Девиации в социальной теории и практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение основных видов двиантного поведения и способов профилактики.
Задачи:
1.провести теоретический обзор по данной проблеме.
2.определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе,
3. дать определенное представление о девиантной поведение
4.выделить основные направления в изучении девиантного поведения.
5.рассмотреть технологию социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Девиации в структуре системы социальной работы……………………......5
1.1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения……………...5
1.2.Основные причины и факторы девиантного поведения………………...12
2.Социологическая теория самоубийства Э.Дюркгейма……………………19
3.Технология социальной работы в профилактике девиантного поведения………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая философия.docx

— 55.02 Кб (Скачать документ)

Все эти причины можно  отнести к объективным причинам появления девиаций. Но есть и субъективные. Личность формируется в первую очередь  под воздействием конкретных жизненных  ситуаций. Если общественные нормы  относительно стабильны, то жизненные  ситуации, опыт человека более изменчивы  и разнообразны. Поэтому в сознании личности могут быть  определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов, пренебрежение социальными  нормами.

Существуют и иные классификации  отклоняющегося поведения подростков и юношества. Одни авторы подразделяют его на:

1) реактивно обусловленное  (побеги, суициды), обычно имеющие  в своей основе психотравмирующую  ситуацию;

2) вызванное низким моральным  уровнем личности (употребление  наркотиков, алкоголизм, правонарушения), являющееся следствием неправильного  воспитания;

3) обусловленное патологией  влечений (садизм и др.), базирующее  на биологических факторах.

Другие рассматривают  девиации в двух основных направлениях:

1) по форме проявления  нарушения - делинквентность, побеги  из дома, бродяжничество, ранняя  алкоголизация, сексуальные девиации, суицидное поведение;

2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их  основе, - биологические факторы,  а также социально-психологические  основы: социальная среда и психологические  особенности возраста. Третьи авторы  все нарушения поведения подростков  и юношей подразделяют на девиантное  поведение и нарушения при  психических заболеваниях.

Итак, всякое поведение, которое  вызывает неодобрение общественного  мнения, называется девиантным. Это  чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант -любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При  такой постановке вопроса следует  говорить о формах и размерах отклонения. К видам или формам девиантного  поведения относят уголовную  преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм. В узком  понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название - делинквентное (буквально - преступное) поведение. Оба  значения употребляются в социальной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные причины и  факторы девиантного поведения

В конце XIX и начале XX в. были распространены биологические и  психологические трактовки причин девиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями  человека. Он утверждал, что «криминальный  тип» есть результат деградации к  более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как  выступающая нижняя челюсть, реденькая  бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое  распространение, и некоторые мыслители  стали его последователями - они  тоже устанавливали связь между  девиантным поведением и определенными  физическими чертами людей.

Уильям X. Шелдон (1940), известный  американский психолог и врач, подчеркивал  важность строения тела. Он считал, что  у людей определенное строение тела означает присутствие характерных  личностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и  несколько округлым телом) свойственны  общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец, эктоморф, отличающийся тонкостью  и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью  и нервозностью.

Опираясь на исследование поведения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, что  наиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятся преступниками.

Известный социальный антрополог Я. Линтон ввел понятия модальной  и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и  государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание  культурных стандартов жизни своих  молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторные», хотя могут попадать в сходные  обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими.

Нормативная личность - та, черты  которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал  личности данной культуры.

Модальная личность - статистически  более распространенный тип отклоняющихся  от идеала вариаций. И чем более  нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды  системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип  которых не совпадает с нормативной  личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих  взглядах, поведении и фантазиях  все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых общество обычно поощряет: они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно  и их вознаграждение за «примерное поведение».

Для практики социально-педагогической работы важно выявить причины  девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность и др.).

Факторы девиантного поведения  образуют сложную систему. При этом надо учитывать, что все факторы  взаимосвязаны, взаимодействуют.

Существуют общие причины  девиантного поведения для всех групп «риска»:

Одной из общих, макросоциальных  причин, детерминирующих в настоящее  время девиантное поведение, являются те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение  в понятии «маргинализации», т.е. его (общества) неустойчивость, «промежуточность», «переходность». Общая экономическая  и социальная нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ  от привычной системы ценностей  объективно приводят к усилению социальной девиации.

Вторым актуальным источником девиантного поведения как социального  явления служит социальное неравенство, весьма существенные различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей, зависящие прежде всего от социальной позиции (положения) индивида и общественной группы, их места в социальной структуре. Разрыв в возможностях удовлетворения не только витальных (необходимых для  поддержания жизненных сил), но, что  для нашего предмета особенно важно, собственно социальных потребностей: в престиже, статусе, самоутверждении  и др., не может не порождать протестных реакций, принимающих форму девиантного  поведения. Причем, как показывают многочисленные исследования, главным в генезисе девиантного поведения является не сам по себе уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, а степень, масштаб различий, «разрыв» в возможностях их удовлетворения.

