Деятельность потребительской кооперации Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой – выявить роль многоотраслевой деятельности потребительской кооперации Российской Федерации.

Данная цель будет реализована через следующие задачи:
ввести понятие потребительской кооперации;
изучить структуру потребительской кооперации России;
рассмотреть основные отрасли хозяйственной деятельности потребкооперации;
ознакомиться с приоритетными направлениями развития предпринимательской деятельности потребительской кооперации Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

      

      Рис. 1 Структура управления потребительским  обществом 

      Совет потребительского общества – орган  управления данного общества, которое  представляет интересы пайщиков этого  общества, защищает их права и подотчетен его общему собранию.  Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Он осуществляет следующие функции: 1) целеполагание развития потребительского общества; 2) стратегическое планирование; 3) организация хозяйственных и социальных процессов; 4) общий контроль всех процессов; 5) мотивация участия пайщиков в управлении.

      Правление потребительского общества – исполнительный орган управления общества, который  создается в каждом потребительском  обществе для руководства его хозяйственной деятельностью. Оно непосредственно организует работу потребительского общества в пределах своих полномочий. Правление выполняет следующие функции: 1) анализ внешней среды, выявление сильных и слабых сторон потребительского общества; 2) текущее планирование; 3) организация хозяйственных операций, управление трудовыми ресурсами; 4) контроль текущих результатов; 5) мотивация трудовых ресурсов.

      Ревизионная комиссия потребительского общества осуществляет контроль за соблюдением устава общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями, структурными подразделениями, представительствами и филиалами. Комиссия прежде всего контролирует работу по обеспечению сохранности имущества потребительского общества, предупреждает возможные случаи бесхозяйственности, порчи товарно-материальных ценностей.

      В целом данная система органов  общественного самоуправления демонстрирует  демократическую сущность потребительской  кооперации, наличие полезных элементов  единства в управлении кооперативными делами.

      Основным  преимуществом потребительской  кооперации России является оптимальное  сочетание финансово-хозяйственной  деятельности кооперативных предприятий  и организаций с выполнением  благородной социальной миссии по защите сельского населения, по борьбе с бедностью. Она выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки, взаимной выручки, коллективистских (общинных) начал, прямого единения различных сторон жизни сельского населения. Ее можно рассматривать как самоорганизующуюся общественную структуру и как самодостаточную, самоокупаемую хозяйственную организацию.

      Потребительская кооперация России как самобытная, социально-ориентированная система  имеет следующие преимущества:

    • собственную социальную базу (членов-пайщиков);
    • кооперативные принципы и нравственные ценности в экономической  и общественной жизни, формирующие привлекательный образ потребительской кооперации и обеспечивающие стабильность функционирования системы в целом;
    • общественное признание как социально-ориентированной системы, направляющей свою деятельность на повышение материального благосостояния своих членов;
    • осуществление организующих коммуникационных функций, превращающих предприятия кооперативной торговли в общественные центры российской деревни.

      К преимуществам потребительской кооперации относятся также кооперативная этика и деловая компетенция кооперативных работников, которые в своей деятельности на первое место ставят интересы людей, своих пайщиков, являющихся полноправными собственниками демократически управляемого кооперативного предприятия.

      Потребительская кооперация России как система хозяйствующих  субъектов имеет следующие преимущества:

    • организационное единство системы и общность экономических интересов кооперативных предприятий и организаций, обеспечивающих снижение предпринимательского риска;
    • правовое обеспечение и взаимовыгодное сотрудничество с органами государственной и муниципальной власти;
    • значительный удельный вес в структуре регионального рынка;
    • надежный рынок сбыта продукции, так как значительные ее объемы приобретаются своими членами-пайщиками;
    • гарантированные источники поступления сельскохозяйственного сырья, так как его поставщиками являются члены-пайщики и обслуживаемое сельское население;
    • надежный источник получения кредитов за счет использования заемных средств членов-пайщиков и населения;
    • сложившиеся многолетние снабженческо-сбытовые связи с местными производителями, поставщиками сырья, материалов, с членами-пайщиками и населением;
    • наличие собственной развитой производственно-экономической и социальной инфраструктуры;
    • быстрое реагирование на конъюнктуру рынка благодаря наличию малых и средних предприятий;
    • многоотраслевая производственная инфраструктура с рациональным сочетанием видов деятельности с учетом специфики местных условий;
    • высокий уровень подготовки кадров, благодаря наличию собственной системы высших, средних и начальных кооперативных учебных заведений;
    • прозрачность учета и отчетности для всех членов пайщиков.

      Как совокупность хозяйственных единиц, как деловое предприятие потребительское общество осуществляет экономическую, предпринимательскую деятельность, которая служит средством достижения целей кооператива. Основным средством достижения целей потребительской кооперации является хозяйственный успех, который достигается в отраслях деятельности самой потребительской кооперации.

Потребительская кооперация России представляет собой  целостное образование, то есть сложную  многоструктурную общественно-хозяйственную (социально-экономическую) систему, состоящую  из частей, связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Система органов управления потребительской кооперации основана на демократических принципах.  Как демократическая, народная организация потребительское общество ставит перед собой социальные, общественно значимые цели, для него важнее всего забота о благе людей, защита интересов пайщиков, человеческая ценность. 

