Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:24, реферат
За последние 10 лет количество детей подросткового возраста в России сокращается, а количество пенсионеров напротив, увеличивается. В 1999 г. впервые за 80 лет произошло "выравнивание" в процентном отношении двух полярных возрастных групп: детей до 16 лет (20% от населения) и пенсионеров (20,6%). По прогнозам на 2015 г., численность детей моложе 16 лет сократится с 30,3 млн. до 21,9 млн. и составит лишь 14,8% против 24,9% пенсионеров.
Широкий вроде бы набор. Но при анализе обнаруживается, что основное содержание духовной пищи, которое получает ребенок, весьма далеко от принципов гуманности, от богатств русской и мировой культуры.
Что дает основания говорить о том, что наши дети получают сплошь и рядом отравленную духовную пищу?
В журнале "Коммерсант-Власть" (апрель 2000 г.) была любопытная информация. По данным социологического опроса, среди 1600 московских учеников 9-х и 11-х классов более половины высказались "за восстановление Российской империи либо в ее дореволюционных, либо в советских границах". Ничего не скажешь - четкая политическая позиция.
В телепередачах раскрываются различные пути получения денег, наживы и обогащения с преобладанием преступных бандитских методов. Образ западного гангстера стал заметно теснить образ Ильи Муромца - "доброго молодца". Теперь у нас формируется вестернизированный образ российского "Вовочки", "крутого" и способного на любое насилие. А вот и результат:
Типично, что когда вели следствие, то сплошь и рядом юные преступники указывали на телевидение как на источник их преступного опыта.
В сфере нравственной детям навязываются идеи превосходства сильного над слабым, богатого над бедным, здорового над больным, молодого над старым. Именно эти моральные нормы прослеживаются на ТВ в десятках и даже сотнях фильмов. Отечественная кинематография переживает кризис и пытается выйти из него за счет жалких подражаний худшим западным образцам, ремесленнически приспособленным к российской действительности.
Кто может и должен взять на себя духовное воспитание детей, обеспечение чистого нравственного детства и тем самым человеческого будущего?
Это по-прежнему задача прежде всего семьи, школы, государственных учреждений культуры, кино, театра. Огромную роль должны сыграть СМИ.
Необходим социальный
механизм
обеспечения безопасности
детства
Как показывают данные всероссийских
опросов общественного мнения, недовольство
населения экономическим и
Так или иначе, но неизбежно в России подходишь к сакраментальному, извечному вопросу: "ЧТО ДЕЛАТЬ"?
Анализ ситуации убедительно показывает, что необходимо изменить подход к соотношению социальной политики и безопасности общества.
Во-первых, социальная политика
уже никогда не сможет быть у нас
такой, какой была при плановой экономике.
Она в современных
Во-вторых, безопасность детства должна рассматриваться в качестве неотъемлемой части национальной безопасности государства.
В-третьих, необходим социальный механизм обеспечения безопасности детства в России в новых исторических условиях выживания и развития общества с учетом территориально-региональных, экономических, социокультурных факторов и национальных особенностей.
Пока слабо реализуются
и не увязаны между собой
Социальной рекламы, строго говоря, на телевидении нет. Одна торгово-потребительская. Детские образы в телероликах и видеоклипах используются исключительно для продвижения товаров к нашему кошельку.
Законодательные акты разобщены и нередко противоречивы.
О насилии над личностью
говорится и в Уголовном
Пока Госдума далека от разработки законодательства, способного всесторонне защищать жизненно важные интересы детей и семьи, способствовать укреплению социальной безопасности детства. Остается надеяться на социальную чуткость и законодательные инициативы на местах - в российских регионах, в субъектах РФ.
Применительно к проблеме безопасности детства в России нам предстоит дать ответы на 4 вопроса великих русских писателей:
Герцена - "Кто виноват?",
Чернышевского - "Что делать?",
Льва Толстого - "В чем моя вера?",
Добролюбова - "Когда же придет настоящий день?"
Остается пожелать всем нам
дожить до него.
ДЕТСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Специфика детства до сих
пор не изучена должным образом,
не создано науки о детстве как самостоятельной
отрасли знаний, отсутствует целостный,
комплексный подход к детству как социально-педагогическому
явлению.
