Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:21, контрольная работа
Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.
Введение…………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени рекреации……………5
1.2 Функции и принципы досуга молодежи……………………..10
2. Анализ результатов исследования………………….………….13
2.1 Образование и занятость молодежи Великого Новгорода………………………………………………………….14
2.2 Самореализация молодежи Великого Новгорода…………..17
2.3 Досуг молодежи Великого Новгорода……………………….20
2.4 Социальная активность молодежи Великого Новгорода……………………………………………………………27
2.5 СМИ и молодежь……………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………35
Список литературы…………………………………
- досуг есть сфера
удовлетворения потребностей
- досуг способствует
формированию ценностных
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Студенты выросшие в малых городах не реализуются в перечисленных выше факторах.
Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс)3. Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности
и доступности – то есть
возможность приобщения, вовлеченности
всех людей в сферу
2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
3. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
4. Принцип преемственности
– предполагает культурное
2.Анализ результатов исследования
Таблица 1.
Социально-демографический состав респондентов (в целом, %)
Пол |
Возраст | ||
мужской |
46.7 |
14-19 лет |
28.3 |
женский |
53.3 |
20-24 года |
37.3 |
25-30 лет |
34.3 | ||
Род занятий |
Семейное положение | ||
1. Учащийся школы |
13.3 |
1. Холост (не замужем) |
63.7 |
2. Учащийся лицея |
4.3 |
2. Состою в зарегистрированном браке |
17.7 |
3. Учащийся колледжа |
5.0 |
3. Состою в незарегистрированном браке |
16.3 |
4. Студент вуза |
16.7 |
4. Разведен(а) |
2.3 |
5. Рабочий |
21.3 |
Количество детей | |
6. Преподаватель, научный сотрудник, медицинский работник, журналист |
9.3 |
1 ребенок |
16.3 |
7. Работник без высшего образования в сфере услуг, торговли, транспорта |
12.7 |
2 детей |
3.0 |
8. Предприниматель или руководящий работник в сфере малого бизнеса (производство, оптовая торговля, туризм), финансов, страхования |
6.3 |
3 и более |
0 |
9. Профессиональный военный,
сотрудник МВД, силовых |
5.3 |
Нет детей |
80.7 |
10. Инженер, конструктор, мастер, техник |
5.7 |
||
Образование |
Материальное состояние | ||
1. Неполное среднее (7-9 классов) |
12.7 |
1. Нам не хватает денег даже на еду |
0 |
2. Среднее общее (10-11 классов) |
16.3 |
2. Хватает на еду, но покупать одежду мы не можем |
2.7 |
3. Среднее профессиональное |
21.7 |
3. Нам хватает денег на еду и одежду, но мы не можем покупать дорогие вещи |
45.3 |
4. Среднее техническое |
9.7 |
4. Мы можем покупать дорогие вещи, но не все, что захотим |
43.0 |
5. Незаконченное высшее |
17.7 |
5. Полный порядок, не ограничены в средствах |
3.3 |
6. Высшее |
22.0 |
6. Затрудняюсь ответить / нет ответа |
5.7 |
2.1 Образование и занятость молодежи
Сфера образования
молодежи в последний период
характеризуются
Социологическое
исследование показало весьма высокий
уровень удовлетворенности
График 1.
Можно ли, на ваш взгляд, получить хорошее образование в великом новгороде? (в целом, %)
И получаемое либо полученное образование их «скорее устраивает» (59,3%).
График 2.
Устраивает ли вас полученное (получаемое образование)? (в целом, %)
По результатам проведения фокус-групп были выявлены причины удовлетворенности своим образованием у учащейся молодежи.
