Дети в неполных семьях и задачи социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является систематизация сведений о проблемах неполной современной семьи и определение путей решения этих задач за счёт оптиматизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы:
- Исследование положения неполных семей в современном обществе;
- Рассмотрение проблем неполных семей;
- Изучение работы по оказанию помощи неполным семьям;
- Рассмотрение адаптации и социализации детей из неполных семей;
- Изучение проблем социализации детей из неполных семей;
- Рассмотрение путей выхода из сложившейся ситуации;
- Выявление специфики работы социального педагога с родителями и детьми из неполной семьи;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1.
Общая характеристика положения неполных семей в современном обществе…6
1.1 Понятие и причины образования неполных семей…………………….……...6
1.2. Основные проблемы неполных семей………………………………….……11
Глава 2.
Адаптация и социализация детей, и социализация детей из неполных семей…16
2.1.Социализация – понятие. Периоды социализации…………………………...16
2.2. Проблемы социализации детей из неполных семей………………………...21
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации……………………………………..27
Глава 3.
Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи……..30
3.1. Специфика работы социального педагога с родителями и детьми в неполной семье……………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………….. ………….... 36
Список используемой литературы………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Маша.doc

— 214.00 Кб (Скачать документ)

Глава 2 . Адаптация и социализация детей из неполных семей 

2.1. Социализация – понятие. Периоды социализации 

     В современной России проблема социализации личности  неполных семьях, на наш взгляд, является одной из самых острых и социально-значимых, требующих пристального внимания и безотлагательных поисков своего решения.

     Социально-экономические изменения последних десятилетий существенным образом повлияли на все стороны жизни общества. Одно из главных последствий реформ – обострение социальных проблем и ухудшение положения российской семьи. Новые условия диктовали иные цели и содержание семейного воспитания детей, к которым семья не была готова. По мнению многих ученых, принципиальной чертой трансформационного процесса России является его стихийный характер, который объясняет сложности в формировании новых воспитательных стратегий. Эти изменения усугубляются проблемой преемственности поколений. Невостребованный жизненный опыт старшего поколения на фоне стремительного развития современных технологий усложняет проблему взаимодействия родителей и детей. Описывая эту ситуацию, М. Мид называет данный тип культуры префигуративным. В результате снижается эффективность реализации семьей функции социализации и воспитания детей.

Исследования 90-х годов показывают, что главенствующей проблемой для российской семьи в этот период стала проблема экономического выживания детей и взрослых, в связи с чем проблема воспитания отодвигалась на второй план. Рост экономических проблем зафиксирован в ряде исследований, посвященных анализу бедности в стране. Исследования подтверждают, что в городах и регионах за последние годы увеличилось число людей, оказавшихся за чертой бедности. В настоящее время отмечаются некоторые позитивные сдвиги, хотя исследователи отмечают, что в стране велика доля людей, не удовлетворенных своим материальным положением. Таким образом, реализация семьей функции социализации и воспитания детей осуществляется сегодня в новых условиях, изучение которых является актуальной проблемой современности.

Особый  интерес вызывает воспитательный потенциал  неполной семьи в силу специфики ее жизнедеятельности и социального статуса. Неполная семья находится в более сложных жизненных условиях, так как все проблемы от финансовых до психологических родитель решает в одиночку. Научный интерес к неполным семьям подкрепляется тенденцией их роста в структуре современного российского общества. Так, за последние 15 лет по основным причинам возникновения неполной семьи отмечаются следующие тенденции: 1) рост разводов: в 1990 году на 1000 браков приходилось 424 развода, в 2003 году – 732; 2) рост внебрачных рождений: если в 1990 году число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляло 14,61% от общего числа родившихся, то в 2003 году это число возросло до 29,71%; 3) высокая смертность мужчин трудоспособного возраста: средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин на 12-14 лет меньше, чем женщин. Как отмечается в докладе «О положении семей в Российской Федерации» за 2005 год каждый шестой ребенок теряет родителей или одного из них (обычно отца), не достигнув 18 лет.

