Динамика развития молодежного сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание

Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени рекреации……………5
1.2 Функции и принципы досуга молодежи……………………..10

2. Анализ результатов исследования………………….………….13
2.1 Образование и занятость молодежи Великого Новгорода………………………………………………………….14

2.2 Самореализация молодежи Великого Новгорода…………..17
2.3 Досуг молодежи Великого Новгорода……………………….20
2.4 Социальная активность молодежи Великого Новгорода……………………………………………………………27
2.5 СМИ и молодежь……………………………………………….33

Заключение…………………………………………………………35

Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Сервис.doc

— 831.50 Кб (Скачать документ)

- досуг есть сфера  удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует  формированию ценностных ориентаций;

- досуг формирует позитивную  «Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает  удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует  самовоспитанию личности;

Таким образом, можно  констатировать, что сущностью молодёжного  досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Студенты выросшие в малых городах не реализуются в перечисленных выше факторах.

Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс)3. Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях  ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности  и доступности – то есть  возможность приобщения, вовлеченности  всех людей в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью  удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

4. Принцип преемственности  – предполагает культурное взаимодействие  и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ результатов исследования

Таблица 1.

 Социально-демографический состав респондентов (в целом, %)

Пол

Возраст

мужской

46.7

14-19 лет

28.3

женский

53.3

 20-24 года

37.3

 

25-30 лет

34.3

Род занятий

Семейное положение

1. Учащийся школы

13.3

1. Холост (не замужем)

63.7

2. Учащийся лицея

4.3

2. Состою в зарегистрированном  браке

17.7

3. Учащийся  колледжа

5.0

3. Состою в незарегистрированном  браке

16.3

4. Студент вуза

16.7

4. Разведен(а)

2.3

5. Рабочий

21.3

Количество  детей

6. Преподаватель, научный сотрудник, медицинский работник, журналист

9.3

1 ребенок

16.3

7. Работник без высшего  образования в сфере услуг,  торговли, транспорта

12.7

2 детей

3.0

8. Предприниматель или  руководящий работник в сфере  малого бизнеса (производство, оптовая торговля, туризм), финансов, страхования

6.3

3 и более

0

9. Профессиональный военный,  сотрудник МВД, силовых структур, вневедомственной охраны

5.3

 Нет детей

80.7

10. Инженер, конструктор, мастер, техник

5.7

 

Образование

Материальное  состояние

1. Неполное среднее (7-9 классов)

12.7

1. Нам не хватает  денег даже на еду

0

2. Среднее общее (10-11 классов)

16.3

2. Хватает на еду,  но покупать одежду мы не  можем

2.7

3. Среднее  профессиональное

21.7

3. Нам хватает денег  на еду и одежду, но мы не  можем покупать дорогие вещи

45.3

4. Среднее техническое 

9.7

4. Мы можем покупать  дорогие вещи, но не все, что  захотим

43.0

5. Незаконченное высшее

17.7

5. Полный порядок, не  ограничены в средствах

3.3

6. Высшее

22.0

6. Затрудняюсь ответить / нет ответа

5.7


 

 

 

2.1 Образование и занятость молодежи

     

  Сфера образования  молодежи в последний период  характеризуются противоречивыми  тенденциями: стремление   молодежи   к   образованию наталкивается  на барьеры социального порядка:  диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей,  по которым ведется подготовка, дисбаланс в оплате труда специалистов,  другие обстоятельства  как экономического, так  и  морального  порядка. Зачастую молодежь, получившая    профессиональное   образование,   остается невостребованной на    рынке    труда.

Социологическое  исследование показало весьма высокий  уровень удовлетворенности молодых  людей полученным (получаемым) образованием в нашем регионе. По мнению опрошенной молодежи, в Великом Новгороде можно получить хорошее образование (61,3%).

 

 

График 1.

Можно ли, на ваш взгляд, получить хорошее образование в великом новгороде? (в целом, %)

                            

 

И получаемое либо полученное образование их «скорее устраивает» (59,3%).

 

График 2.

Устраивает  ли вас полученное (получаемое образование)? (в целом, %)

По результатам проведения фокус-групп  были выявлены причины удовлетворенности  своим образованием у учащейся молодежи.

На вопрос: «Довольны ли вы своим образованием  тем, которое вы получаете?» были высказаны следующие мнения:

  • « На 30-40%»
  • «Не совсем довольна»

Остальные 6 человек ответили, что довольны

Из тех, кто доволен  получаемым образованием, поделились планами после окончания учебы:

  • «Я пойду учиться дальше».
  • «Не сразу найду работу»
  • «Все зависит от человека, если он хочет работать по специальности, возьмется за любую работу, чтобы набраться опыта, а не хочет то никогда не будет».

