Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение основных видов двиантного поведения и способов профилактики.
Задачи:
1.провести теоретический обзор по данной проблеме.
2.определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе,
3. дать определенное представление о девиантной поведение
4.выделить основные направления в изучении девиантного поведения.
5.рассмотреть технологию социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Девиации в структуре системы социальной работы……………………......5
1.1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения……………...5
1.2.Основные причины и факторы девиантного поведения………………...12
2.Социологическая теория самоубийства Э.Дюркгейма……………………19
3.Технология социальной работы в профилактике девиантного поведения………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
Проблема социального контроля сегодня является актуальной проблемой во всем мире. Общая стратегия достаточно ясна: необходим перенос акцента с наказания на превенцию, т.е. предотвращение, профилактику. Превенция предполагает воздействие на причины девиантного поведения, факторы, ему способствующие.
Выделяют два уровня мер
социального контроля: общесоциальный
и специальный (индивидуальный). Борьба
с социальными отклонениями на общесоциальном
уровне - одно из направлений социальной
политики государства. Из внедряемых в
практику технологий общесоциального
контроля можно назвать следующие:
технологии, направленные на сокращение
безработицы; технологии, направленные
на расширение доступа и законным
способам достижения успеха и продвижения
по социальной лестнице; технологии, направленные
на замещение или вытеснение наиболее
опасных форм социальной патологии
полезной деятельностью. Так, например,
если потребление алкоголя выполняет
определенные социальные функции, то,
надо искать альтернативные средства
и способы реализации соответствующих
функций (если алкоголь - для поднятия
настроения - надо находить и предполагать
что-то другое для поднятия настроения).
Это же относится и употреблению
наркотиков. В этой связи важное
значение имеют программы поддержки
семьи и детей, программы поддержки
и помощи тем, кто злоупотребляет
наркотиками и алкоголем, кто
освободился из мест лишения свободы
(это система мер
Специальные технологии (меры) или технологии специального (индивидуального) контроля - это меры индивидуального воздействия. Они, в первую очередь, опираются на медицинские и психологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствующих клиниках; психокоррекция, психотерапия, индивидуальная работа по ресоциализации осужденных в местах заключения, психологическая помощь жертвам преступления, деятельность социологических служб по анализу «групп риска», анализу работы «телефонов доверия» и т.д. Это уже работа психологов, социальных педагогов, социальных работников.
Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий неумение правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать.
Основные факторы социального контроля:
Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
Существенное сужение
репрессивных мер воздействия. Лишение
свободы приводит личность к социальной
и нравственной деградации и может
использоваться лишь как крайняя
мера воздействия. Следовательно, в
отношении молодых
Что же касается профилактики
суицидального поведения, можно
отметить, что сегодня существует
Международная ассоциация по предотвращению
самоубийств, по рекомендации которой
во многих городах мира и нашей
страны были созданы службы предупреждения
самоубийств. Это новая форма
организации медицинской и
Проблемой суицидального поведения несовершеннолетних
занимаются также учреждения социальной
защиты населения, управления здравоохранения,
общественные организации.
Существуют различные формы психопрофилактической
работы.
Первая форма – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика суицидального поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни.
Вторая форма
Третья форма – активное
социальное обучение социально-важным
навыкам. Данная модель преимущественно
реализуется в форме групповых тренингов.
В настоящее время распространены следующие
формы:
1. Тренинг устойчивости к негативному
социальному влиянию (развивает способность
сказать «нет» в случае негативного давления
сверстников).
2. Тренинг аффективно-ценностного обучения
(формируются навыки принятия решения,
повышается самооценка, стимулируются
процессы самоопределения и развития
позитивных ценностей).
3. Тренинг формирования жизненных навыков
(формируются умения общаться, поддерживать
дружеские связи и конструктивно разрешать
конфликты).
Четвёртая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия — всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного суицида. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
В различных видах
Загадка смерти всегда будет волновать
человечество: вряд ли возможно и однозначное
мнение относительно самоубийства. Наверное,
и в самом гуманном обществе обстоятельства
будут приводить людей к опасной черте.
Но, опираясь на неповторимую ценность
каждой человеческой жизни, общество может
помочь любому выработать жизнеутверждающее
мировоззрение, проникнуться верой в великое
предназначение человека. [14]
Заключение
Итак, девиантное (отклоняющееся)
поведение – это поведение
индивида или группы лиц, которое
не соответствует общепринятым нормам,
в результате чего эти нормы ими
нарушаются. Девиантное поведение –
следствие неудачного процесса социализации
личности: в результате нарушения
процессов идентификации и
Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное – терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.
Если рассматривать любые
области человеческой деятельности:
политику, управление, этику, то нельзя
вполне определенно ответить на этот
вопрос (например, какие нормы лучше:
воспринятые нами республиканские
культурные нормы или старые монархические,
современные нормы этикета или
нормы этикета наших отцов
и дедов?). Удовлетворительный ответ
на эти вопросы дать трудно. Вместе
с тем не все формы девиантного
поведения требуют столь
Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к “ненормальному” поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.
Существенное сужение
репрессивных мер воздействия. Лишение
свободы приводит личность к социальной
и нравственной деградации и может
использоваться лишь как крайняя
мера воздействия. Следовательно, в
отношении молодых
Список литературы
1. Гилинский Я.Н. Социология
девиантного поведения как
2.Жуков, Зайнышева. Теория и методика социальной работы/ жуков, Зайнышева.-М.,2005
3.Гуслякова Я.Г., Катульский
Г.Д. Российская энциклопедия
социальной работы/Я.Г.
4.Кравченко А.И. Социология/ А.И. Кравченко.- М.:Логос,2000.
5.Курбатов В.И.Социальная работа/В.И.Курбатов.-М.,2000
6.Панов А.М., Холостова
Е.И.Справочное пособие по
7.Фролов С.С.Социология/С.С.
8.Холостова Е.И.Теория
социальной работы/Е.И.
9.Шишкин А.Ф.Человеческая
природа и нравственность/А.Ф.
10.Краткий словарь по
социологии.-М.:Политиздат.-
11.Осипова О.С. Девиантное
поведение: благо и зло//
12. http://works.tarefer.ru/70/
13. http://revolution.allbest.ru/
14. http://www.psycho-physio.kiev.