Специалисты разных наук имеют каждый
свое представление о возрастной периодизации
детей и детства в целом, вкладывают различный
смысл в содержание таких понятий, как
«дети», «детство», «детскость», «феномен
детства», «положение детей» и их место
в структуре общества, однако изучение
социальных связей и отношений взрослых
и детей находится на периферии интересов
многих из этих наук. Например, физиологи
и психологи считают концом детства и
началом молодости тот период, когда в
организме подростка завершаются психофизиологические
изменения, связанные с половой зрелостью
(от 12 до 16 лет). Социологи к категории «молодежь»
относят всех, кому уже исполнилось 14 лет.
Медицинская статистика учитывает состояние
здоровья детей лишь до 14 лет.
Современные специалисты склонны рассматривать
ребенка как социально-биологический
феномен, а детство как возрастной этап
развития индивида. Педагоги трактуют
детство как период, в течение которого
взрослое поколение активно воздействует
на младшее, формируя его способности,
навыки и умения.
Учитывая наличие разноречивых точек
зрения, уточним ключевые понятия. Итак,
ребенок - это человеческое существо от
рождения до достижения 18-летнего возраста.
Дети - это объект особой социальной заботы
общества. Детство - это этап в развитии
человека, предшествующий взрослости,
характеризующийся интенсивным ростом
организма и формированием высших психических
функций.
Е.М. Рыбинский, анализируя феномен детства
в России, дает следующее определение.
Детство - это стадия жизненного цикла
человека, когда продолжается развитие
организма, его важнейших функций, наиболее
активно осуществляется социализация
личности, включающая в себя усвоение
определенной системы знаний, норм и ценностей,
усвоение определенных ролей, позволяющих
ребенку формироваться и функционировать
в качестве полноценного члена общества.
Социализация - сложный процесс вхождения
индивида в социум. С одной стороны, включает
усвоение определенной системы ценностей
(норм, образцов, знаний, представлений).
С другой стороны - процесс обретения собственного
социального опыта и активного самоопределения
личности.
Детство как социальный феномен - это социальное
явление, определяющее роль, место и положение
детей в целом в данном государстве и обществе,
состояние и уровень отношения государства,
общества и мира взрослых к детям, создание
достаточных справедливых условий для
выживания и развития детей, для защиты
прав каждого ребенка, прежде всего посредством
формирования и реализации адекватной
социальной политики государства.
Значение дошкольного детства трудно
переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что
«в период детства ребенок присваивает
общество...» Ребенок в детстве приобщается
к богатству духовной и материальной культуры,
созданной обществом, приобретает специфические
для человека способности и нравственные
качества личности.
Период от рождения до поступления в школу
является, по признанию специалистов всего
мира, возрастом наиболее стремительного
физического и психического развития
ребенка, первоначального формирования
психических и физических качеств, необходимых
человеку в течение всей последующей жизни,
качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей
его от других, последующих этапов развития,
является то, что он обеспечивает именно
общее развитие, служащее фундаментом
для приобретения в дальнейшем любых специальных
знаний и навыков усвоения различных видов
деятельности. Формируются не только качества
и свойства психики детей, которые определяют
собой общий характер поведения ребенка,
его отношение ко всему окружающему, но
и те, которые представляют собой «заделы»
на будущее и выражаются в психологических
новообразованиях, достигаемых к концу
данного возрастного периода. Воспитание
и обучение необходимо адресуются ко всему
спектру психических качеств ребенка,
но адресуются по-разному.
Реализация специфических возрастных
возможностей психической развития происходит
благодаря участию дошкольника в соответствующих
возрасту видах деятельности: игре, речевом
общении, рисовании конструировании, музыкальной
деятельности и др.
Организация этих видов деятельности,
руководство ими, забота об и: совершенстве,
о приобретении (по мере накопления детьми
соответствующего опыта) свободного самодеятельного
характера должны постоянно находиться
в центре внимания педагогов, психологов
и родителей.
В отдельные периоды детства возникают
наиболее благоприятные условия для развития
разных сторон психики. Эти периоды называются
сензитивными, т.е. особенно чувствительными
к соответствующим внешним воздействиям.
Например, для развития речи сензитивный
период, от 1 года до 5 лет, для формирования
многих двигательных навыков - младший
школьный возраст. Если упущен сензитивный
период, то в дальнейшем соответствующие
свойства и качества психики развиваются
с трудом и не достигают совершенства.
