Динамика развития молодежного сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:21, контрольная работа

Описание

Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени рекреации……………5
1.2 Функции и принципы досуга молодежи……………………..10

2. Анализ результатов исследования………………….………….13
2.1 Образование и занятость молодежи Великого Новгорода………………………………………………………….14

2.2 Самореализация молодежи Великого Новгорода…………..17
2.3 Досуг молодежи Великого Новгорода……………………….20
2.4 Социальная активность молодежи Великого Новгорода……………………………………………………………27
2.5 СМИ и молодежь……………………………………………….33

Заключение…………………………………………………………35

Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Сервис.doc

— 831.50 Кб (Скачать документ)

На вопрос: «Как вы обычно проводите свободное время? Какие  места посещаете?» участники фокус-групп  отвечали следующим образом:

Группа «Учащиеся»:

  • «Сейчас в походы не хожу, и жизнь стала однообразной: учеба, дом, компьютер».
  • «Дома у меня основное – компьютер, еще хожу гулять, увлекаюсь музыкой, хожу на футбол иногда на баскетбол. Вообще я за активный отдых».
  • «Когда я поступила в колледж искусств, то времени у меня свободного хватает, только чтобы дома посидеть спокойно. Свободное время - может быть - есть, но не хочется никуда идти, устаю».
  • «Я сижу за компьютером, хожу просто гулять, люблю ходить на каток».

Ответы участников фокус группы – работающая молодежь выглядят следующим образом:

- Как и  где вы обычно проводите свободное  время?

  • «На катке»

 

  • «В парк ходим гулять»

 

  • «Общение с друзьями»

 

  • «В кино ходим с друзьями»

 

  • «Занятия с ребенком, гуляем в парке иногда»

 

  • «Летом часто в деревню выезжаем»

 

В различных фокус-группах  ответы участников отличаются. Так, в  группе молодежных лидеров участники  фокус-групп предпочитают активный отдых, что подтверждает гипотезу: «если  человек – активный, то он активен  во всем».

  • «Мне друзья из других городов часто задают этот вопрос, что вы там в Новгороде делаете, а я отвечаю, что придумаем, то и делаем. У меня замечательное окружение, хорошие друзья, мы каждые выходные что-то придумываем, мы организуем различные игры, хорошая погода – катаемся на коньках, плохая – можем пойти в клубы, при желании можно организовать свой досуг прекрасно, и найти интересное занятие».
  • «Я занимаюсь в Новгородском клубе знатоков «Что? Где? Когда?», занимаюсь профессионально, тренировки два раза в неделю, собираемся ехать на чемпионат России. Также я занимаюсь бальными танцами, недавно, но меня очень захватило и даже не представляю себя без них. Я увлекаюсь роком и стараюсь посещать все концерты, которые здесь проходят».
  • «Для меня вопрос досуга больной, наверное, сложно найти более занятого человека, чем я. Но меня удивляет, когда люди говорят: «У меня нет времени на это». Не может не быть свободного времени вообще. Для меня в досуге главное – это самоорганизация. Я знаком с многими креативными интересными людьми и стараюсь вливаться во все интересные события Великого Новгорода, исключая дискотечные тусовки, я их не посещаю. Я посещаю что-то связанное с приключениями: пейнтбол, прыжки какие-то, то, что вызывает приключенческие чувства».

По результатам количественного опроса: в первую очередь, опрошенная молодежь в свободное время занимается  общением с друзьями (67,0%), на втором месте стоит просмотр телепередач – почти 64,3%, слушают музыку и читают книги 49,3% респондентов, компьютерные развлечения и Интернет – 47,7%, предпочитают просто ничего не делать, отдыхать, проводить время на природе, гулять 43-45,7%.

График 7.

 Чем вы обычно занимаетесь в свободное время? (в целом, %)

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что  учащиеся, студенческая и рабочая молодежь имеет четко сформированное мнение по вопросам досуга. Взгляды меняются в зависимости от времени года, социального статуса, и в связи с развитием, взрослением.