Таким образом, изучение процесса социализации детей в неполной семье является актуальным по следующим причинам: во-первых, новые социальные условия осуществления семьей функции социализации и воспитания детей; во-вторых, рост числа таких семей в структуре российского общества; в-третьих, специфика жизнедеятельности неполной семьи, влияющих на процесс реализации воспитательной функций.

Необходимо  изучение особенностей социализации детей в неполной семье и выявление условий и факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи с одним родителем. 

     В молодёжной среде происходит падение авторитета семьи. Более половины заключённых браков распадается. На 100 тысяч человек приходится 6,2% заключающих браки, из них 4,3% разводятся. Дети воспитываются в неполной семье в условиях финансовой и духовной нестабильности. По данным Госкомстата России ежегодно более 600 тысяч человек остаются без одного из родителей., 354 тысяч рождается вне брака. В стране происходит углубление дифференциации населения по уровню материального обеспечения.

Таким образом, в России формируется ослабление физически и психически поколение молодых людей. По данным МВД России за 1999 год 41, 5% от общего числа несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, являются представителями неполных семей. Среди стоящих на учёте в подразделениях по предупреждению правонарушителей несовершеннолетних 38, 3% составляют дети с одним родителем.  Причём, этот показатель имеет тенденцию  росту: в 1997 году составлял 36,7%

Функцию социализации большинство исследователей называют одним из главных показателей благополучия психолого-педагогического климата семьи. Под социализацией обычно понимают развитие ребенка во взаимодействии с окружающей средой, в ходе которого он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества[13,20]. Детство - период первичной социализации ребенка, которая проходит в семье, дошкольных и школьных учреждения, а также в компаниях друзей и сверстников. Семья выступает микрофактором социализации, оказывающим наиболее сильное влияние на формирующуюся личность по средствам воспитания.

В неполной семье процесс воспитания обычно деформирован. В целом проблема отца, его влияния - одна из ключевых в  семейных отношениях вообще. Плохие взаимоотношения  с отцом (либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком) лишают детей (особенно мальчиков) необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца - это отсутвие образца подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек.

Существуют  различные, зачастую противоречивые точки  зрения о том, каким образом может  повлиять воспитание детей без отца, но почти все они сводятся к  мысли о том, что отсутствие в  семье не просто отца, а, прежде всего  мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

     Каждый человек рождается не как человек, а как индивид или биологическая особь вида человек разумный. Чтобы стать личностью, человеком, индивид должен пройти процесс социализации. Если он по каким-то причинам не пройдёт ее, он так и останется биологическим индивидом, лишённым собственно человеческих социальных качеств.

    Социализация личности есть, таким образом, процесс превращения индивида в личность, процесс формирования личности в определённых социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

     Социализация проходит  ряд этапов. Первый период – младенчество (от рождения до года). Это этап доверия к миру. Ведущей деятельностью на этом этапе является эмоциональное общение со  взрослыми. Вторая стадия – раннее детство (от 1 до 3 лет) – этап самостоятельности. Именно в этот период ребёнок впервые начинает осознавать себя субъектом собственных действий и поступков. Третий период – дошкольное детство (3-7 лет) – этап выбора инициативы. Ведущей деятельностью в этот период является игра, смысл которой состоит в освоении социальных ролей, взаимоотношений между людьми. Следующий период – школьный возраст (7-14 лет). Основной деятельностью является учебная, а также общение со сверстниками. Происходит активный процесс освоения знаний, развития интеллектуально-позновательной сферы личности, освоение норм отношения между людьми.

     Самым важным периодом социализации является юношеский возраст (14-25 лет). Его иногда делят на ранний (14-18 и поздний 18-25).  Ведущей деятельностью здесь является выбор и освоение профессии, учебно-профессиональная деятельность, в процессе которой человек не только усваивает профессиональные знания и навыки, но и осваивает нормы профессиональных, социальных, производственных отношений. Именно в этом возрасте завершается формирование устойчивого самосознания личности и её характера. Кроме профессиональной деятельности, второй проблемой этого возраста является поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми.      Положительная социализация в этот период выражается в том, что человек находит своё Я, своё место в жизни, уверенно включается в определённую социальную группу. Ошибки в воспитании на предыдущих этапах, другие внешние и внутренние неблагоприятные факторы могут вести к отрицательной социализации – тревоге, одиночеству, инфантилизму, асоциальному поведению, враждебности к миру и людям, когда человек не находит признания, своего места в обществе, уходит в себя, боится, избегает личного общения (особенно с лицами противоположного пола) 
 
