Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа
Целью работы является систематизация сведений о проблемах неполной современной семьи и определение путей решения этих задач за счёт оптиматизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы:
- Исследование положения неполных семей в современном обществе;
- Рассмотрение проблем неполных семей;
- Изучение работы по оказанию помощи неполным семьям;
- Рассмотрение адаптации и социализации детей из неполных семей;
- Изучение проблем социализации детей из неполных семей;
- Рассмотрение путей выхода из сложившейся ситуации;
- Выявление специфики работы социального педагога с родителями и детьми из неполной семьи;
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1.
Общая характеристика положения неполных семей в современном обществе…6
1.1 Понятие и причины образования неполных семей…………………….……...6
1.2. Основные проблемы неполных семей………………………………….……11
Глава 2.
Адаптация и социализация детей, и социализация детей из неполных семей…16
2.1.Социализация – понятие. Периоды социализации…………………………...16
2.2. Проблемы социализации детей из неполных семей………………………...21
2.3. Пути выхода из сложившейся ситуации……………………………………..27
Глава 3.
Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи……..30
3.1. Специфика работы социального педагога с родителями и детьми в неполной семье……………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………….. ………….... 36
Список используемой литературы………………………………………………...39
В 1997 году на каждые 100 вновь заключённых браков приходилось около 60 разводов. По сравнению 1992 годом улучшилось соотношение (на 1000) расторгаемых и заключённых браков. Однако можно отметить, что тенденция к расторжению брака растёт, и будет расти за счёт вероятности развестись в течение одного года супружества.
За период 1990-1997 гг. России было расторгнуто более 2 460 000 браков, таким образом, остались без отца и реже без матери 2 150 000 детей, жизнь которых может оказаться вследствие этого ущербной. Интересно, что меньше в семье детей, тем выше вероятность развода. Так, 35, 9 % разведённых семей были бездетными, 43% имели одного ребёнка,20,3 % - дух детей. В социологии ситуация развода в семьях с детьми рассматривается как частный случай ситуации социальной. Её теоретический анализ осуществляется в двух плоскостях: а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление; б) для характеристики развода в семье с детьми как малой социальной группе.
Сам развод
из явления в прошлом запретного,
исключительного
Если в конце 50-х годов число разводов в нашей стране составляло менее 1 на 1000 населения, то в дальнейшем оно неуклонно возрастало, о чём свидетельствует диаграмма:
Коэффициенты разводимости в РФ (на 1000 населения)
Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.
В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне – около 4,5 разводов на 1000 населения.
Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по – прежнему актуальны для многих российских семей.
2) Увеличение
количества рождений вне
При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребёнок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. Четверть опрошенных респондентов не видит в семейном образе жизни исключительной ценности, около 12% живут в незарегистрированном браке. В данном случае семья изначально является монородительской, и ребёнок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая, -ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребёнок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребёнка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».
Статистика последних десятилетий показывает, что неблагоприятное развитие брачно-семейных отношений в России, прежде всего проявляется внебрачной рождаемости. В России по сравнению с 1970 годом в 1998 году число внебрачных рождений увеличилось больше, чем в 1,5 раза ( с 201,2 до 345,9 тыс. чел.). Если в 1970 году было 10, 6 внебрачных детей (от общего числа родившихся), в 1990 г. – 14,6%, в 1998 г. – уже 27%.
Можно выделить 3 категории женщин, решивших родить ребёнка без мужа:
1. Матери, родившие ребёнка без мужа сознательно.
2. Матери, родившие ребёнка без мужа вынуждено
3.Матери, усыновившие ребёнка без мужа
Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу 20 века – началу 21 века все больше женщин рожаю «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.
3) Увеличение смертности мужчин.
Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно по этому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются всё – таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.
По мнению В. Солодникова, само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства причиной является смерть одного из родственником, включая детей супругов от естественных причин (старости и сопровождающих её болезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.