В фокус-группе – работающая молодежь на вопрос: «Какие кружки или спортивные секции вы посещаете?»

Девушки отвечают:

  • «Когда деньги были лишние, посещали, а теперь денег нет, не посещаем».
  • «Я до замужества на шейпинг ходила и бегом занималась, волейболом, все что могла… а сейчас ничего не осталось».

- А желание есть?

  • - Да, есть, вот недавно совсем с девчонками собирались в спортзал, но зарплату из-за кризиса настолько урезали, что куда-то еще идти…

- То есть  из-за нехватки денег не занимаетесь?

  • - Это вопрос и денег и времени.

- Каких досуговых  учреждений не хватает в нашем городе?(ответы молодежи из группы – молодежные лидеры):

  • «Я не вижу здесь никакой проблемы, так как интересное мероприятие можно организовать прямо на улице».

Ответы учащейся молодежи:

  • «Мало бесплатного досуга».
  • «Развлекательных учреждений недостаточно».

Ответы работающей молодежи:

  • «Не хватает таких  заведений, где бы все развлечения были в одном месте. Чтобы там был и боулинг и бильярд, и Аквапарк…»
  • «В Боровичах такой центр есть, а нам в Новгороде хочется!»

 

При анализе проведения структуры свободного времени в молодежной среде можно сказать, что уровень развития сферы культурного досуга и занятий спортом в Великом Новгороде не полностью удовлетворяют уровню интересов и потребностей молодежи.  Это видно и по результатам количественного опроса:

 

График 8.

Вы  удовлетворены условиями (возможностью) для проведения культурного досуга и занятий спортом, физической культурой в городе? (в целом, %)

 

1. Условиями  (возможностью) для проведения культурного  досуга (в целом, %)

 

График 9.

2. Условиями  (возможностью) для занятий спортом, физической культурой (в целом, %)

Следует отметить, что  при достаточности альтернатив  в сфере потребления культурных ценностей, возможности в проявлении творческой активности и самостоятельности, индивидуально–личностном самовыражении и самосовершенствовании в формально организованных структурах - крайне ограничены.

И, тем не менее, молодежь не видит в организации досуговой  занятости серьезной поддержки  властных структур. Более 60% опрошенной молодежи ответили, что местными органами власти такие проблемы как:

1. обеспечение доступности занятий физкультурой и спортом;

2. поддержка культурных центров молодежи;

3. развитие условий для отдыха и развлечений молодежи;

4. обеспечение условий для развития молодежного творчества –

решаются частично. До 20% респондентов считают, что эти  проблемы муниципальными властями не решаются вообще. И только от 9 до 15%, в зависимости от проблемы досуговой  занятости молодежи, решаются в полной мере.

 

 

 

График 10.

Решаются  ли местными органами власти следующие  проблемы молодежи?  (в целом, %)

Досуг выступает  в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено  деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Досуг воспринимается молодежью  как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит  общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее  время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи.

 

 

 

 

 

 

2.4. Социальная активность молодежи

 

Молодежная политика на территории Великого Новгорода является продолжением государственной политики и составной частью муниципальной  экономической и социальной политики.

Однако, по данным исследования, среди молодежи Великого Новгорода присутствует пессимизм в отношении возможностей молодежи влиять на социальную политику города. Так, от 41 до 54% респондентов говорили о том, что у молодежи Великого Новгорода нет возможности: влиять на политику города, доносить свои интересы до власти и отстаивать их, осуществлять диалог с властью по проблемам молодежи.

 

График 11.

У молодежи Великого Новгорода нет  возможности (в целом, %)

С возрастом пессимизм  в отношении возможностей влияния  на социальную политику города возрастает.

 

Таблица 2.