Существенное влияние  на распространенность девиантного  поведения оказывает морально-этической  фактор. Молодежи приходится вырабатывать взгляды на жизнь в обстановке моральной вседозволенности так  называемого «периода первоначального  накопления капитала», когда экономическая  жизнь общества больше похожа не на рынок, а на базар, где все продается  и покупается, где торговля телом  и даже жизнью (своей и чужой) считается  рядовым событием. В этих обстоятельствах  многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных  случаях от общепризнанных правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие. Морально-этический фактор девиантного  поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь  общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается  и все покупается, торговля рабочей  силой и телом является рядовым  событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении  наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях.

Окружающая среда, которая  нейтрально благосклонно относится  к девиантному поведению. Молодые  девианты в большинстве своем  выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия  жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные  с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими  и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Немаловажным фактором усиления девиантного поведения выступают  правовой нигилизм, пренебрежительное  отношение к закону, правоохранительным органам и их представителям.

Ослабление воздействия  системы образования на правовое и нравственное воспитание молодежи, «задержки» в законотворчестве, приводящие в правовому «вакууму» в различных  сферах общественной жизни, слабая эффективность  работы правоохранительных органов - все  это способствует формированию у  молодых людей установки на возможность  решения своих жизненных проблем  в «обход» закона, в том числе  и преступными способами.

Для практики социально-педагогической работы не менее важно знание и  микросоциальных факторов, которые  могут способствовать появлению  девиации в молодежной среде.

К микросоциальным факторам обычно относят три основные сферы  жизнедеятельности подростка и  юноши: семью, школу и референтную  группу сверстников, к которым на определенном возрастном этапе прибавляются армия, место работы.

В сфере семейного воспитания неблагоприятным фактором могут  быть такие стили воспитания как  гиперопека и гипоопека, характерными признаками которых в первом случае выступает избыток, чрезмерность внимания к воспитуемому, во втором - его недостаточность. В семье могут формироваться  два типа делинквентности - агрессивно - защитный и оппозиционный. Первый формируется в обстановке эмоционального отвержения в семье, а второй - при  воспитании по типу «кумира семьи».

Агрессивно - защитный тип  делинквентности характеризует  молодых людей, отличающихся особенно трудным, агрессивным характером: они  драчливы, враждебны, конфликтны, неуступчивы, являются дезорганизаторами дисциплины, склонны к грубым хулиганским  выходкам, к ранней алкоголизации.

Оппозиционный тип делинквентности  характерен наличием у ребенка превратных представлений о себе, о своих  правах и обязанностях, упрямства, повышенной обидчивости, конфликтности в отношениях с окружающими, стремлении выделиться, показать себя, командовать, демонстративным  отвержением общепринятых ценностей.

Фактор семьи сказывается  не только по стилю воспитания, но и  по линии «благополучная-неблагополучная» семья. Распространено мнение, что подростковая и юношеская девиация имеют своим  источником исключительно неблагополучные  семьи, характеризуемые неустойчивостью  брака, разводами, дезорганизацией  общения в семье и социализации детей, алкоголизмом или наркоманией  одного или обоих родителей. Факты  показывают, что и благополучные  семьи являются «поставщиком» носителей  девиантного поведения. Тем не менее, именно неблагополучные семьи в  большей степени таят в себе возможность  девиантных проявлений со стороны младших  своих членов.

Если перейти от семьи  к таким микросоциальным факторам, как школа и группа сверстников, то коротко можно сказать, что  недостатками воспитательного процесса в школе, усугубляющими или порождающими девиации в поведении учащихся, считаются  так называемые дидактогении (изменения  в психике и поведении ученика  под влиянием ошибок учителя, воспитателя), являющиеся результатом недостаточной  психологической грамотности и  непроработанности личностных проблем  учителями; к негативным воздействиям референтной группы сверстников  обычно причисляют особенности досуговой  деятельности, бесцельное времяпровождение и др. Склонные к девиации подростки  и юноши, как правило, образуют относительно замкнутую, обособленную от других сверстников  группу, что создает благоприятные  условия для закрепления в  их личности сознательно антиобщественных установок, в том числе и преступных. Ситуация усугубляется, если в группе появляется преступный или околопреступный  «авторитет», который насаждает  в ней свое представление о  нормах поведения.

Обзор основных факторов девиантного  поведения будет неполным, если не сказать о генезисе девиации на индивидуальном уровне.

На этом уровне наиболее общей причиной девиантного поведения  служит так называемая «социальная  неустроенность» как результат  несоответствия объективных свойств  индивида (включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные  в процессе социализации) требованиям  занимаемой им позиции в системе  общественных отношений. Позиция может  быть «ниже» своих объективных возможностей (молодой специалист-безработный), индивид  может оказаться вне официальной  структуры общества (беспризорник, бродяга, бомж). Очевидно этим объясняется  повышенная девиантность маргинальных групп.

К числу факторов девиантного  поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:

Информация о работе Девиации в социальной теории и практике