Таким образом, я рассмотрела современную
характеристику положения неполных семей
в обществе, увидела основные причины
увеличения неполных семей, и пришла к
неутешительному для себя выводу, что
год за годом разрушаются семьи, и дети
остаются с одним родителем.
1.2.
Основные проблемы неполных
семей
Среди проблем неполных семей особенно острой предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется»
Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определённом социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребёнка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя явятся для него значимыми другими.
Такие дети обычно хуже адаптируется в социальной среде. Н. Соловьёв говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьёй). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.
Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительских ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребёнком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.
В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребёнком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. Согласно данным исследования, проведённого Т.А. Гурко, лишь 53% матерей получают такую помощь от родителей, 7% помогает мужчина, с которым они поддерживают близкие отношения, 4% - подруги, коллеги по работе, 3% - соседи, 3% родители отца ребёнка, 4% - отец ребёнка. Значительной части матерей (21%) помощи по уходу за ребёнком и по его воспитанию практически никто из близких не оказывает. Только 7% из них в момент опроса не работало, большинство матерей (68%) работали полный рабочий день.
В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.
Можно выделить шесть наиболее распространённых ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье.
1. Гиперопека, когда ребёнок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
2. Отстранённость
матери от собственно
3. Препятствие
контактам ребёнка с отцом,
вплоть до настойчивого
4. Двойственное отношение к ребёнку, появляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.
5. Стремление
матери сделать ребёнка
6. Отстранённость
матери от ухода за ребенком
и его воспитания. Причины таких
ситуаций могут быть разными,
начиная от безответственности,
избытка примитивных интересов,
Из этого можно сделать вывод, что дети,
растущие без отца, вероятнее всего оставят
школу; будут страдать от бедности; будут
жить на пособие; рано женятся (выйдут
замуж); будут иметь внебрачных детей;
разведутся ; будут правонарушителями;
пристрастятся к наркотикам и алкоголю.
Употребление
алкоголя и курение подростков, проживающих
в различных типах семей (%)
Варианты | Семьи | |||||||||
С отцом и матерью | С отчимом | Без отца | Без матери | всего | ||||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
Курят: | ||||||||||
Часто | 23 | 13 | 39 | 25 | 25 | 9 | 20 | 17 | 24 | 13 |
Редко | 25 | 13 | 19 | 29 | 23 | 18 | 38 | 20 | 26 | 14 |
Выпивают: | ||||||||||
Часто | 11 | 10 | 12 | 14 | 6 | 6 | 20 | - | 10 | 9 |
Редко | 28 | 46 | 25 | 28 |
Анализируя данные таблицы можно сказать, что уровень девиации у мальчиков (независимо от типа семьи) выше, чем у девочек. Это связано, вероятно, с желанием соответствовать стандартам «мужественности», сформировавшимся в нашем обществе.
По данным этой таблицы можно заметить, что более неблагоприятные показатели свойственны девочкам из семей с отчимами (свободных) – они чаще курят. Мальчики из сводных семей лишь чаще выпивают в сравнении с мальчиками из материнских семей.
Дети, растущие без отца или матери, на общем фоне проявляет меньший уровень девиации.
Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «Бедных» , «Зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьёзные материальные проблемы, поскольку они в целом большей степени зависимы от социальной поддержки государства.
Неполнота семьи увеличивает риск того, что дети, выросшие в неполной семье, не могут создать собственную полноценную семью. По различным оценкам от 38,5 до 63% матерей – глав неполных семей сами воспитывались в таких семьях. Поэтому, несмотря на огромное желание создать семью, гармоничное супружество таких детей в будущем часто не реализовывается.
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Учёные-педиатры снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.
Вывод: Таким образом, рассмотрев, и
изучив, первую главу данной работы я
сделала следующий вывод, что социальная
защита семьи и детей на сегодняшний день
приобрела особую значимость в связи с
тем, что в обществе произошли процессы
изменения, которые связаны с расслоением
и изменением самого статуса социальных
категорий населения.
Информация о работе Дети в неполных семьях и задачи социальной работы