Таким образом, детство выступает особой
субкультурой жизни чело века. Совершенно
очевидно, что мир ребенка и мир взрослого
не совпадают в едином пространстве, но
между ними возникают особые связи I взаимодействия,
которые взаимопроникают и взаимодополняют
друг друга.
Детство как социальный феномен
Поворотным пунктом к
созданию новой парадигмы детства
стал международный проект "Детство
как социальный феномен" Европейского
Центра социальной политики под руководством
датского социолога Енса Квортрупа.
Вместо привычной "психологизации"
мира детства, в центре этого проекта оказались
социально-экономические, демографические
и политические проблемы: детство как
социально-демографическая группа, его
место в социальной структуре и структуре
населения; положение детства в системе
взаимоотношений между поколениями; социография
детства ( данные демографической статистики
о динамике детского населения); положение
детей в семье; формы деятельности детей
- их трудовая занятость, школьные занятия,
досуг как "запланированная спонтанность"
и т.д.; дистрибутивная справедливость
- насколько велика и справедлива доля
получаемого детьми общественного продукта,
как он делится между разными поколениями;
экономика детства - что дети получают
от общества и каков их собственный вклад
в экономическое развитие; правовой статус
детей; отношения между государством,
родителями и детьми; диалектика защиты
детей и автономии детства . Например,
запрещение детского труда может быть
как способом защиты детей, так и способом
их дискриминации, отрицания их права
на труд. Такая же двойственность проявляется
и в законодательном регулировании детской
сексуальности, когда защита детей от
сексуальной эксплуатации взрослыми порой
оборачивается отрицанием и подавлением
сексуальных чувств и потребностей ребенка.
Намеченная Квортрупом программа была
реализована в серии подробных национальных
отчетов, описывающих социальное положение
детей в ряде стран (Канада, Чехословакия,
Дания, Англия, Финляндия, Германия, Греция,
Ирландия, Израиль, Италия, Норвегия, Шотландия,
Швеция, Швейцария, США и Югославия), результаты
которых были сведены в статистический
компендиум.. Это способствовало дальнейшему
развитию и институционализации социологии
детства.
В 1998 г. в рамках Международной социологической
ассоциации создан специальный Исследовательский
комитет по социологии детства, интересы
которого тесно переплетаются с работой
исследовательских комитетов по социологии
воспитания, семьи и молодежи, а также
ЮНИСЕФ.
Европейская Комиссия включает данные
о социальном положении детей, состоянии
их образования, здоровья и т.д. в свои
ежегодные отчеты о национальной семейной
политике европейских государств в форме
специальных докладов. Специальные международные
отчеты посвящены проблемам детской бедности,
преступности, смерти от несчастных случаев
и т.д. публикует ЮНИСЕФ. Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) регулярно собирает
и публикует данные о состоянии здоровья
и развития детей и подростков. Одним из
ведущих междисциплинарных, но по преимуществу
социологических, изданий, посвященных
детству, стал выходящий с 1994 года "глобальный
журнал исследований ребенка" Childhood.
Слово глобальность имеет в данном случае
два значения. Во-первых, журнал стремится
преодолеть европоцентризм и охватить
все страны и континенты. Во-вторых, он
является глобальным по своей тематике,
рассматривая мир детства в самом широком
социокультурном контексте, от психологии
до архитектуры (например, в каком физическом
и символическом пространстве живут и
развиваются современные городские дети
и как это влияет на их поведение и психику).
Социология детства
Одно из главных достижений
науки о детстве конца 1980-х- 1990-х
годов - появление социологии детства.
Разумеется, социологи всегда интересовались
проблемами детства, но чаще всего это
делали попутно с какими-то другими
сюжетами, в рамках социологии воспитания
или социологии семьи. "Субъектные"
аспекты и специфические
Социологическая
теория детства
Новые исследовательские вопросы
вызвали к жизни и новую теоретическую
рефлексию о детстве.
В отличие от традиционных психолого-педагогических
исследований, все еще методологически
привязанных к биологической парадигме
онтогенеза, социология детства рассматривает
его не как природную данность, а как социальный
конструкт, а детей - как соучастников
(хоть и не всегда полноправных) социального
процесса, имеющих свой собственный взгляд
на мир, подчеркивая, что детский взгляд
( точнее - взгляды) требуют к себе серьезного
внимания со стороны взрослых. Существует
несколько специфически социологических
парадигм изучении детства.
