Детство как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:24, реферат

Описание

За последние 10 лет количество детей подросткового возраста в России сокращается, а количество пенсионеров напротив, увеличивается. В 1999 г. впервые за 80 лет произошло "выравнивание" в процентном отношении двух полярных возрастных групп: детей до 16 лет (20% от населения) и пенсионеров (20,6%). По прогнозам на 2015 г., численность детей моложе 16 лет сократится с 30,3 млн. до 21,9 млн. и составит лишь 14,8% против 24,9% пенсионеров.

Работа состоит из  1 файл

Защита детства.docx

— 55.21 Кб (Скачать документ)

В конце XX - начале ХХI в. для многих российских родителей рождение ребенка вызывает такие материальные трудности, что оно из счастья превращается либо в дополнительную угрозу обнищания, либо в сложнейшую семейно-бытовую проблему. Если обратиться к доле расходов на детей в семейном бюджете средней российской семьи, то она составила в конце 90-х годов от 50 до 70% семейного бюджета. Неудивительно, что молодые люди, понимая материальные трудности создания и содержания семьи, вступают в брак на несколько лет позже, чем в советское время. Средний возраст вступления в первый брак для девушек приближается к 23 годам, для юношей - к 25-26.

Иными словами, основная причина  низкой рождаемости в стране в  конце XX в. - социально-экономическая - полностью связана с главной  угрозой безопасности детства - бедностью  семьи, бедностью детей. Поэтому, по мнению 60,3% опрошенных россиян, "необходимо принимать срочные меры по регулированию  рождаемости в России".

Реальность безграмотного  детства

Еще недавно мы по праву  считали себя одной из самых образованных стран в мире, где никому из родителей  не могла в голову прийти необходимость  выбора: образование детей или  рынок детского труда?

В России существуют:

  • 67,3 тыс. государственных, 568 частных школ;
  • 2593 государственных средних специальных учебных заведения;
  • 4050 учебных заведений, готовящих кадры квалифицированных рабочих.

Армия школьников в России все еще огромная. Это почти 22 млн. детей, 1,7 млн. учащихся начального профессионального обучения. На этом огромном образовательном поле трудятся 1,6 млн. "пахарей" - учителей4.

Картина все еще впечатляет. Но приходится говорить об огромных трудностях, возникших с получением детьми образования  в стране, причем на всех ступенях - от низшего до полной средней школы.

В последние годы повсеместно  нарушаются конституционные права  детей и подростков на получение  ими бесплатного образования. Закон  Б. Ельцина ("Закон об образовании") привел к тому, что некоторые ретивые  администраторы от образования применили  западный селективный метод к  российским школьникам.

С тех пор ежегодно 1,5 млн. школьников не садятся за парты. Массовый характер приняло отчисление из школ детей, не достигших 14 лет. Только в 1998/1999 уч. году отчислено 90 тыс. учеников 5-9-х  классов. А ведь это дети подросткового  возраста - самого тяжелого и опасного для формирования характера ребенка.

Хронически в начале каждого  нового учебного года миллионы детей  не обеспечиваются учебниками.

В ряде регионов в школах установлены "штрафы" за нарушения  дисциплины, за потерю учебника, за "вредные  привычки".

Итог всей этой псевдообразовательной политики аккумулируется в школьной реформе, которая, вводя обязательное 12-летнее обучение и подчиняя западным образцам учебные программы и планы, ведет школу в тупик. В России начала ХХI в. по сути не существует обязательного даже начального образования, не говоря уже о среднем: приходится сталкиваться с неграмотными подростками в возрасте 10-12 лет.

В кризисном состоянии  находится вся система образования  детей, а не только общеобразовательная  школа. В доперестроечный период в городах 70% детей посещали дошкольные учреждения. За период с 1990 по 1997 г. сеть дошкольных учреждений сократилась на 20 тыс. (с 88 до 60 тыс.).

Как в таких условиях работать женщине? Куда девать детей? Тем более  что резко сократилась база детского летнего отдыха: число школьников, отдыхавших в течение лета в оздоровительных  лагерях, уменьшилось с 1990 по 1998 г. на 2,5 млн. чел.

Вот так объективно и возникает  проблема для подростка: учеба или  работа?

Школа фактически выталкивает  детей на улицу. Родители, когда охотно, когда скрепя сердцем, понимают, что  детей надо трудоустраивать, что  без этого семьям просто не прожить. И то, что государство, учитывая реальную ситуацию в стране, содействует трудоустройству  подростков, - дело полезное, хотя и  с трудом воспринимаемое.

