Девиации в социальной теории и практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:46, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение основных видов двиантного поведения и способов профилактики.
Задачи:
1.провести теоретический обзор по данной проблеме.
2.определить место молодёжи девиантного поведения в современной обществе,
3. дать определенное представление о девиантной поведение
4.выделить основные направления в изучении девиантного поведения.
5.рассмотреть технологию социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Девиации в структуре системы социальной работы……………………......5
1.1.Основные подходы к объяснению девиантного поведения……………...5
1.2.Основные причины и факторы девиантного поведения………………...12
2.Социологическая теория самоубийства Э.Дюркгейма……………………19
3.Технология социальной работы в профилактике девиантного поведения………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая философия.docx

— 55.02 Кб (Скачать документ)

- потребность в престиже, самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей  наблюдается преждевременное развитие  этой потребности в 12-13 лет,  причем она развита сильнее,  чем у их законопослушных сверстников);

- потребность в риске;

- наличие так называемых  искусственных потребностей (в алкоголе, наркотиках);

- эмоциональная неустойчивость;

- агрессивность;

- наличие акцентуации  характера (к «группе риска»  относят гипертимную, истероидную,  шизоидную и эмоционально-лабильную  акцентуацию);

- отклонение в психическом  развитии;

- неадекватная самооценка  и др.

Завершая рассмотрения основных макросоциальных, микросоциальных  и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении молодых  людей, еще раз подчеркнем, что  все они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные  и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности  в зависимости от личностных свойств  индивида, его жизненных условий  и формы проявления девиантного  поведения.

Все эти обстоятельства необходимо иметь ввиду при организации  социальной работы с конкретными  категориями девиантной молодежи-беспризорниками, алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социологическая теория  самоубийства по Э.Дюркгейму

Центральной идеей, вокруг которой  концентрируется социологическая  проблематика, является идея социальной солидарности. Проблема социальной солидарности стоит в центре такой крупной  работы Э. Дюркгейма, как «Самоубийство», которая органически сочетает теорию с конкретно-социологической постановкой. Почему именно проблему самоубийства выбрал Дюркгейм в качестве исследования?

Во-первых, и теоретически и практически данная проблема работала на его идею социальной солидарности, вернее, на таком социальном феномене, как самоубийство, проверялся уровень  сплоченности и солидарности общества.

Во-вторых, само явление можно  более или менее определить и  количественно выразить.

В-третьих, существовала солидная официальная статистика (Адольфа  Кетле), которая имела уже определенную теоретико-методологическую и эмпирическую подготовку и позволяла оперировать  объективными данными.

Анализируя понятие самоубийства, Дюркгейм дает следующее определение: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно  или опосредованно является результатом  положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших  его результатах». На основании статистических данных он делает вывод, что кривая самоубийств не является случайностью, а подчинена известной закономерности. Дюркгейм достаточно убедительно показал  односторонность и несостоятельность  психологических, биологических, географических объяснений факта самоубийства и  рассматривал его в связи с  изменениями в структуре общества и социальными условиями, в частности:

а) семейными,

б) религиозными,

в) национальными.

Свою типологию самоубийств  Дюркгейм выводил не из индивидуальных мотивов, поскольку считал, что они  настолько многообразны и зачастую неизвестны, что не имеют социологического значения. Поэтому он исходил из специфических состояний общественного  сознания, объясняющих характер взаимоотношений  индивида и социальной группы.

Он выделял три типа самоубийств:

1)эгоистическое, 

2)альтруистическое,

3)аномическое.

В чем характерные черты  каждого из типов самоубийства и  каким социальным процессам и  состояниям общества они сопутствуют?

