Деятельность потребительской кооперации Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой – выявить роль многоотраслевой деятельности потребительской кооперации Российской Федерации.

Данная цель будет реализована через следующие задачи:
ввести понятие потребительской кооперации;
изучить структуру потребительской кооперации России;
рассмотреть основные отрасли хозяйственной деятельности потребкооперации;
ознакомиться с приоритетными направлениями развития предпринимательской деятельности потребительской кооперации Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

      Продукты  и сырье, закупленные на рынке  сельскохозяйственных товаров, реализуется через магазины самой потребительской кооперации, используются в качестве основного сырья в кооперативном производстве, отгружаются для удовлетворения федеральных нужд специальным потребителям (например, воинским частям), предприятиям легкой и пищевой промышленности, поставляются на экспорт.

      Универсальный характер заготовительной системы  проявляется в следующих характеристиках:

    1. Закупки осуществляются для различных целей. Сырье поставляется перерабатывающим предприятиям, продукты питания направляются в торговую сеть.
    2. Неоднородность деятельности заготовительных организаций. Наряду с закупкой растительной продукции, ее переработкой, реализацией осуществляют заготовку и забой скота и птицы, ведут подсобные хозяйства, используют таробондарные производства, зверохозяйства и другие.
    3. Разнообразие форм самих заготовительных организаций и предприятий. Закупкой могут заниматься райзаготконторы, заготовительно-сбытовые базы и торгово-закупочные предприятия, а также промышленные и торговые предприятия для своих нужд.
    4. Неопределенность заготовительного оборота в территориальном разрезе. В соответствии с природно-климатическими и историческими условиями в разных регионах выращивается и закупается разнообразная продукция с преобладанием в одних районах – животноводческой, в других – растениеводческой продукции.
    5. Различаются и условия проведения закупок в разных регионах. Например, в одних районах в производстве сельскохозяйственной продукции преобладает частный сектор, в других – коллективный, в-третьих – дикорастущая продукция и дикие звери.

      Потребительская кооперация на всех этапах развития страны принимает активное участие в заготовках сельскохозяйственных и других видов продукции и сырья.

      Промышленность  потребительской кооперации насчитывает  свыше 11 тысяч предприятий (преимущественно  малых) и цехов по выработке продовольственных и непродовольственных товаров. Большинство производственных предприятий и цехов базируется на местном сырье, а их продукция существенно дополняет товарные ресурсы и реализуется в основном через магазины потребительских обществ.

      Ядром кооперативной промышленности является хлебозаводы и хлебопекарни. Экономическое  и социальное значение промышленного  хлебопечения для пайщиков и всего  остального населения велико. Потребительская  кооперация имеет большие мощности по выработке колбасных, кондитерских изделий, безалкогольных напитков, консервов. Даже малые цехи используют новые технологии и расширяют ассортимент продукции. На предприятиях вырабатываются вафли, печенье, пряники, конфеты, карамель, мармелад, мороженое, квас, пиво и другие напитки, соки, варенье, макаронные изделия, крахмал, сухое картофельное пюре, разнообразные консервы из овощей, плодов и дикорастущего сырья – около 500 видов продукции. Также широко практикуется копчение рыбы.

      Удельный  вес отдельных видов этой собственной продукции в их продаже через магазины потребительской кооперации значителен; к ним прежде всего относятся хлеб и хлебобулочные изделия, колбасы, безалкогольные напитки.

      Кроме пищевой продукции кооперативная  промышленность выпускает непродовольственные товары народного потребления (валенки, обои, швейные, меховые изделия и другие), некоторые строительные материалы (кирпич, бетон, сборный железобетон и прочее), а также торгово-технологическое оборудование.

      Промышленность  представляет собой производственную сферу потребительской кооперации.

      Новой, нетрадиционной областью деятельности потребительской кооперации является развитие платных услуг на селе.

      Услуги  – это виды целесообразной деятельности, работ, в процессе выполнения которых  обычно не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но улучшается качество уже имеющегося, созданного продукта. Услуги предоставляются в форме деятельности, само оказание которых создает желаемый результат. Полезный эффект услуги состоит в том, что она удовлетворяет потребности человека. Платные услуги выступают как товар, и является предметом купли-продажи.

      Можно выделить следующие виды услуг: бытовые, образовательные, транспортно-экспедиторские, монтаж и ремонт оборудования, средств  малой механизации, автотранспорта, переработка сельскохозяйственных продуктов, кредитно-банковские, строительные, прокат товаров хозяйственного и культурно-бытового назначения,  информационные, консультационные, посреднические, научно-технические, санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, страхования населения и организаций, туристические, трудоустройства, ухода за престарелыми и детьми.

      Услуга  как товар и обычный товар  имеют как общее, а так и  отличия. К общим характеристикам  можно отнести:

    1. они являются экономическими продуктами;
    2. обладают полезностью;
    3. подлежат оценке и оплате;
    4. предназначены для удовлетворения повседневных человеческих потребностей.

      Отличие их состоит в том, что обычный  товар (например, часы или телевизор) представляет собой готовую вещь, предмет, его «тело», как говорится, можно потрогать, в то время как услуга (починка часов или телевизора) обнаруживает себя в изменении качества существующих вещей (в устранении неисправностей) или в улучшениях социального характера (например, услуги трудоустройства безработных, образования). Услуга не принимает предметной формы.