      Глава 2.  Основные отрасли  предпринимательской  деятельности потребительской  кооперации России: характеристика и  социальное значение

      Потребительская кооперация является многоотраслевой системой. В период рыночных преобразований у нее появились новые отрасли (области) деятельности. На данный момент времени в Примерном уставе потребительского общества приводится обширный перечень как хозяйственной, так и социальной деятельности, которая включает около 40 укрупненных пунктов. В данный перечень вошли, как старые, так и новые отрасли. Среди последних можно выделить хранение нефти и продуктов ее переработки, гостиничный бизнес, пассажирские перевозки автотранспортом, юридические, медицинские, ветеринарные, фармацевтические, ритуальные услуги, лизинговая, туристическая, риэлтерская деятельность и другие. Особое место занимают услуги, связанные с осуществлением социальной миссии и получившие широкое распространение в кооперации в последние годы. К ним можно отнести ремонт и пошив одежды и обуви, парикмахерские и фотоуслуги, ремонт бытовой техники, часов, заточка режущих инструментов и т. д. Таким образом можно сделать вывод о том, что потребительская кооперация обладает полномочиями заниматься всеми видами деятельности, не запрещенные законодательством и направленные на удовлетворение потребностей своих членов.

      Каждая  из областей деятельности потребительской  кооперации представляет собой отрасль  с характерным ей единством целевых функций, качественно однородной группой хозяйственных единиц, видом продукции и услуг, условиями действия. С точки зрения целевых функций условно можно выделить три большие группы отраслей кооперативной деятельности:

    1. старые, традиционные;
    2. новые, нетрадиционные;
    3. вспомогательные, подсобные (рис.1). [2,С.320]

      Рис.1 Отрасли и виды деятельности потребительской  кооперации России 

      К старым, традиционным отраслям деятельности потребительской кооперации главным  образом относятся торговля, общественное (массовое) питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, промышленность. С точки зрения макроэкономики они многофункциональны, например, торговля и закупки экономически связывают производство и потребление. В рамках кооперативной системы старые (традиционные) отрасли выполняют двоякую роль: с одной стороны, они несут значительную социальную нагрузку, способствуют повышению уровня и качества жизни (торговля обеспечивает пайщиков товарами, причем даже в отдаленных населенных пунктах по рыночным ценам; закупки увеличивают доходы сельских жителей; рост отраслей ведет к увеличению занятости населения и т.д.), а с другой стороны, служат своего рода экономически локомотивами потребительской кооперации, потому что использование полученных в традиционных отраслях доходов в качестве инвестиций позволяет развивать все отрасли системы, всю ее инфраструктуру.

      Торговля  является самой крупной отраслью потребительской кооперации, где  совершается товарообмен посредством  денег, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров. В ней задействована значительная часть экономических ресурсов, а также занято около половины общей численности работников системы. В совокупном объеме деятельности потребительской кооперации торговля занимает 70%.

      Потребительская кооперация осуществляет внутрисистемную  оптовую и розничную торговлю.

      Оптовая торговля – это приобретение крупных  партий товаров специальными организациями  и предприятиями для их последующей  продажи и переработки. Оптовая торговля осуществляется главным образом союзом потребительских обществ через свои межрайонные и другие оптовые базы, которым принадлежат склады для приема, хранения, подсортировки и отпуска товаров, подъемно-транспортными средствами, машинными холодильниками и залами товарных образцов. По структуре ассортимента реализуемых товаров преобладают универсальные оптовые базы. Главная функция опта – снабжение товарами розничной торговли потребительской кооперации.

        Розничная торговля – это конечная  продажа магазинами и предприятиями  общественного питания преимущественно  товаров народного потребления  как индивидуальным потребителям (населению), так и коллективным (больницам,  детским садам, школам и т.п.). Розничная торговля завершает процесс обращения товаров единичными товарами или их небольшим количеством. Структура и объем розничного товарооборота являются одним из показателей материального уровня жизни населения.

      Основная  масса товаров потребительской  кооперации реализуется через собственные розничные торговые предприятия. В районных центрах и других пунктах притяжения населения кооперация имеет универмаг, магазины хозяйственных и продовольственных товаров, мелкорозничную сеть (киоски, палатки и т. п.); в крупных поселках и селах – небольшой универмаг и магазин по торговле продовольственными товарами; в населенных пунктах с небольшим числом жителей – магазины товаров повседневного спроса, магазины на дому. Для обслуживания населения мелких деревень, хуторов, аулов, а также полевых станов и животноводческих ферм используют автомагазины.

      Общественное (массовое) питание – это особая отрасль, где реализация кухонной продукции (блюд) непосредственно предшествует ее производство (приготовление). Также  предприятия общественного питания должны создавать нормальные условия для приема пищи, то есть потребления. Данная отрасль потребительской кооперации сочетает в себе выполнение трех функций: производство, реализация и потребление.

      Основными типами предприятий этой отрасли  являются столовые, кафе и кафетерии, бары, рестораны, закусочные, чайные, буфеты. Также существуют отделы и магазины кулинарии и полуфабрикатов, которые в передовых организациях кооперации предлагают населению богатый ассортимент собственной продукции, отличаются насыщенностью технологическим оборудованием и запоминающимся современным дизайном.

      Товарооборот  общественного питания включает продажу покупных товаров и реализацию продукции собственного производства. Во всем розничном товарообороте  потребительской кооперации удельный вес оборота общественного питания невелик. Однако экономическое и социальное значение отрасли не подлежит сомнению.

      Закупки сельскохозяйственных продуктов и  сырья является традиционной отраслью потребительской кооперации. Она  закупает сырье и продукцию у граждан и юридических лиц, изделия и продукцию личных подсобных хозяйств и промыслов. Потребительские общества и их союзы закупают продукты растениеводства (овощи, картофель, фрукты, хлебопродукты)  и животноводства (мясо, молоко, яйцо), животноводческое сырье (шерсть, пушнину, кожу), дикорастущие (ягоды, грибы, орехи),  лекарственно-техническое сырье, вторичное сырье (металлолом, макулатуру, тряпье) – всего несколько десятков видов продуктов и сырья.

Информация о работе Деятельность потребительской кооперации Российской Федерации