Первый тип самоубийств, по Дюркгейму, коренится в разрыве  социальных связей между индивидом  и группой. Как считает Дюркгейм, когда люди объединены и связаны  любовью с той группой, к которой  они принадлежат, то они легко  жертвуют своими интересами ради общей  цели и с большим упорством  борются за свое существование. Кроме  того, сознание цели, стоящей перед  ними, заставляет их забыть о личных страданиях. В коллективе, как отмечает он, можно наблюдать постоянный обмен  идей и чувств между всеми и  каждым, и поэтому индивид не предоставлен своим единичным силам, а является участником коллективной энергии и  находит в ней поддержку в  минуты слабости и упадка.

В этом плане, чем сильнее  ослабевают внутренние связи с той  группой, к которой принадлежит  индивид, тем меньше он от нее зависит  и тем больше он будет руководствоваться  соображениями своего личного интереса. И как следствие Дюркгейм дает определение эгоистическому самоубийству: «Если условиться, - пишет Дюркгейм, - называть эгоизмом такое состояние  индивида, когда индивидуальное „Я" резко противополагает себя социальному  „Я" и в ущерб этому последнему, то мы можем назвать эгоистичным  тот частный вид самоубийства, который вызывается чрезмерной индивидуализацией». Продолжая свою мысль, он подчеркивает, что крайний индивидуализм не только благоприятствует деятельности причин, вызывающих самоубийства, но может  сам считаться одной из причин такого рода. Он (индивидуализм) не только устраняет препятствия, сдерживающие стремление людей убивать себя, но сам возбуждает это стремление и  дает место специальному виду самоубийств, которые носят на себе его отпечаток. Этим, по Дюркгейму, и «оправдывается название „эгоистическое самоубийство", которое мы ему дали».

Подчеркивая роль общества в стабилизации жизни людей, он прямо  пишет, что отдельные индивиды настолько  связаны с жизнью целого общества, что последнее не может стать  больным, не заразив их. Страдания  общества, по Дюркгейму, неизбежно передаются и его членам. Более того, общество, подчеркивается им, есть цель, которой  мы отдали лучшие силы нашего существования, и поэтому, отрываясь от него, мы утрачиваем смысл нашей деятельности. Таким образом, все разочарования  индивида выражают собой состояние  разложения, в котором находится  общество.

Подводя итог своим рассуждениям относительно самоубийств данного  типа, Дюркгейм считает, что эгоизм является не вспомогательным фактором, а производящей причиной. Если разрываются  узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабла  его связь с обществом. Что  же касается фактов частной жизни, кажущихся  непосредственной и решающей причиной самоубийства, то они, по Дюркгейму, могут  быть признаны только случайными. Такова логика его мышления по данной проблеме.

Альтруистическое самоубийство выступает у Дюркгейма своеобразной обратной стороной эгоистического. Как  он подчеркивает в этой связи, если крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, то недостаточно развитая индивидуальность должна приводить  к тем же результатам. Или, говоря другими словами, когда человек  отделился от общества, то в нем  легко зарождается мысль покончить  с собой; то же самое происходит с  ним и в том случае, когда  общественность вполне и без остатка  поглощает его индивидуальность.

Как поясняет Дюркгейм, во всех этих случаях человек лишает себя жизни не потому, что он сам хотел  этого, а в силу того, что он должен был сделать так. Если он уклоняется от исполнения долга, то его ожидает  бесчестье и чаще всего религиозная  кара. Как пишет Дюркгейм: «Если  мы называем „эгоизмом" то состояние, когда человеческое „Я" живет  только личной жизнью и следует только своей личной воле, то слово „альтруизм" также точно выражает обратное состояние, когда „Я" не принадлежит самому человеку... и когда центр его  деятельности находится вне его  существа, а внутри той группы, к  которой данный индивид относится. Поэтому-то самоубийство, которое вызывается чрезмерным альтруизмом, мы и называем альтруистическим».

Правда, Дюркгейм делает пояснение. Поскольку для данного типа самоубийства характерным является то обстоятельство, что оно совершается во имя  долга, то мы должны отразить это и  терминологически и назовем его  обязательным альтруистическим типом  самоубийства. В целом же, как  считает Дюркгейм, в той среде, где властвует альтруистическое самоубийство, человек всегда готов  пожертвовать своею жизнью, но зато он так же мало дорожит и жизнью других людей.

