Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:24, реферат
За последние 10 лет количество детей подросткового возраста в России сокращается, а количество пенсионеров напротив, увеличивается. В 1999 г. впервые за 80 лет произошло "выравнивание" в процентном отношении двух полярных возрастных групп: детей до 16 лет (20% от населения) и пенсионеров (20,6%). По прогнозам на 2015 г., численность детей моложе 16 лет сократится с 30,3 млн. до 21,9 млн. и составит лишь 14,8% против 24,9% пенсионеров.
В конце XX - начале ХХI в. для многих российских родителей рождение ребенка вызывает такие материальные трудности, что оно из счастья превращается либо в дополнительную угрозу обнищания, либо в сложнейшую семейно-бытовую проблему. Если обратиться к доле расходов на детей в семейном бюджете средней российской семьи, то она составила в конце 90-х годов от 50 до 70% семейного бюджета. Неудивительно, что молодые люди, понимая материальные трудности создания и содержания семьи, вступают в брак на несколько лет позже, чем в советское время. Средний возраст вступления в первый брак для девушек приближается к 23 годам, для юношей - к 25-26.
Иными словами, основная причина низкой рождаемости в стране в конце XX в. - социально-экономическая - полностью связана с главной угрозой безопасности детства - бедностью семьи, бедностью детей. Поэтому, по мнению 60,3% опрошенных россиян, "необходимо принимать срочные меры по регулированию рождаемости в России".
Реальность безграмотного детства
Еще недавно мы по праву считали себя одной из самых образованных стран в мире, где никому из родителей не могла в голову прийти необходимость выбора: образование детей или рынок детского труда?
В России существуют:
Армия школьников в России все еще огромная. Это почти 22 млн. детей, 1,7 млн. учащихся начального профессионального обучения. На этом огромном образовательном поле трудятся 1,6 млн. "пахарей" - учителей4.
Картина все еще впечатляет. Но приходится говорить об огромных трудностях, возникших с получением детьми образования в стране, причем на всех ступенях - от низшего до полной средней школы.
В последние годы повсеместно нарушаются конституционные права детей и подростков на получение ими бесплатного образования. Закон Б. Ельцина ("Закон об образовании") привел к тому, что некоторые ретивые администраторы от образования применили западный селективный метод к российским школьникам.
С тех пор ежегодно 1,5 млн. школьников не садятся за парты. Массовый характер приняло отчисление из школ детей, не достигших 14 лет. Только в 1998/1999 уч. году отчислено 90 тыс. учеников 5-9-х классов. А ведь это дети подросткового возраста - самого тяжелого и опасного для формирования характера ребенка.
Хронически в начале каждого нового учебного года миллионы детей не обеспечиваются учебниками.
В ряде регионов в школах установлены "штрафы" за нарушения дисциплины, за потерю учебника, за "вредные привычки".
Итог всей этой псевдообразовательной политики аккумулируется в школьной реформе, которая, вводя обязательное 12-летнее обучение и подчиняя западным образцам учебные программы и планы, ведет школу в тупик. В России начала ХХI в. по сути не существует обязательного даже начального образования, не говоря уже о среднем: приходится сталкиваться с неграмотными подростками в возрасте 10-12 лет.
В кризисном состоянии
находится вся система
Как в таких условиях работать женщине? Куда девать детей? Тем более что резко сократилась база детского летнего отдыха: число школьников, отдыхавших в течение лета в оздоровительных лагерях, уменьшилось с 1990 по 1998 г. на 2,5 млн. чел.
Вот так объективно и возникает проблема для подростка: учеба или работа?
Школа фактически выталкивает детей на улицу. Родители, когда охотно, когда скрепя сердцем, понимают, что детей надо трудоустраивать, что без этого семьям просто не прожить. И то, что государство, учитывая реальную ситуацию в стране, содействует трудоустройству подростков, - дело полезное, хотя и с трудом воспринимаемое.
Так, в 1997 г. по инициативе Федеральной Госслужбы занятости населения 235 тыс. подростков в возрасте от 14 до 17 лет были устроены на временную работу. Преимуществом пользовались дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки из семей безработных и из неполных и многодетных семей.
Вот и появился у нас в конце XX в. - впервые после разломных 20-х годов - термин "детская трудовая занятость", стихийно формируется нелегальный рынок детского труда. Сложился своеобразный "механизм выталкивания" детей на улицу для заработка.
Исследование, проведенное в Москве Институтом социологии РАН, выявило три элемента механизма, выталкивающего детей на поиск заработка:
Многие дети по нескольку лет не посещают школу и считают, что работать лучше, чем учиться. Однако большинство утверждает, что, если бы их родителям платили зарплату и в доме был достаток, они бы не работали. Подтвердилась и гипотеза исследования о том, что детский труд проявляется в двух основных формах:
Особенно порочным является так называемый детский секс-бизнес. Существуют группы малолетних проституток во главе с сутенерами.
Детей втягивают в уголовные преступления, в продажу наркотиков, в попрошайничество. Неподсудность ребенка - вот, пожалуй, один из основных мотивов использования детей в преступных целях криминальными структурами.
С такими детьми изломанных судеб и приходиться работать нашим социальным педагогам и социальным работникам.
Девиантное поведение детей
За последнее десятилетие детская преступность приобрела у нас поистине устрашающие размеры. Все ее проявления трудно даже перечислить. Остановлюсь только на двух проблемах: детской наркомании и детской уголовной преступности.
