Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:21, контрольная работа
Цель исследования - на основе социологического анализа выявить структурно-функциональные характеристики досуговой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру и функции досуговой сферы жизнедеятельности.
2. Рассмотреть современную российскую молодежь как субъект досуговой деятельности.
Введение…………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты социологического анализа молодёжного досуга
1.1 Понятие досуга, свободного времени рекреации……………5
1.2 Функции и принципы досуга молодежи……………………..10
2. Анализ результатов исследования………………….………….13
2.1 Образование и занятость молодежи Великого Новгорода………………………………………………………….14
2.2 Самореализация молодежи Великого Новгорода…………..17
2.3 Досуг молодежи Великого Новгорода……………………….20
2.4 Социальная активность молодежи Великого Новгорода……………………………………………………………27
2.5 СМИ и молодежь……………………………………………….33
Заключение…………………………………………………………35
Список литературы…………………………………
Таблица 3.
Решаются ли местными органами власти следующие проблемы молодежи? (в целом, %)
Проблемы |
Не решаются |
Решаются частично |
Решаются в полной мере |
Обеспечения безопасности на улицах и в местах сбора молодежи |
27.0 |
68.3 |
4.7 |
Поддержки малоимущей молодежи |
51.0 |
47.0 |
2.0 |
Помощи в получении образования и приобретении профессии |
30.7 |
58.0 |
11.3 |
Создания целевого резерва рабочих мест для молодежи |
55.0 |
43.3 |
1.7 |
Обеспечения психологической поддержки молодых людей в трудных жизненных ситуациях |
50.7 |
45.0 |
4.3 |
Обеспечения доступности занятий физкультурой и спортом |
17.3 |
67.3 |
15.3 |
Поддержки культурных центров для молодежи |
19.7 |
70.3 |
10.0 |
Помощи в решении жилищной проблемы |
67.0 |
32.0 |
1.0 |
Поддержки молодежного предпринимательства |
63.3 |
36.0 |
0.7 |
Обеспечения условий для развития молодежного творчества |
15.3 |
74.3 |
10.3 |
Обеспечения прав молодой личности от произвола со стороны взрослых |
39.3 |
58.0 |
2.7 |
Развития условий для отдыха и развлечения молодежи |
13.0 |
77.7 |
9.3 |
В исследовании
зафиксирована низкая социальн
График 12.
Состоите ли вы или хотели бы состоять членом какой-либо общественной организации–партии, общественного движения, некоммерческой организации? (в целом, %)
Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большую заинтересованность участия в общественной деятельности. Так, готовность участвовать в работе политических и общественных объединений выразила каждая третья женщина и каждый пятый мужчина.
В числе причин низкой социально-политической активности молодые люди чаще всего отмечают отсутствие времени и интереса к общественной деятельности.
График 13.
Если вы не участвуете в деятельности какой-либо общественной организации, то почему? (в целом, %)
Около половины молодых людей (44,7%) считают, что участие в деятельности молодежной организации может лишь частично помочь приобрести знания и навыки, позволяющие лучше отстаивать свои права и интересы. В том, что это возможно, уверены только 14,3%. Около 10%, напротив, считают, что участие в молодежных организациях не могут способствовать приобретению навыков и знаний для отстаивания своих прав. Треть молодых людей затруднились ответить на этот вопрос.
Следствием нежелания участвовать в деятельности общественно-политических организаций, которые могли бы способствовать, в том числе и защите прав молодежи, является то, что для защиты своих прав и интересов молодые люди готовы в первую очередь обращаться в суд (59,3%), а 42% респондентов к родственникам и знакомым.
2.5. СМИ и молодежь
По данным опроса, молодежь в качестве источника информации предпочитает обращаться к центральным каналам телевидения и сети Интернет, и они же пользуются наибольшим доверием, наряду с радиостанциями. Местные СМИ – телевидение и пресса не столь популярны у молодежи, наряду с центральными СМИ и Интернетом молодые люди чаще обращаются за информацией к друзьям, родственникам, коллегам по работе, а потом уже к Новгородским СМИ.
График 16.
Источники информации, из которых чаще всего получает молодежь информацию о том, что происходит в мире, стране и городе. И те, информация которых заслуживает доверия (%)
По мнению участников фокус-групп, в Великом Новгороде назрела потребность в молодежных СМИ, где можно было бы обсудить социальные проблемы, высказать свои мнения по актуальным темам, волнующих молодежь. Отсутствие молодежных программ в местных СМИ отмечали во всех фокус-группах:
По мнению молодежи, участвующих в групповых опросах, в местных СМИ необходимы дискуссионные программы для молодежи. Вот какие мнения прозвучали в группах молодежи:
Заключение
Большая часть новгородской молодежи практически не готова проявлять социальную активность. Как показало проведенное исследование, чем меньше молодой человек проявляет свою социальную активность, тем больше он заинтересован в материальном, организационном, регламентирующем участии в его жизни государства и смежных с ним структур. В результате сформированная зависимость от патронажа родителей перекладывается в значительной степени на общественные и государственные структуры.
Рекомендация: Общественным организациям при содействии муниципальных структур необходимо разрабатывать и распространять специальные информационные материалы, мотивирующие самостоятельную деятельность, способствующие проявлению активности в молодежной среде.
Рекомендация: Программы поддержки молодежи необходимо ориентировать не на внешние организационные усилия органов власти, как принято традиционно, а на вовлечение активной молодежи в социальные процессы с учетом стремления, особенностей и специфики поведения новгородских лидеров в молодежной среде.
Рекомендация: При планировании молодежной политики в Великом Новгороде необходимо создавать систему специальных форм поддержки социально - значимых инициатив молодежи по следующим направлениям:
Список литературы
1.Виталий Денисов. Ставка на будущее, «Красная звезда»., 18 июля 2009 г.
2. Дробииская Е.И., Соколов
Э.В. Свободное время и
3. Кэндо. Т. Досуг
и популярная культура в
4.. Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24
5.Исследования среднерусского консалтингового центра (г. Владимир), «Молодежь России - ценности, намерения и стремления». 2000 и 2005 г. Опрос проводился в Алтайский крае, Владимирской области, Республике Коми, Новгородской области, Приморском крае, Саратовская области среди молодежи 14-30 лет.
6.Анализ статистики, предоставленной службами и Комитетами Администрации Великого Новгорода и области, в т.ч.:
1 Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
2 Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное
время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7-
17
3«Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24
4Исследования среднерусского консалтингового центра (г. Владимир), «Молодежь России - ценности, намерения и стремления». 2000 и 2005 г. Опрос проводился в Алтайский крае, Владимирской области, Республике Коми, Новгородской области, Приморском крае, Саратовская области среди молодежи 14-30 лет.
5 Виталий Денисов. Ставка на будущее, «Красная звезда»., 18 июля 2009 г.