На вопрос: «Довольны ли вы своим образованием тем, которое вы получаете?» были высказаны следующие мнения:
Остальные 6 человек ответили, что довольны
Из тех, кто доволен получаемым образованием, поделились планами после окончания учебы:
Среди проблем трудоустройства и занятости выпускников учебных заведений называли следующие:
На примере высказываний
группы учащейся молодежи, мы видим
тенденцию к преувеличению
На вопрос: «Решаются ли местными органами самоуправления проблема молодежи, касающаяся помощи в получении образования и получения профессии?» молодежь отвечала следующим образом. Больше половины - 58% респондентов считают, что данная проблема решается частично органами муниципальной власти, 30,7% - не решается вообще, только 11,3% молодых людей ответили, что эти проблемы решаются в полной мере.
График 3.
Решаются ли местными органами самоуправления проблема молодежи, касающаяся помощи в получении образования и получения профессии?( в целом, %)
В центре занятости населения Великого Новгорода на 1 ноября 2009 года численность безработной молодежи от 16 до 30 лет составляла 2838 человек, то есть 32,2% от общего числа зарегистрированных безработных (для сравнения в 2005 году было зарегистрировано безработной молодежи 1937 человек и, ежегодно показатели незначительно снижались, вплоть до 2009 года). Количество выпускников ВУЗов, официально состоящих на учете – 151 человек. Как показывает практика, самостоятельная жизнь для некоторых молодых людей начинается с долгих поисков работы.
2.2. Самореализация молодежи Великого Новгорода
Наиболее ярко социальный оптимизм молодых людей Великого Новгорода выражает их уверенность в способности добиться успеха в жизни. На вопрос считают ли они себя способными добиться успеха в жизни, положительно ответили 76,7% респондентов. Ни в одной социальной группе (по полу, возрасту, образованию) доля молодых людей, уверенных в том, что они способны сделать свою жизнь успешной не опускается ниже 64%.
График 4 .
Считаете ли вы себя способным добиться успеха в жизни? (в целом, %)
Мужчины демонстрируют большую уверенность, по сравнению с женщинами в способности достижения жизненного успеха (82,9 и 71,3%% соответственно).
График 5 .
Считаете ли вы себя способным добиться успеха в жизни? (по полу, %)
С возрастом у молодежи оптимизм несколько ослабевает: если в группе молодежи от 14 до 24 лет считают возможным для себя добиться успеха в жизни около 83%, то для 25-30 летних планка успеха опускается до 64%.
Для того, чтобы добиться успеха, по мнению молодежи необходимо быть уверенным в себе (48,7%). Важно также иметь полезные связи (38,7%), и обладать высокой квалификацией и профессионализмом (36,7%).
Обратим также внимание на то, что, по мнению 17,7% молодых респондентов, успех не возможен без умения достигать цели не обращая внимания на устаревшие и мешающие общепринятые нормы. Строгое же соблюдение принятых в обществе норм поведения скорее мешает, чем способствует успеху – доля связывающих успех с умением преступать общепринятые нормы составила всего 1,3%.
График 6.
Как по-вашему, что наиболее важно для достижения успеха в жизни? (в целом, %)
Новые возможности выбора, ставка на собственные силы в достижении жизненного успеха, отсутствие гарантий благополучия требуют более раннего самоопределения и высокого напряжения сил. В молодежной среде усиливаются такие качества, как самостоятельность, мобильность, восприимчивость к новому, адаптация к жизненным переменам.
В представлениях молодежи о жизненных ценностях, явно преобладают три составляющие – семейное счастье, любовь (63,3%), материальный достаток (57,7%) и профессиональная карьера (42%). При общем доминировании приведенных выше ценностей в группах мужчин и женщин, все же на первое месте мужчины ставят материальный достаток - 60,7%, а женщины – семейное счастье, любовь - 73,8%
В числе ценностей, имеющих наименьшее значение – достижение в искусстве, науке, спорте и политическая карьера (менее 10%).
По результатам сравнительных общероссийских исследований4, в представлениях молодежи о том, в чем заключается жизненный успех, явно доминируют две составляющие – материальный достаток и семейное счастье. Именно этим же составляющим жизненного успеха отдает приоритет и новгородская молодежь, по данным опроса 2010 года.
2.3. Досуг молодежи
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга.
Молодежь представляет
собой особую социальную группу, наиболее
восприимчивую к