      Все услуги, которые потребительские  общества и их союзы предоставляют  пайщикам и остальному населению, подразделяются на платные, льготные и бесплатные. Льготы по видам услуг устанавливаются для членов потребительских обществ. К услугам сельских жителей в кооперативных магазинах организуют бесплатные чайные столы и бесплатные библиотечки. Концепция развития потребительской кооперации предусматривает оказание малоимущим гражданам и инвалидам бесплатных услуг по заготовке сена и дров, вспашке огородов, доставке товаров на дом и ремонту жилья.

      Совокупность  отраслей, предприятий и организаций, которые непосредственно определяют образ и уровень жизни населения, его благосостояния, потребления, образует социальную сферу. К социальной сфере главным образом относят сферу услуг, которая включает в себя бытовое обслуживание населения.

      В общей сложности потребительская  кооперация оказывает населению  до 150 видов услуг.

      Потребительская кооперация России имеет вспомогательные, подсобные отрасли и подотрасли. Среди них можно выделить подсобное сельскохозяйственное производство; промысловое хозяйство и клеточное звероводство; собственный транспорт, используемый для перевозки товаров, закупленной сельскохозяйственной продукции, оказания услуг; капитальное строительство магазинов, столовых, других кооперативных объектов и их ремонт.

      Вспомогательные отрасли:

    1. прямо или косвенно связаны с ее торговой, производственной и заготовительной деятельностью;
    2. играют важную роль в обеспечении нормального функционирования всей системы.

      Ключевой  отраслью потребительской кооперации является торговля, вокруг которой  интегрируются все остальные  отрасли. Торговля является отраслью-ядром  всего хозяйственного комплекса  системы потребительской кооперации. Главной функцией потребительского общества заключается в торговом и бытовом обслуживании, удовлетворении потребностей пайщиков в товарах и услугах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Приоритетные направления  развития предпринимательской  деятельности потребительской кооперации в Российской Федерации

      Экономика России стабильно и динамично  развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает система организаций потребительской кооперации.

      Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые  услуги населению, производящих сельскохозяйственную продукцию.

      В настоящее время перед потребительской  кооперацией стоят следующие  задачи:

  1. Формирование и реализация опережающей наступательной стратегии потребительской кооперации, для реализации которой в настоящее время складываются необходимые условия.
  2. Модернизация структуры управления с ориентацией на экономический рост и повышение эффективности, т.к. отсутствие интеграции организаций потребкооперации в систему, основанную на единых экономических и социальных интересах, не способствует повышению эффективности работы в целом.
  3. Меры по предотвращению банкротств кооперативных организаций. Для своевременного выявления признаков и причин неплатёжеспособности и банкротства, оказания помощи в разработке антикризисной программы и реализации мер по оздоровлению необходим систематический мониторинг финансового состояния организаций потребительской кооперации с целью выделения неформальных признаков несостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства, ключевых показателей. Это потребует повышения общей юридической и финансовой грамотности руководящего звена, работников финансово-экономических и юридических служб.
  4. Для повышения интенсивности развития и снижения рисков потери доходов меры по повышению инвестиционной привлекательности организаций в рамках реализации инвестиционных программ потребительской кооперации разного уровня. При этом программы должны включать систему мер по защите организаций потребительской кооперации при привлечении инвестиционных ресурсов.
  5. Внедрение новых методов работы в области анализа, планирования, контроля и стимулирования с целью обеспечения оптимизации налоговых платежей, развития социальной сферы и защиты социально-экономических интересов пайщиков. Необходимо широко использовать современные технологии управления финансами, активно внедряя в практику хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации инструменты финансового менеджмента, антикризисного управления в целях обеспечения устойчивого экономического роста и сбалансированного социального развития.

    Работа  с пайщиками по сохранению и приумножению их численности. Это направление  деятельности должно расцениваться  как один из основных резервов экономического развития организаций потребительской  кооперации.

  1. Полномасштабное развитие кадрового потенциала всей системы      потребительской кооперации.
  2. Интеграция в международную систему организаций потребительской кооперации (Международный кооперативный альянс, Еврокооп и другие).
  3. Развитие информационного обеспечения деятельности потребкооперации, в том числе популяризация кооперативных идей и деятельности потребкооперации через средства массовой информации.
  4. Стимулирование платёжеспособного спроса населения и активизации производства в сельской местности посредством развития финансирования сельского населения, реализация программ микрофинансирования.

      Потребительская кооперация является многоотраслевой  системой, осуществляющей хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. Каждая отрасль потребительской кооперации  имеет свои приоритетные направления развития. Рассмотрим основные отрасли потребительской кооперации.

      Торговля - одно из основных и традиционных направлений  деятельности потребительской кооперации. Причём потребительская кооперация обладает опытом не только торговли на территории России, но и внешней торговли.

      Основными направлениями развития торговой деятельности и внешней торговли потребительской кооперации являются:

      -  создание мощной единой торговой системы на базе торговых предприятий и инфраструктуры потребительской кооперации, способной конкурировать с существующими сетями и объединениями (союзами) сетей, в том числе в городских поселениях, для максимального обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами при высокой эффективности деятельности.

      -   организация централизованного сбыта под едиными собственными брендами высококачественной продукции в сельской местности, в городах и за рубежом, а также закупки за рубежом необходимых товаров.

      Торговые  предприятия организаций, входящих в систему потребительской кооперации Российской Федерации, обладают огромным потенциалом развития. Вместе с тем они отличаются существенными особенностями, которые должны учитываться при определении ключевых направлений развития торговли в потребительской кооперации.

      Основной целью развития торговли в потребительской кооперации должно стать создание единых общероссийских кооперативных торговых сетей.

Информация о работе Деятельность потребительской кооперации Российской Федерации