Так, в 1997 г. по инициативе Федеральной  Госслужбы занятости населения 235 тыс. подростков в возрасте от 14 до 17 лет были устроены на временную работу. Преимуществом пользовались дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки из семей безработных  и из неполных и многодетных семей.

Вот и появился у нас  в конце XX в. - впервые после разломных 20-х годов - термин "детская трудовая занятость", стихийно формируется  нелегальный рынок детского труда. Сложился своеобразный "механизм выталкивания" детей на улицу для заработка.

Исследование, проведенное  в Москве Институтом социологии РАН, выявило три элемента механизма, выталкивающего детей на поиск заработка:

  • принуждение;
  • психологическое давление;
  • поощрение.

Многие дети по нескольку  лет не посещают школу и считают, что работать лучше, чем учиться. Однако большинство утверждает, что, если бы их родителям платили зарплату и в доме был достаток, они бы не работали. Подтвердилась и гипотеза исследования о том, что детский  труд проявляется в двух основных формах:

  • принудительной, когда сами родители принуждают детей к труду, требуют от них денег, услуг (в том числе и сексуальных);
  • добровольной, основанной на мотивах помощи родителям.

Особенно порочным является так называемый детский секс-бизнес. Существуют группы малолетних проституток  во главе с сутенерами.

Детей втягивают в уголовные  преступления, в продажу наркотиков, в попрошайничество. Неподсудность ребенка - вот, пожалуй, один из основных мотивов использования детей в преступных целях криминальными структурами.

С такими детьми изломанных судеб и приходиться работать нашим социальным педагогам и  социальным работникам.

Девиантное поведение детей

За последнее десятилетие  детская преступность приобрела  у нас поистине устрашающие размеры. Все ее проявления трудно даже перечислить. Остановлюсь только на двух проблемах: детской наркомании и детской  уголовной преступности.

Одним из важных индикаторов  усиления угрозы безопасному детству  является ювенизация наркомании, т.е. омоложение, снижение возраста первого приобщения к наркотическим средствам.

В 1999 г. 11 тыс. подростков впервые  был поставлен диагноз "наркомания". Темпы смертности среди несовершеннолетних потребителей наркотиков в 1-2 раза выше, чем среди потребителей всех возрастов5.

По данным социологических  исследований, возраст первого знакомства с наркотиками снизился до 14,2 года у мальчиков и до 14,6 года у девочек. Однако имеются многочисленные случаи, когда к наркотикам приобщаются  уже с 7 лет. К девочкам это относится  еще в большей мере, чем к  мальчикам. В 1998 г. уровень заболевания  наркоманией среди подростков был  в 2 раза выше, чем среди населения  в целом, а токсикомания - (типичная подростковая болезнь - предшественница  потребления наркотиков) - в 8 раз. Подростки, как правило, злоупотребляют наркотиками, оставляя далеко позади взрослых.

По данным социологического исследования, проведенного в 10 городах (включая Москву и Петербург), уже  в 5-8-х классах пробовали наркотики 4,7% опрошенных школьников, а в 10-11-х  классах - 16% (рост почти в 4 раза). А  ведь это возраст, когда формируются  воля и характер молодого человека, его отношение к окружающим, к  работе и жизни.

Результаты социологических  опросов свидетельствуют о возрастании  влияния на потребление молодежью  наркотиков телевидения (это признают 59,3% опрошенных).

Дети-наркоманы нуждаются  в лечении. По данным статистики, 10% пробовали на первом этапе приема наркотиков отказаться от них, но большинство  продолжали потреблять наркотические  вещества.

Уровень просвещенности в  области наркомании у детей высокий. В Петербурге, например, социологи  провели опрос 3000 детей и оказалось, что:

  • 5-классники знают до 15 видов наркотиков;
  • 8-классники - 10-12 видов;
  • выпускники - 20-25 видов;
  • "непросвещенные" учителя - всего лишь 3 вида. Кое-кто из исследователей зло шутил, что не мешало бы педагогам ликвидировать свою "наркотическую неграмотность".

Последствия распространения  наркомании среди детей - тяжелые. Если за последнее десятилетие смертность от потребления наркотиков в целом  по России возросла в 12 раз среди  взрослых, то среди детей - в 42 раза! Это поистине трагедия общенационального  масштаба.

Неуклонно растет число подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Уже  в 1996 г. их насчитывалось 0,4 млн. чел.

Каковы мотивы девиантного поведения детей?