Среди проблем трудоустройства  и занятости выпускников учебных заведений называли следующие:

  • «У меня есть пример, когда человек со средним специальным образованием пытался устроиться, у него техническая специальность, говорят востребованная. И не смог устроиться, везде говорят - нужны опытные специалисты. А где опыт взять, если никто не берет. Молодых специалистов часто обманывают. У нас в городе, многие работают продавцами, работают неофициально. Никому молодые специалисты не нужны, везде опыт, а где его взять, если ты нигде не работал».
  • «Это проблема образования, после него ты не становишься ни юристом, ни педагогом, никем. От образования до работы большой интервал очень. Еще проблема - Образование как оказывается, удалено от практики, тебя учат одному, а приходишь, все совсем по другому, нужно два года опыта».
  • «Образования недостаточно, нужно во время учебы практику проходить, причем часто. Теория есть, а приходишь и не знаешь чего делать, паника сразу».

На примере высказываний группы учащейся молодежи, мы видим  тенденцию к преувеличению оценки качества образования. В процессе учебы их в большей степени устраивает образование, а после получения диплома возникают трудности с трудоустройством, связанные с качеством полученного образования.

На вопрос: «Решаются  ли местными органами самоуправления проблема молодежи, касающаяся помощи в получении образования и получения профессии?» молодежь отвечала следующим образом. Больше половины - 58% респондентов считают, что данная проблема решается частично органами муниципальной власти, 30,7% - не решается вообще, только 11,3% молодых людей ответили, что эти проблемы решаются в полной мере.

 

График 3.

Решаются ли местными органами самоуправления проблема молодежи, касающаяся помощи в получении образования и  получения профессии?( в целом, %)

В центре занятости  населения Великого Новгорода на 1 ноября 2009 года численность безработной  молодежи от 16 до 30 лет составляла 2838 человек, то есть  32,2% от общего числа  зарегистрированных безработных (для  сравнения в 2005 году было зарегистрировано безработной молодежи 1937 человек и, ежегодно показатели незначительно снижались, вплоть до 2009 года). Количество выпускников ВУЗов, официально состоящих на учете – 151 человек. Как показывает практика, самостоятельная жизнь для некоторых молодых  людей  начинается  с  долгих  поисков работы.

 

 

 

2.2. Самореализация молодежи Великого Новгорода

 

Наиболее ярко социальный оптимизм молодых людей Великого Новгорода выражает их  уверенность  в способности   добиться успеха в жизни. На вопрос считают ли они  себя способными добиться успеха в жизни, положительно ответили 76,7% респондентов. Ни в одной социальной группе (по полу, возрасту, образованию) доля молодых людей, уверенных в том, что они способны сделать свою жизнь успешной не опускается ниже 64%.  

 

График 4 .

Считаете  ли вы себя способным добиться успеха в жизни? (в целом, %)

 

Мужчины демонстрируют большую  уверенность, по сравнению с женщинами  в способности достижения жизненного успеха (82,9 и 71,3%% соответственно).

 

  График 5 .

Считаете  ли вы себя способным добиться успеха в жизни? (по полу, %)

 С возрастом у молодежи  оптимизм несколько ослабевает: если в группе молодежи от 14 до 24 лет считают возможным для  себя добиться успеха в жизни  около 83%, то для 25-30 летних планка успеха опускается до 64%.

Для того, чтобы добиться успеха, по мнению молодежи необходимо быть уверенным в себе (48,7%). Важно  также иметь полезные связи (38,7%), и обладать высокой квалификацией  и профессионализмом (36,7%).

Обратим также внимание на то, что, по мнению 17,7% молодых респондентов, успех не возможен без умения достигать  цели не обращая внимания на устаревшие и мешающие общепринятые нормы. Строгое  же соблюдение принятых в обществе норм поведения скорее мешает, чем способствует успеху – доля связывающих успех с умением преступать общепринятые нормы составила всего  1,3%.

 

График  6.

Как по-вашему, что наиболее важно для  достижения успеха в жизни? (в целом, %)

 

 

Новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия требуют более раннего  самоопределения и высокого напряжения сил. В молодежной среде усиливаются  такие качества, как самостоятельность, мобильность, восприимчивость к новому,  адаптация   к  жизненным   переменам.

В представлениях молодежи о жизненных ценностях, явно преобладают  три составляющие – семейное счастье, любовь (63,3%), материальный достаток (57,7%) и профессиональная карьера (42%). При общем доминировании приведенных выше ценностей в группах мужчин и женщин, все же на первое месте мужчины ставят  материальный достаток -  60,7%, а женщины – семейное счастье, любовь - 73,8%

В числе ценностей, имеющих  наименьшее значение – достижение в искусстве, науке, спорте и политическая карьера (менее 10%).      

По результатам сравнительных  общероссийских исследований4, в представлениях молодежи о том, в чем заключается жизненный успех, явно доминируют две составляющие – материальный достаток и семейное счастье. Именно этим же составляющим жизненного успеха отдает приоритет и новгородская молодежь, по данным опроса 2010 года.

2.3. Досуг молодежи

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности  молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга.

Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным  инновациям, которые оказывают различное  по своей направленности влияние на становление личности молодого человека. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Информация о работе Динамика развития молодежного сервиса