Имеется ли у молодежи Великого Новгорода  сегодня возможность: (по возрасту, %)

Такой возможности  нет 

14-19 лет

20-24 года

25-30 лет

Влиять на политику города

42,4

52,7

64,1

Доносить свои интересы до власти и отстаивать их

36,5

44,6

53,4

Осуществлять диалог с властью по проблемам молодежи

32,9

39,3

50,5

Создавать различные  политические молодежные организации  для представительства своих  интересов

20,0

25,9

31,1

Создавать различные  организации и клубы по интересам

7,1

15,2

12,6


 

В то же время около  половины молодых людей уверены, что у молодежи Великого Новгорода  есть возможность: создавать различные  политические молодежные организации  для представительства своих  интересов - 42,7%, создавать различные организации и клубы по интересам - 58,7%.

Приведенные данные в  целом соответствуют результатам  общероссийских социологических исследований5, в которых отмечается, что 68% молодежи в российских регионах не видят возможностей воздействовать на политику государства и 97% - доносить свои интересы до власти. Одновременно от 47% до 67% считают, что в России есть потенциал для создания молодежных политических и неполитических компаний и клубов по интересам.

Решение возникающих  в молодежной сфере социальных проблем, связанных с трудоустройством, обеспечением жильем, забота о молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию (из многодетных, неполных семей, инвалиды, дети-сироты, безработные и ряд других), не может быть реализовано без участия муниципальных органов власти по организации работы в сфере  социальной защиты, разворачиванию деятельности социальных служб для молодежи. 

Как показали результаты нашего исследования, молодежь города считает, что молодежные проблемы либо частично решаются местными властями, либо не решаются совсем. Так, в числе наиболее острых, не решаемых проблем (отметили от 50 до 67%) – помощь в решении жилищной проблемы, поддержка молодежного предпринимательства, создание целевого резерва рабочих мест для молодежи, поддержка малоимущей молодежи и обеспечение психологической поддержки молодых людей в трудных жизненных ситуациях.

 

Что касается жилищных проблем , то по данным фокус-групп они стоят на первом у молодежи.

Цитаты:

  • «С жильем должно как-то помогать государство»
  • « Государство нам пытается навязать кабалу на всю жизнь в виде ипотеки, эта помощь такая сомнительная».

По данным опроса, только половина молодых людей имеет  свое жилье, каждый пятый молодой  человек снимает жилье, 15,7% - проживают  с родителями.

 

По информации управления по жилищным вопросам, Администрацией  Великого Новгорода, отдельный учет молодых людей в возрасте до 30 лет, нуждающихся в жилье, не ведется. При разработке Программы обеспечения жильем молодых семей в Великом Новгороде на 2002-2010гг, была произведена выборка молодых семей нуждающихся в жилье и состоящих на учете в управлении по жилищным вопросам всего 515 молодых семей. В это число не включены молодые семь, проживающие в составе родительской семьи. Поэтому реальное число молодых семей, нуждающихся в собственном жилье – в 2-3 раза выше. С 2003 по 2007 гг. ипотечные займы по указанной программе получили 43 семьи.

В 2008 году управлением  по жилищным вопросам была разработана  Муниципальная целевая программа, направленная на оказание социальной поддержки граждан, нуждающимся в  улучшении жилищных условий, в том числе молодым семьям и рассчитана эта программа на период с 2008 по 2012гг. За время действия этой программы социальные выплаты на приобретение жилья получили 40 молодых семей, а на середину января 2010 года состоят на учете в качестве нуждающихся 714 молодых семей.

Среди частично решаемых проблем (отметили от 70 до 77%) молодые  люди чаще всего отмечали те, которые  связаны прежде всего с творчеством  молодежи и проведением досуга, а  именно: развитие условий для отдыха и развлечения молодежи, обеспечение условий для развития молодежного творчества, поддержку культурных центров для молодежи, обеспечение доступности занятий физкультурой и спортом.

Информация о работе Динамика развития молодежного сервиса