 
 
 
 

2.2   Проблемы социализации детей из неполных семей 

     И.Е. Калабихина характеризует неполные семьи как имеющие серьёзные материальные проблемы, поскольку они в целом лидирует по своей зависимости от социальной поддержки государства. Другое исследование, проведённое Е.В. Андрюшиной среди подростков Москвы, также подтвердило приведённые выше выводы. Подростки из неполных семей в сравнении с ровесниками из полных  семей отметили серьёзные материальные трудности, испытываемые семьёй: соответственно 30 и 15%. Кроме того, именно в этих семьях существует высокий риск попадания в низкодоходные группы населения в связи с единственным кормильцем. Учитывая, что неполные семьи – преимущественно материнские (мать и ребёнок), дополнительную угрозу им представляет нынешняя политика занятости в стране. Не секрет, что сегодня идёт активное вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.

     Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Учёные - педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжёлой форме. При этом неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей специалисты связывают не только с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери. Послеразводная адаптация матери объективно требует выполнения ею, прежде всего, функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной. Эти различия определяют основные факторы риска здоровья : статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

     Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем весьма ощутимо отражается на воспитательном процессе. В рамках воспитательной деятельности матерям не удаётся осуществлять полноценный контроль за детьми и в целом влиять на их поведение. По собственным оценкам таких женщин, эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: отец мать дети; во- вторых, мать испытывает чувство вины перед ребёнком за развод; в – третьих, ребёнок считает мать виновной за потерю отца. Наконец, четвёртая и главная причина – чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.

     Негативное влияние развода на социальную адаптацию детей проявляется не только в рамках межличностного взаимодействия с родителями, но и распространяется на другие сферы жизнедеятельности. В ряде научных публикаций отмечается, в частности, снижение познавательных установок у детей развода, низкая школьная успеваемость и растущие в неполных семьях, получают более низкое образование и поэтому имеют впоследствии более низкий уровень доходов.

     Особо следует отметить детей развода к самостоятельной работе. Дополнительный  гендерный анализ подтвердил наше предположение о преимущественно мужском тяготении к такому характеру труда: мальчики из неполных семей стремятся иметь самостоятельную работу, не связанную с регламентом и не подотчетную какому-либо. Привыкнув к материнской семье к более высокой личной ответственности и отсутствию жесткого контроля, они высоко ценят это качество в профессии. Стремление к самостоятельности свидетельствует о более высокой социальной зрелости этих детей, об их более ранней личностной идентификации.

     Преобладающее большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствует, к сожалению, о негативном характере его последствий на личность ребёнка. Так, все без исключения практикующие психологи и специалисты, работающие с последствиями распада семьи, отмечают высокий уровень тревожности, свойственный детям развода.

     Обострённое беспокойство детей развода о здоровье близких объясняется их опасениями потерять единственного оставшегося с ними родителя. Это тревожное чувство формируется у детей развода уже на первом этапе распада семьи и сопровождает их до обретения полной социальной и материальной самостоятельности.

      Вторая группа причин тревожности детей связана с их личностными проблемами. Как обнаружилось, развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребёнка с родителями. Формируется высокая тревожность, связанная с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт лояльности (т.е. не демонстрировать своих предпочтений того или иного родителя.). Развод родителей порождает в душе ребёнка враждебность к отцу, покинувшему его, ребёнка, и к матери, позволившей отцу уйти. Формируется и проявляется в поведении агрессия по отношению к обоим родителям, особенно к матери, которой вменяется вина за уход отца.

      Тревога старшеклассников по поводу неуспехов в учёбе связана не столько с сиюминутной, сколько с перспективной ситуацией. Дети развода реально оценивают ограниченные возможности помощи и поддержки со стороны семьи и более остро испытывают беспокойство за реализацию своих жизненных планов.

Информация о работе Дети в неполных семьях и задачи социальной работы