Как подтверждают социологические  исследования, на первом месте - неблагополучие в семье, бедность, ненормальные отношения  между родителями, разочарование  в жизни. Очень болезненно переживают дети жилищные трудности, все большее  отчуждение школы от учащихся с трудными судьбами. У детей сплошь и рядом  возникают конфликты с родителями. По данным исследований, в хронически враждебных отношениях с родителями постоянно находятся до 4% опрошенных детей и подростков. Причем, как  правило, по мере взросления ребенка  враждебность обостряется.

Семейное насилие  и здоровье ребенка

Агрессивность и насилие  самого ребенка, с одной стороны, и насилие над ребенком - с другой, неразрывно связаны с состоянием внутрисемейных отношений и отражают уровень насилия в самом обществе.

Дети особенно болезненно переносят жестокое с ними обращение  в семье (во всех его формах, но особенно в физической).

На вопрос: "За что вас  бьют?" -

дети отвечали:

  • за провинности - 26%;
  • срывая раздражение - 29%;
  • когда в доме беда - 20%;
  • когда не могут справиться другим способом - 19%;
  • потому что меня не любят - 5%;
  • это делают психически неуравновешенные люди - 14%;
  • пьяницы, алкоголики - 29%.

Если проанализировать ответы детей, то вывод один: только в одном  случае из семи ребенка наказывают действительно за его провинности. Во всех остальных случаях проявляется  произвол родителей.

Ежегодно от самоуправства  родителей страдают до 2 млн. детей  в возрасте до 14 лет. Каждый 10-й из них умирает, а около 2000 кончают  жизнь самоубийством.

Социологически можно  выделить 4 основных типа неблагополучных  в отношении детей семей:

  • конфликтный, наиболее распространенный в России.

На него приходится до 60% всех неблагополучных семей:

  • аморальный. Здесь забываются всякие моральные и этические нормы.

Воспитанием детей никто  не занимается:

  • педагогически несостоятельные семьи.

В них всякое понятие воспитания отсутствует. Детей сознательно  или несознательно настраивают  враждебно по отношению к общепринятым законам и нормам поведения, фактически толкают на конфронтацию с окружающим миром:

  • асоциальная семья.

В ней дети с раннего  возраста живут в обстановке полного  презрения к окружающему миру, к достоинству личности, к ее безопасности.

Социологические исследования показывают, что дети из неблагополучных  семей имеют нарушенную психику, слабый и неустойчивый характер, легко  поддаются внешним влияниям. Они, как правило, плохо подготовлены к семейной жизни, а их браки часто  распадаются. В одном из социологических  исследований был поставлен вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваша семья  была похожа на семью ваших родителей?"

Отрицательно ответили 47% опрошенных в возрасте 17 лет и 50% - в возрасте 24 лет.

СМИ и духовный мир детства

Свобода получения информации из отечественных и иностранных  источников свобода относительная. Информацию подвергают цензуре и  официальные власти, и олигархи, владеющие теле- и радиоканалами, а в определенных пределах и правоохранительные органы. Наивно было бы полагать, что общество действительно свободно от цензуры.

Но это обстоятельство ни в коей мере не отменяет того основного  факта, что на все общество и, разумеется, на детей обрушился водопад информации. Не случайно появилась концепция "информационного  ребенка".

По данным социологических  исследований, дошкольники проводят у телевизоров в среднем 1,5 часа в день, дети в возрасте от 7 до 15 лет - почти в 2 раза больше. При этом дети, как правило, смотрят по телевизору заштатные американские боевики, где  в каждом третьем кадре убивают  хотя бы одного жителя планеты, или  эротическое шоу.

К радио и телевидению  теперь добавился компьютер, несомненно в большой мере определяющий духовный мир ребенка. Происходит, как говорят социологи, "компьютеризация детства".

В России в 2000 г. 1 компьютер  приходился в среднем на 500 учащихся (для сравнения: в развитых западных странах - на 10-15 учащихся). По данным исследовательского центра РОМИР6, пока в России регулярно выходят в ИНТЕРНЕТ только 2% опрошенных россиян. Однако доступ в ИНТЕРНЕТ имеют 5% всех общеобразовательных школ. Этот процесс будет из года в год интенсифицироваться, и, согласно прогнозам, к 2010 г. "паутина" ИНТЕРНЕТ охватит в нашей стране 20% населения, большинство среди которого составит молодежь.

Данные социологов

Изучался вопрос: "Какие  культурные учреждения "семейный ребенок" посещал за последние полгода?"

Оказалось, что:

  • 41% детей бывал в музеях;
  • 39% - в парке культуры;
  • 39% - в театре;
  • 38% - в библиотеке;
  • 26% - на дискотеке;
  • 26% - на выставке;
  • 25% - на концерте;
  • 22% - на стадионе.

Информация о работе Детство как социальный феномен