Первая парадигма - рассмотрение детства
как особого "племени" (tribal group), со
своей особой культурой, языком, игровыми
традициями и т.д., уходит своими идейными
истоками в антропологию. Слово "племя"
подчеркивает, что детская культура может
быть бесписьменной и содержит в себе
много архаических элементов, которые
непонятны взрослым и тем не менее весьма
существенны.
Вторая парадигма - дети как социальное
меньшинство, аналогичное гендерным, расовым,
социально-экономическим и этническим
меньшинствам. Эта парадигма делает исследователей
детства особенно чувствительными к проблемам
социального неравенства, отношениям
власти и дискриминации.
Третья парадигма выдвигает на первый
план проблемы маркирования социального
пространства детства как признанного
компонента всех социальных структур
- где, как и в каком именно статусе дети
участвуют в общественной жизни , как это
сказывается в членении жизненного пути
и т.д.
Наконец, четвертая парадигма ставит во
главу угла изучение дискурсов, производящих
и видоизменяющих идею ребенка и детства:
какие именно свойства детей при этом
выделяются и подчеркиваются или, наоборот,
замалчиваются, и как это, в свою очередь,
влияет на психологию детей и их взаимоотношения
со взрослыми.
Разумеется, ни одна из этих парадигм не
является самодовлеющей, это просто разные
углы зрения на один и тот же предмет. Общие
черты современной социологической теории
детства : 1) понимание ребенка как социального
субъекта и 2)понимание множественности
детства и детских миров. Это выдвигает
на первый план наиболее острые социальные
проблемы, такие как детская бедность,
беспризорность, преступность, наркомания,
проституция и т.д., причем обсуждение
причин этих явлений неразрывно связано
с поиском конкретных и эффективных методов
социальной интервенции.
При этом подчеркивается, что акцент на
помощи и социальной интервенции не означает
превращения ребенка в объект. Тем более,
что во внимании и помощи нуждаются не
только дети, обездоленные на макросоциальном
уровне. "Другие" дети, требующие
к себе повышенного внимания, постоянно
создаются и на микроуровне, в процессе
повседневного развития и общения со сверстниками.
"…Отличием "других" детей от своих
сверстников является достаточно раннее
(или сформированное семьей или совершенно
индивидуальное, природное) свойство осознания
себя "как другого", отличающегося
от принятых в детском, а особенно в подростковом
коллективе, манерами, интересами, ценностями,
привычками и пр." Это делает "социологический"
ракурс необходимым везде и всюду.
Социология детства существует и в России.
Прежде всего это государственные доклады
о положении детей и основанные на них
программы. Статистические данные собирают
и многочисленные неправительственные
организации. НИИ детства Российского
детского фонда начиная с 1990 г., регулярно
публикует доклады и исследовательские
материалы о положении детей в России,
последний такой доклад вышел в 2000 году.
К сожалению, как государственная, так
и негосударственная статистика не всегда
надежна и ее нередко используют в неблаговидных
политических целях. Социальные проблемы
детства исследуются в рамках социологии
семьи, образования, молодежи и т.д. Особое
внимание уделяется при этом наиболее
болезненным проблемам, таким, как социальное
сиротство, беспризорность, детская преступность,
проституция и т.д. Большая работа по изучению
детства в контексте социологии семьи
и образования проводится Российской
Академией образования. Интересные материалы
по комплексной социальной и психолого-педагогической
программе "Защита детства" публикует
журнал "Мир детства", издаваемый
"Социальные инновации" (с 2002 г.). В
Институте молодежи с 1998 г читаетcя курс
социологии детства. Социологически ориентирован
учебник "Социальная педагогика"
А.В. Мудрика .
Много пишут о социальном развитии детства
и ведущие отечественные психологи, хотя
с конкретными социальными фактами психологические
концепции все еще связаны слабо. Полезным
инструментом интеллектуальной координации
междисциплинарных исследований детства
стали проводимые Российским государственным
педагогическим университетом им. А.И.
Герцена ежегодные международные конференции
"Ребенок в современном мире"; последняя,
девятая конференция состоялась в 2002 году
и была посвящена теме "Дети и город".
Однако в целом российские исследования
по социологии детства остаются разрозненными
и атеоретическими.