна быть раскрыта в этом ее качестве.

   В христианской концепции любви бога как добра любовь выступает как отношение низшего к высшему. Греческая концепция любви (эроса) есть стремление низшего к высшему, более совершенному. В августиновской, спино-зоаской концепциях развивается представление о совладении движения снизу вверх и сверху вниз, но только никак не любовь равного к равному. 
 

      О любви говорится в самых древних  мифах Греции. Любовь ранней античности можно назвать античным эросом. Это  как бы предлюбовь, в ней еще  много обще природного, свойственного и животным. Тема любви выражается тогда в скульптуре, лирической поэзии, трагедии. Уже тогда любовь получает психологическую окраску, понятие любви в своей эволюции усложняется и сужается, любовь как чувство приобретает все большую ценность. Любовь становится ценностью в результате распада древнего синкретизма общества и личности, личность осознает все больше свои отдельные, частные интересы. В лирике появляется (Овидий, Гомер, Архилох, Сапфо, Мосх, Бион и т.д.) мотив верности любви, ревности; что можно считать признаком появления индивидуальной любви.

      Классической  типологией видов любви до сих  пор считается античная типология, различающая такие типы любви  как: филия, сторге, агапе, эрос.

      ФИЛИЯ - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба на англ. Это будет синонимом не to love, а to like). Означает связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Духовная, открытая, основанная на внутренней симпатии любовь, выражающая соединение подобных принципов. 

      СТОРГЕ - (storge-греч. Привязанность) означает любовь-привязанность  особого семейно-родственного типа, это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между  родителями и детьми, мужем и женой, гражданами отечества. Порождает чувство  родовой общности. Сторге предполагает уже готовые, сложившиеся социальные отношения вне свободы и сознательного выбора. 

      АГАПЕ - (греч. Любовь к ближнему) понятие  в дохристианском миропонимании, означающее деятельную, озаряющую любовь в отличии  от эроса или "страстной любви". В последствии в раннехристианской обрядности таинство евхаристии совершалось вечером, поэтому агаре - это "вечеря любви" или "тайная вечеря". Предполагалось братское отношение верующих между собой. Позже евхаристия и "вечеря любви" были жестко разграничены в христианстве. Агапе - разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.д. Эта любовь основана не убеждении, а не на страстном чувстве. 

      ЭРОС - (греч. Любовь) 1. Мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. Персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Словом, эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.

      В целом, в античности любовь выступает как некая безличная сила, а эстетический идеал калокагатии, характерный для классического полиса, задавал установку на изначальное единство и имманентную гармонию тела и духа. Грек не задавался вопросом о природе и сущности любви. 

      2.1 Виды любви. Типология Т. Кемпера

      Люди  используют слово «любовь», как правило, даже не пытаясь понять, что оно  означает. Многие даже считают, что  чувство, выражаемое этим словом, не поддается  никакому определению. Тем не менее, термин1 не может не иметь определения2 . В противном случае он не несет смысловой нагрузки и не может закрепиться в языке. Тот факт, что термин «любовь» наличествует не только в каком-то одном, но и во всех развитых языках свидетельствует о подразумеваемой под ним смысловой нагрузке, при чем, нагрузке, имеющей общечеловеческое значение. Сложность чувства, определяемого термином «любовь» привела к тому, что человечество до сих пор не имеет точного объяснения, что же это такое. Разными людьми, в разных культурах и в разное время это слово наделялось различным, порою, прямо противоположным смыслом. Это привело, в результате, к тому, что оно никакого смысла, фактически, не имеет. Для многих людей любовь – банальность, о которой полагается сказать перед сном. Для других это слово имеет смысл только в словосочетании «заниматься любовью».

      Между мужчинами и женщинами часто  бывают разногласия. Это потому, что  в одно и то же понятие мы вкладываем разные значения. Она говорит: "Я  люблю тебя", а подразумевает: "Я люблю твои деньги", или "Я  рожу тебе ребенка", а может быть "Я никуда тебя не отпущу от себя". Не правда ли, много значений? Он говорит ей: "Я люблю тебя", а подразумевает: "Мне нравится заниматься с тобой сексом", или "Хорошо, что ты меня не напрягаешь", а может быть "Теперь ты будешь меня слушаться". И это еще не все. Как же нам понять друг друга с таким огромных количеством трактовок, казалось бы, знакомых и таких понятных чувств.

      Оказывается, если знаешь, как мужчина понимает любовь, то можно предсказать будущее  ваших отношений! Это подметил еще Аристотель, выделивший 6 видов любви.

      Очевидно, что термином "любовь" объединяются качественно различные отношения. Так называют и чувства матери к ребенку, и отношения молодых  людей. Говорят о супружеской  любви, о любви к родине, любви  к своему делу и т.д. В психологии существует много попыток выделения качественно специфических типов любви.

      Типология Т. Кемпера интересна тем, что  он, выделяя варианты любви, использует определенные критерии. В любых взаимоотношениях Т. Кемпер выделяет два независимых  фактора - власть, то есть способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, и статус желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Нужный результат во втором случае достигается не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируясь на этих двух факторах, Т. Кампер выделяет семь типов любовных отношений в паре: 

      1) романтическая любовь, в которой  оба члена пары обладают и  статусом, и, поскольку каждый  из них может “наказать” другого,  лишив его проявлений своей  любви, властью по отношению к партнеру;

      2) братская любовь, основывающаяся  на взаимном высоком статусе  и характеризующаяся низкой властью  — отсутствием возможности к  принуждению;

      3) харизматическая любовь, в которой  один партнер обладает и статусом  и властью, другой — только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель — ученик;

      4) “измена” — один партнер обладает  и властью и статусом, другой  — только властью. Примером  таких отношений, давшим название  этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус;

      5) влюбленность — один из партнеров  обладает и властью, и статусом, другой — не пользуется ни тем, ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или “безответная” любовь;

      6) “поклонение” — один партнер  обладает статусом, не обладая  властью, другой не обладает  ни статусом, ни властью. Такая  ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;

      7) любовь между родителем и маленьким  ребенком. Один партнер здесь  обладает высоким статусом, но  низкой властью (ребенок), другой (родитель) — низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти.

      Данная  типология представляется весьма полезной для анализа эмоциональных отношений. Конкретные взаимоотношения могут  быть описаны в соответствии с тем, в какой степени в них представлена любовь каждого из семи выделенных здесь типов (нет необходимости объяснять, что речь шла о чистых типах, любые же реальные отношения носят комплексный характер и к одному типу практически никогда не сводятся).

Информация о работе Человек и любовь