Одним из важных индикаторов усиления угрозы безопасному детству является ювенизация наркомании, т.е. омоложение, снижение возраста первого приобщения к наркотическим средствам.
В 1999 г. 11 тыс. подростков впервые был поставлен диагноз "наркомания". Темпы смертности среди несовершеннолетних потребителей наркотиков в 1-2 раза выше, чем среди потребителей всех возрастов5.
По данным социологических исследований, возраст первого знакомства с наркотиками снизился до 14,2 года у мальчиков и до 14,6 года у девочек. Однако имеются многочисленные случаи, когда к наркотикам приобщаются уже с 7 лет. К девочкам это относится еще в большей мере, чем к мальчикам. В 1998 г. уровень заболевания наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а токсикомания - (типичная подростковая болезнь - предшественница потребления наркотиков) - в 8 раз. Подростки, как правило, злоупотребляют наркотиками, оставляя далеко позади взрослых.
По данным социологического
исследования, проведенного в 10 городах
(включая Москву и Петербург), уже
в 5-8-х классах пробовали
Результаты социологических
опросов свидетельствуют о
Дети-наркоманы нуждаются в лечении. По данным статистики, 10% пробовали на первом этапе приема наркотиков отказаться от них, но большинство продолжали потреблять наркотические вещества.
Уровень просвещенности в области наркомании у детей высокий. В Петербурге, например, социологи провели опрос 3000 детей и оказалось, что:
Последствия распространения
наркомании среди детей - тяжелые. Если
за последнее десятилетие
Неуклонно растет число подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних. Уже в 1996 г. их насчитывалось 0,4 млн. чел.
Каковы мотивы девиантного поведения детей?
Как подтверждают социологические
исследования, на первом месте - неблагополучие
в семье, бедность, ненормальные отношения
между родителями, разочарование
в жизни. Очень болезненно переживают
дети жилищные трудности, все большее
отчуждение школы от учащихся с трудными
судьбами. У детей сплошь и рядом
возникают конфликты с
Семейное насилие и здоровье ребенка
Агрессивность и насилие
самого ребенка, с одной стороны,
и насилие над ребенком - с другой,
неразрывно связаны с состоянием
внутрисемейных отношений и отражают
уровень насилия в самом
Дети особенно болезненно переносят жестокое с ними обращение в семье (во всех его формах, но особенно в физической).
На вопрос: "За что вас бьют?" -
дети отвечали:
Если проанализировать ответы детей, то вывод один: только в одном случае из семи ребенка наказывают действительно за его провинности. Во всех остальных случаях проявляется произвол родителей.
Ежегодно от самоуправства родителей страдают до 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый 10-й из них умирает, а около 2000 кончают жизнь самоубийством.
Социологически можно выделить 4 основных типа неблагополучных в отношении детей семей:
На него приходится до 60% всех неблагополучных семей:
Воспитанием детей никто не занимается:
В них всякое понятие воспитания отсутствует. Детей сознательно или несознательно настраивают враждебно по отношению к общепринятым законам и нормам поведения, фактически толкают на конфронтацию с окружающим миром:
В ней дети с раннего возраста живут в обстановке полного презрения к окружающему миру, к достоинству личности, к ее безопасности.
Социологические исследования показывают, что дети из неблагополучных семей имеют нарушенную психику, слабый и неустойчивый характер, легко поддаются внешним влияниям. Они, как правило, плохо подготовлены к семейной жизни, а их браки часто распадаются. В одном из социологических исследований был поставлен вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваша семья была похожа на семью ваших родителей?"
Отрицательно ответили 47% опрошенных в возрасте 17 лет и 50% - в возрасте 24 лет.
СМИ и духовный мир детства
Свобода получения информации из отечественных и иностранных источников свобода относительная. Информацию подвергают цензуре и официальные власти, и олигархи, владеющие теле- и радиоканалами, а в определенных пределах и правоохранительные органы. Наивно было бы полагать, что общество действительно свободно от цензуры.
Но это обстоятельство
ни в коей мере не отменяет того основного
факта, что на все общество и, разумеется,
на детей обрушился водопад
По данным социологических исследований, дошкольники проводят у телевизоров в среднем 1,5 часа в день, дети в возрасте от 7 до 15 лет - почти в 2 раза больше. При этом дети, как правило, смотрят по телевизору заштатные американские боевики, где в каждом третьем кадре убивают хотя бы одного жителя планеты, или эротическое шоу.
К радио и телевидению теперь добавился компьютер, несомненно в большой мере определяющий духовный мир ребенка. Происходит, как говорят социологи, "компьютеризация детства".
В России в 2000 г. 1 компьютер приходился в среднем на 500 учащихся (для сравнения: в развитых западных странах - на 10-15 учащихся). По данным исследовательского центра РОМИР6, пока в России регулярно выходят в ИНТЕРНЕТ только 2% опрошенных россиян. Однако доступ в ИНТЕРНЕТ имеют 5% всех общеобразовательных школ. Этот процесс будет из года в год интенсифицироваться, и, согласно прогнозам, к 2010 г. "паутина" ИНТЕРНЕТ охватит в нашей стране 20% населения, большинство среди которого составит молодежь.
Данные социологов
Изучался вопрос: "Какие культурные учреждения "семейный ребенок" посещал за последние полгода?"
Оказалось, что: