Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:28, реферат
Целью данного исследования является: анализ работы «Прозрачное общество» итальянского философа Джанни Ваттимо и выделение модели эпохи постмодерна заданной им.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
проследить эволюцию понятия «постмодерн»;
определить основные признаки, присущие эпохи постмодерна, которые, так или иначе, присутствуют в подходах у разных представителей, исследовавших и исследующих постмодерн;
проанализировать работу Джанни Ваттимо «Прозрачное общество», на предмет подтверждения наличия определённых признаков и выделение специфики в концепции Ваттимо.
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эпоха постмодерна…………………………………………………………………...8
1.1.Недоверие к. метарассказам……………………………………………………………...10
1.2. Признание множественности……………………………………………………………11
1.3. Переосмысление языка…………………………………………………………………….12
1.4. Деконструкция……………………………………………………………………………12
1.5. « Смерть субъекта»………………………………………………………………………13
1.6. Постмодернисткая чувствительность…………………………………………………..14
1.7. Медиатизация………………………………………………………………………………….15
1.8. Незавершённость………………………………………………………………………………16
Глава 2. Модель общества постмодерна у Джанни Ваттимо………………………………18
2.1. Медиатизация как источник перемен…………………………………………………...18
2.2. Разрушение веры в « великие» идеи современности…………………………………..19
2.3. Множественность форм жизни………………………………………………………….20
2.4. Влияние переосмысления языка и деконструкции на взаимодействие между различными формами жизни……………………………………………… ………………..22
2.5. Массовый эстетический опыт, порождаемый удовольствием от незавершённости...25
2.6. Задачи философии в связи со «смертью субъекта» и «постмодернистской чувствительностью»……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………29
Список используемой литературы…………………………………………………………...31
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Петрозаводского Государственного Университета
Кольский филиал
Джанни Ваттимо «Прозрачное общество»
студентки 2 курса
Апатиты
2007
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эпоха постмодерна…………………………………
1.1.Недоверие к. метарассказам……………………………………………
1.2. Признание множественности……………
1.3. Переосмысление языка…………………………
1.4. Деконструкция……………………………………………
1.5. « Смерть субъекта»………………………………
1.6. Постмодернисткая
1.7. Медиатизация………………………………………………
1.8. Незавершённость………………………………………
Глава 2. Модель общества постмодерна у Джанни Ваттимо………………………………18
2.1. Медиатизация как источник
перемен…………………………………………………...
2.2. Разрушение веры в « великие»
идеи современности………………………………
2.3. Множественность форм жизни…………
2.4. Влияние переосмысления языка
и деконструкции на
2.5. Массовый эстетический опыт, порождаемый удовольствием от незавершённости...25
2.6. Задачи философии в связи
со «смертью субъекта» и «постмодернистской
чувствительностью»………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение.
Последние десятилетия двадцатого века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную реальность. Речь идет о рождении новой эпохи под названием постмодерн. Которая характеризуется активным вхождение в жизнь общества новейших информационных технологий и формировании и распространении особого нового типа умонастроения, мироощущения. Существует весьма широкий спектр оценок - от признания постмодерна самой актуальной частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру.
Споры о постмодерне начались с момента его возникновения и продолжаются до сих пор. Сложность и неоднозначность определения истоков, хронологических рамок постмодерна, выделение доминирующих качественных характеристик, изучение особенностей функционирования постмодернистского понятийного аппарата говорит о значимости данной темы для исследования.
Философы, социологи, культурологи, политики, которые занимались и занимаются исследованием данной эпохи, приходят к выводу о том, что развитие новейших технологий породило необратимые изменения, характеризующиеся резким ростом культурного и социального многообразия, отходом от ранее господствовавшей унификации и от принципа центрации мира, переосмыслением языка и его роли, всемирным распространением средств массовой информации, изменением статуса искусства. Все эти особенности обнаруживают себя в характерных чертах присущих данной эпохе. И эти характерные особенности (признаки) нуждаются в осмыслении.
Постмодернизм как философская и художественная система, активно функционирует, продолжает оставаться в центре внимания отечественных и зарубежных ученых, вызывает оживленные дискуссии и получает неоднозначные оценки, именно этим обуславливается актуальность темы данной работы: анализ произведения Джанни Ваттимо «Прозрачное общество»1. В ней автор также рассматривает изменения, которые произошли в эпоху постмодерна.
Целью данного исследования является: анализ работы «Прозрачное общество» итальянского философа Джанни Ваттимо и выделение модели эпохи постмодерна заданной им.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Анализом эпохи постмодерна занимались и занимаются многие исследователи и соответственно написано много различной литературы по этому поводу. Но наше внимание главным образом уделялось работам Ж.-Ф. Лиотара, так как его философская концепция является одной из наиболее значимых в кругу мировоззренческих конструкций теоретиков постмодернизма. В его трудах «Состояние постмодерна»2, «Ответ на вопрос: что такое постмодерн?»3, «Заметка о смыслах «пост»»4 впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального или информационного общества. А также были выделены основные признаки, характеризующие данную эпоху.
Использовалась статья
Работа Маньковской Н. Б. «Эстетика постмодернизма»6, посвящена анализу эстетики в современном постмодерном обществе. Автор определяет область эстетики как ту, в которой произошли наиболее значительные изменения после становления информационного общества. Новая эстетика полностью отрицает ориентиры и ценности классической эстетики эпохи модерна.
Так же было уделено внимание труду Курицына В. «Русский литературный постмодернизм»7. В этой работе автор анализирует изменения, которые произошли в русской литературе в эпоху постмодерна, опираясь на концепции постмодернизма таких философах как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. – Ф. Лиотара, Ж Делеза, Ф. Гваттари.
Была прочитана работа Ильина И. «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм»8 в ней автор систематизирует основные направления, в которых произошли изменения в эпоху постмодерна.
Прочтение данных работ позволило нам выделить специфические особенности присущие эпохе постмодерна и определить изменения, которые произошли в постмодерном обществе.
Для решения цели исследования был проанализирован ряд работ Джанни Ваттимо таких как «Прозрачное общество», «Музей и восприятие искусства в эпоху постмодерна»9, «Опыты социокультурной реальности»10, «Насилие это то, что препятствует задавать вопросы»11. В данных работах Ваттимо излагает свою концепцию эпохи поздней современности.
Наиболее полно признаки эпохи постмодерна раскрываются в работе «Прозрачное общество». Ваттимо обозначает эпоху как «общество всеобщей коммуникации» и выделяет главным источником всех перемен средства массовой коммуникации. Так же определяет признаки (характерные особенности) эпохи как результат действия средств массовой коммуникации. Хотя работа и была издана в 1989 году, но вопросы, затрагиваемые, автором остаются актуальными и для сегодняшнего дня.
В работе «Музей и восприятие искусства в эпоху постмодерна» итальянский философ рассматривает новое положение искусства в поздней современности. Искусство больше не ориентировано на идеал. Наслаждение, которое мы испытываем от искусства, больше не связано со стабильностью, завершенностью. Главная роль искусства в эпоху постмодерна вызывать «шок».
В статье «Насилие это то, что препятствует задавать вопросы» Ваттимо рассуждает по поводу «чистой» «не искаженной» коммуникации. Он определяет общество эпохи поздней современности как общество «всеобщей коммуникации» и говорит о том, что идея «чистой» коммуникации предполагает насилие. При этом под насилием философ понимает навязывание точек зрения, которым все должны верить. Говорит о том, что «не искаженная» коммуникация должна иметь главную, центральную точку зрения (идею), которую должны принимать все, поэтому Ваттимо выступает не за «чистую» коммуникацию, а за коммуникацию, в которой отсутствует насилие. Главным образом он выступает за плюрализм точек зрения.
Основная часть данной курсовой работы содержит две главы. Первая глава называется «Эпоха постмодерна». В главе выделяются признаки эпохи постмодерна, которые в большей или меньшей степени признаются всеми, кто занимался исследованием данной эпохи. Было выделено восемь признаков, которые соответствуют названиям пунктов первой главы: недоверие к метарассказам, признание множественности, переосмысление языка, деконструкция, «смерть субъекта», постмодернисткая чувствительность, медиатизация, незавершенность.
Вторая глава называется «Модель общества постмодерна у Джанни Ваттимо». Эта глава посвящена концепции общества постмодерна у итальянского философа Джанни Ваттимо. Он так же выделяет отличительные признаки эпохи, которые в свою очередь совпадают с выделенными нами признаками в первой главе. Пункты второй главы отображают признаки эпохи, их шесть (медиатизация как источник перемен, разрушение веры в «великие» идеи современности, множественность форм жизни, влияние переосмысления языка и деконструкции на взаимодействия между различными формами жизни, массовый эстетический опыт, порождаемый удовольствием от незавершенности, задачи философии в связи со «смертью субъекта» и «постмодернистской чувствительностью»).
Несоответствие количества признаков, выделенных, в первой главе и во второй объясняется, тем, что во второй главе мы объединяли несколько признаков под один пункт, так как это кажется нам наиболее целесообразным при рассмотрении концепции общества эпохи постмодерна у Джанни Ваттимо.
Конечно, в рамках данной роботы мы не произвели всестороннего анализа концепции Джанни Ваттимо. Мы лишь раскрыли некоторые её части, которые наиболее ярко отображают изменения, произошедшие в обществе поздней современности.
Глава 1. Эпоха постмордерна.
Годом рождения термина «постмодернизм» многие исследователи считают 1917, год выхода в свет книги Рудольфа Паннвица «Кризис европейской культуры», где дебютировало прилагательное «постмодерный». Паннвиц писал о постмодерном человеке как о промежуточной особи, мутанте кризисной эпохи. В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет термин «постмодернизм» для обозначения реакции на модернизм. Но первые признаки постмодернизма наиболее четко проявили себя в 50-х гг. XX века в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.
В 70-е гг. XX века формируется течение «постмодернизм», хотя относительно более точной даты его рождения единого мнения нет. Многие исследователи связывают зарождение этого течения с разными событиями. Некоторые авторы указывают на выход в свет книги «Пределы роста», подготовленной Римским клубом, в которой делается вывод о том, что если человечество не откажется от существующего экономического и научно-технического развития, то в недалеком будущем его ждет глобальная экологическая катастрофа. Применительно к искусству американский теоретик и архитектор Ч. Дженкс называет дату 15 июня 1972 г., считая ее одновременно и днем смерти авангарда, и днем рождения постмодернизма в архитектуре, поскольку в этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван и снесен квартал, считавшийся самым подлинным воплощением идей авангардистского градостроительства.