Наконец, самоубийства вызываются аномией, социальной дезорганизацией, в итоге которой люди теряют привычный  образ жизни и не могут приспособиться (адаптироваться) к новым социальным условиям. Это особенно относится  к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся  иерархия ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа  самоубийств.

Как отмечал Дюркгейм, в  момент общественной дезорганизации - будет ли она происходить в  силу болезненного кризиса или, наоборот, в период благоприятных, но слишком  внезапных социальных преобразований - общество оказывается временно неспособным  проявлять нужное воздействие на человека, и в этом мы находим  объяснение тех резких повышений  кривой самоубийств. Причем аномия, по Дюркгейму, является в наших современных  обществах регулярным и специфическим  фактором самоубийств, отличным от всех других типов самоубийств. В чем  их отличие по Дюркгейму? Эгоистическое  самоубийство проистекает от того, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое - вызывается тем, что  индивид видит смысл жизни  вне ее самой, третий (аномический) вид  определяется беспорядочной, неурегулированной  человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями. При эгоистическом  виде самоубийства дефект находится  в собственно коллективной деятельности, которая лишается смысла и значения. Наоборот, при аномичном самоубийстве решающую роль играют исключительно  индивидуальные страсти, которые не встречают на своем пути никакого сдерживающего фактора. Поэтому  можно сказать, что эти два  типа самоубийства, несмотря на то, что  они имеют целый ряд общих  точек соприкосновения, остаются независимыми друг от друга. Причем эгоистическое  и аномическое самоубийства, по Дюркгейму, большую часть своих жертв  вербуют в разнородных слоях  общества. Первое распространено по преимуществу среди интеллигенции, в сфере  умственного труда, а второе наблюдается  главным образом в мире торговли и промышленности.

Исследование Дюркгейма  о самоубийстве имело большое  научное и практическое значение. Эта проблема стала одной из важнейших  в общей системе социологического познания общественной жизни. Последующие  исследования подтвердили правильность многих выводов Дюркгейма. Например, что процент самоубийства у мужчин выше, чем у женщин, а в городах  выше, чем в сельской местности; что  процент самоубийств выше среди  одиноких, вдовых и разведенных людей, чем среди женатых, а у женатых  он выше среди бездетных.[12]

 

3. Технология социальной  работы в профилактике и коррекции  девиантного поведения

Общество всегда прилагало  усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью  сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные  формы отклоняющегося поведения  с целью их устранения или минимизации  и приведение в соответствие с  социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного  поведения непосредственно связаны  с технологиями социального контроля.

Очевидно, что использование  уголовного наказания в отношении  гомосексуалистов, проституток и  пьяниц не теряет смысл, так как большинство  из них больные люди и нуждаются  в медицинской, психологической, социальной помощи.

Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места  лишения свободы являются основными  рассадниками гомосексуализма, школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания.

К институтам социального  контроля относят семью, государство  и его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и  неформальный контроль. Формальный контроль (официальный) осуществляется компетентными  организациями (полиция, суд), неформальный (неофициальный) - обществом, его мнением (общественным мнением). Методами контроля выступают профилактика и санкции.

Под предупреждением (профилактикой) различных форм девиантного поведения  понимается воздействие общества, институтов социального контроля, отдельных  граждан на причины девиантного  поведения. Различают 3 уровня превенции (профилактики):

1) «общесоциальная профилактика»  - воздействие на среду, экологию, экономические, социальные условия  жизни с целью их улучшения;

2)  «специальная профилактика»  - она рассчитана на обеспечение  мер безопасности, воздействие на  «группы риска», устранение обстоятельств,  способствующих совершению преступлений;

3)  «индивидуальная профилактика»  .

Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество требуют, прежде всего, организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров, домов  для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройство, «телефоны  доверия». В то же время в отношении  преступного поведения нужны  запретительно-репрессивные меры.

Информация о работе Девиации в социальной теории и практике