Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение основных видов двиантного поведения и способов профилактики.
Задачи:
1.провести теоретический обзор по данной проблеме.
2.определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе,
3. дать определенное представление о девиантной поведение
4.выделить основные направления в изучении девиантного поведения.
5.рассмотреть технологию социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Девиации в структуре системы социальной работы……………………......5
1.1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения……………...5
1.2.Основные причины и факторы девиантного поведения………………...12
2.Социологическая теория самоубийства Э.Дюркгейма……………………19
3.Технология социальной работы в профилактике девиантного поведения………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
Все эти причины можно отнести к объективным причинам появления девиаций. Но есть и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций. Если общественные нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности могут быть определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов, пренебрежение социальными нормами.
Существуют и иные классификации отклоняющегося поведения подростков и юношества. Одни авторы подразделяют его на:
1) реактивно обусловленное
(побеги, суициды), обычно имеющие
в своей основе
2) вызванное низким моральным
уровнем личности (употребление
наркотиков, алкоголизм, правонарушения),
являющееся следствием
3) обусловленное патологией влечений (садизм и др.), базирующее на биологических факторах.
Другие рассматривают девиации в двух основных направлениях:
1) по форме проявления
нарушения - делинквентность, побеги
из дома, бродяжничество, ранняя
алкоголизация, сексуальные
2) в отношении причин,
факторов, мотивов, лежащих в их
основе, - биологические факторы,
а также социально-
Итак, всякое поведение, которое
вызывает неодобрение общественного
мнения, называется девиантным. Это
чрезвычайно широкий класс
1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения
В конце XIX и начале XX в. были
распространены биологические и
психологические трактовки
Уильям X. Шелдон (1940), известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал, что у людей определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью.
Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.
Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.
Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».
Для практики социально-педагогической работы важно выявить причины девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др.).
Факторы девиантного поведения образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все факторы взаимосвязаны, взаимодействуют.
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:
Одной из общих, макросоциальных причин, детерминирующих в настоящее время девиантное поведение, являются те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализации», т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей объективно приводят к усилению социальной девиации.
Вторым актуальным источником
девиантного поведения как
Существенное влияние
на распространенность девиантного
поведения оказывает морально-
Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия
жизни и воспитания в семье, проблемы
овладения знаниями и связанные
с этим неудачи в учебе, неумение
строить взаимоотношения с
Немаловажным фактором усиления
девиантного поведения
Ослабление воздействия
системы образования на правовое
и нравственное воспитание молодежи,
«задержки» в законотворчестве, приводящие
в правовому «вакууму» в
Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и микросоциальных факторов, которые могут способствовать появлению девиации в молодежной среде.
К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы жизнедеятельности подростка и юноши: семью, школу и референтную группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.
В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут быть такие стили воспитания как гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при воспитании по типу «кумира семьи».
Агрессивно - защитный тип делинквентности характеризует молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации.
Оппозиционный тип делинквентности характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным отвержением общепринятых ценностей.
Фактор семьи сказывается
не только по стилю воспитания, но и
по линии «благополучная-
Если перейти от семьи
к таким микросоциальным
Обзор основных факторов девиантного поведения будет неполным, если не сказать о генезисе девиации на индивидуальном уровне.
На этом уровне наиболее
общей причиной девиантного поведения
служит так называемая «социальная
неустроенность» как результат
несоответствия объективных свойств
индивида (включая его задатки, способности,
а также свойства, приобретенные
в процессе социализации) требованиям
занимаемой им позиции в системе
общественных отношений. Позиция может
быть «ниже» своих объективных возможностей
(молодой специалист-
К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы: