Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:28, реферат
Целью данного исследования является: анализ работы «Прозрачное общество» итальянского философа Джанни Ваттимо и выделение модели эпохи постмодерна заданной им.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
проследить эволюцию понятия «постмодерн»;
определить основные признаки, присущие эпохи постмодерна, которые, так или иначе, присутствуют в подходах у разных представителей, исследовавших и исследующих постмодерн;
проанализировать работу Джанни Ваттимо «Прозрачное общество», на предмет подтверждения наличия определённых признаков и выделение специфики в концепции Ваттимо.
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Эпоха постмодерна…………………………………………………………………...8
1.1.Недоверие к. метарассказам……………………………………………………………...10
1.2. Признание множественности……………………………………………………………11
1.3. Переосмысление языка…………………………………………………………………….12
1.4. Деконструкция……………………………………………………………………………12
1.5. « Смерть субъекта»………………………………………………………………………13
1.6. Постмодернисткая чувствительность…………………………………………………..14
1.7. Медиатизация………………………………………………………………………………….15
1.8. Незавершённость………………………………………………………………………………16
Глава 2. Модель общества постмодерна у Джанни Ваттимо………………………………18
2.1. Медиатизация как источник перемен…………………………………………………...18
2.2. Разрушение веры в « великие» идеи современности…………………………………..19
2.3. Множественность форм жизни………………………………………………………….20
2.4. Влияние переосмысления языка и деконструкции на взаимодействие между различными формами жизни……………………………………………… ………………..22
2.5. Массовый эстетический опыт, порождаемый удовольствием от незавершённости...25
2.6. Задачи философии в связи со «смертью субъекта» и «постмодернистской чувствительностью»……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………29
Список используемой литературы…………………………………………………………...31
В целом 80-е гг. стали временем самоутверждения постмодернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 году книги «Состояние постмодерна» французского философа Ж. Ф. Лиотара, где многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном и рельефном виде. Книга вызвала большой резонанс и оживленные споры, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание, придали ему философское и глобальное измерение и сделали из него своеобразную сенсацию. Постмодернизм обретает концептуальную оформленность и становится философской категорией.
В 90-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени.
В целом, постмодернизм - это сложное, достаточно эклектичное и неоднородное явление, возникшее в западноевропейской культуре последней четверти XX века. То, что имеется в виду под словом «постмодерн», значительно разнится в зависимости от контекста, по словам И. Хасана: «Что касается самого термина, то он стал распространенным знаком тенденций в театре, танце, музыке, искусстве и архитектуре; в литературе и литературной критике; в философии, теологии, психоанализе и историографии; в кибернетических технологиях и даже в науке»12. Исследователи подчеркивают условность и многозначность термина «постмодернизм», которые являются закономерной в силу того, что каждый ученый предлагает свой подход к определению содержания понятия. В рамках данной работы мы будем определять постмодерн как определенный этап развития человеческой цивилизации, культурной эпохи, начавшейся со второй половины двадцатого века. И постараемся, раскрыть основные особенности и характеристики этой эпохи.
В рамках постмодерна работали и работают многие философы, социологи, лингвисты, филологи, искусствоведы. К наиболее известным представителям данного направления следует отнести Жана-Франсуа Лиотара, Жана Бодрийара, Жиля Делеза, Жана Дерриду, Феликса Гваттари, Пьера Бурдье, Энтони Гидденса.
Как говорит Вольфганг Вельш: «Значение эпохи постмодерна в разных контекстах разное, наиболее важный контекст это модерн»13. Так и мы в своей работе определяем эпоху постмодерна как ту, что начинается после модерна. Существуют дискуссии по поводу соотношения модерна и постмодерна. Так, например, раскрывая смысл и значение этого понятия, Лиотар отмечает, что модерн и постмодерн тесно и неразрывно связаны между собой. Он считает, что нет модерна без включенного в него постмодерна «Постмодерн помещается не после модерна и не против него; он уже содержался в модерне, только скрыто»14. Приставка пост - обозначает, по его мнению, нечто вроде нового направления, сменяющего предыдущее. Поэтому постмодернизм это не конец модернизма, не новая эпоха, а модернизм в стадии очередного обновления. Модерн продолжает основательно развиваться вместе со своим постмодерном.
Так же существует мнение о том, что постмодерн представляет собой особое духовное состояние, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи, на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает как трансисторическое явление, он проходит через все или многие исторические эпохи. Но, несмотря на это никто не отрицает наличие у постмодерна характерных признаков, совокупность которых и составляет отдельную эпоху и определяет её суть. По словам Маньковской: «Постмодернистская культура охватывает широкий круг феноменов материальной и духовной жизни. В политической культуре это - развитие различных форм постутопической политической мысли. В философии - торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма (постструктурализм, постфрейдизм, постаналитическая философия). В этике - постгуманизм постпуританского мира, нравственная амбивалентность личности. Совокупность этих феноменов свидетельствует о формировании постцивилизации»15.
1.1. Недоверие к метарассказам.
Первый признак,
который можно выделить в
Не намного лучшей представляется участь такого метарассказа как прогресс. Сначала прогресс незаметно уступил место развитию, а сегодня и оно все больше вызывает сомнение. По мнению Лиотара, для происходящих в современном мире изменений более подходящим является понятие сложности. Данному понятию он придает исключительно важное значение, считая, что весь постмодерн можно определить как неуправляемое возрастание сложности.
Сегодня все грандиозные проекты по освобождению человека и человечества не состоялись, больше нет веры в метарассказы «Упрощая до крайности, мы считаем «постмодерном» недоверие в отношении метарассказов»16.
1.2. Признание множественности.
В постмодерне нет больше веры в великие идеи, которые обеспечивали единство знания. Тотальность как токовая устарела, настал черёд раскрепощения частей. Происходит освобождение мира от монокультуры и признания многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления иерархического порядка.
Конец каждой из
великих нарраций делает
1.3.Переосмысление языка.
Третий признак связан
с переосмыслением положения
языка, а именно с истинностью
знания, получаемого через язык.
«Мир как текст» – один из наиболее
известных тезисов
1.4. Деконструкция.
Четвертый признак
связан с общим методом
Деконструкция включает
несколько «шагов»: принятие
Язык описывается в постмодерне как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с реальным положением вещей. «Язык «владеет» своим носителем, определяя его способы мышления и жизнедеятельность, а не наоборот»22. Постмодерн отказывается от старой веры в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить «истину» о ней. Отсюда вытекает тезис о ненадежности знания, получаемого с помощью языка.
1.5. «Смерть субъекта».
Тезис о «смерти субъекта» не менее важная характеристика, составляющая эпоху постмодерна. Рассматривая как текст литературу, культуру, общество и историю, постмодернисты и сознание личности уподобляют некой сумме текстов в той совокупности текстов, которая и составляет мир культуры. Поскольку «ничего не существует вне текста», то и любой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к «смерти субъекта», через которого «говорит язык» то есть автора текста «он перестаёт быть творцом, а становиться некой функцией, необходимой дискурсу или контексту, причём функция эта постоянно меняется, не претендуя ни на малейшую фиксированность»23.
В этом процессе
«поглощения субъекта текстом»
находит завершение
Таким образом, постмодерн разрушает идеологическую позицию модерна, базирующуюся на представлении о субъекте как центре мироздания, теоретическую традицию рассмотрения индивида как суверенного, независимого, самодостаточного и равного своему сознанию лица. С точки зрения постмодерна, такое представление о человеке стало несостоятельным и даже нелепым. Постмодернизм обосновывает невозможность независимого индивидуального существования, доказывает, что индивид постоянно и главным образом бессознательно обусловливается в процессе своего мышления языковыми структурами. «Эта позиция, общая для всего постмодернистского образа мышления, одна из главных констант общей постмодернистской доктрины, получила название «теоретического антигуманизма». Ее суть - в признании того факта, что независимо от сознания и воли индивида, через него, поверх его и помимо его проявляются силы, явления и процессы, над которыми он не властен, а потому индивид не может быть объяснительным принципом при исследовании какого-либо «социального целого»».24
1.6. Постмодернисткая чувствительность.
Из выше сказанного, можно выделить ещё один признак, который присущ эпохи, - постмодернисткая чувствительность. Разочарование в идеалах и ценностях эпох Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей трансформировалось в неприятие всей традиции западноевропейского рационализма. Это и привело к формированию «постмодернистской чувствительности» - специфического видения мира – мира децентрированного, фрагментированного, неупорядоченного, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов. Любая попытка сконструировать «модель» такого мира – бессмысленна.