Феномена эмоционального выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:57, контрольная работа

Описание

В обществе меняется отношение людей к работе, люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте.
Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века, а в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение "эффект эмоционального выгорания".
В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой проблемы эмоционального выгорания личности, можно назвать В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других.
Цель работы: изучение феномена эмоционального выгорания.
Задачи работы:
Изучить теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания.
Ознакомиться с методиками исследования синдрома эмоционального выгорания и их краткая характеристика.
Ознакомиться с проблемами влияния эмоционального выгорания на человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Синдром эмоционального выгорания и его диагностика……………………4
2. Методики исследования синдрома эмоционального выгорания и их краткая характеристика…………………………………………………………………...10
3. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»……………………………………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

феномен эмоционального выгорания.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

     Истощение проявляется в хроническом эмоциональном  и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

     Проявления  психического «выгорания» на межличностном  уровне:

     психическое истощение, раздражительность, агрессивность, повышенная чувствительность к оценкам  других.

     Проявления психического «выгорания» на личностном уровне:

     низкая  эмоциональная толерантность, тревожность.

     Проявления  психического «выгорания» на мотивационном  уровне:

     нежелание идти на работу, желание скорее окончить рабочий день, появление прогулов.

     Шкала личностного отдаления

     Личностное  отдаление - специфическая форма  социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми.

     Личностное  отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и  нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

     Проявления  психического «выгорания» на межличностном  уровне:

     нежелание контактировать с людьми, циничное, негативное отношение к людям.

     Проявления  психического «выгорания» на личностном уровне:

     критичное отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя, значимость своей правоты.

     Проявления  психического «выгорания» на мотивационном  уровне:

     снижение  включенности в работу и дела других людей, безразличие к своей карьере.

     Шкала снижения профессиональной мотивации

     Профессиональная  мотивация - уровень рабочей мотивации  и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания.

     Состояние мотивационной сферы оценивается  таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, высокая самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

     Проявления  психического «выгорания» на межличностном  уровне:

     неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе.

     Проявления  психического «выгорания» на личностном уровне:

     заниженная  самооценка, неудовлетворенность собой  как профессионалом, чувство низкой профессиональной эффективности и  отдачи.

     Проявления  психического «выгорания» на мотивационном  уровне:

     снижение  потребности в достижениях.

 

      3. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания» 

     Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

     Психическое здоровье предполагает состояние полного  душевного равновесия, умение владеть  собой, способность быстро приспосабливаться  к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

     Предупреждение  болезненных психических реакций  в процессе профессионального общения - серьезная задача психогигиены.

     Важное  значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание - это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с этим сотрудникам необходимо специально развивать способности и навыки самообладания.

     Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора.5

     Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим сотрудником.

     Основные  задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление  совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала.

     Для персонала всех сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм.

     Поэтому на практике для поддержания и  укрепления здоровья персонала используются (хотя явно не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.

     Главными  направлениями, предотвращающими «выгорание»  сотрудников предприятия являются:

     – развития знаний, навыков и умений.

     – улучшения условий труда и  отдыха.

     – развития содержания труда.

     – развития средств труда.

     – развития мотивации.

     – изменения оплаты труда.

     – система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.

     –система  улучшения психологического климата в коллективе.

     В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих  факторов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей сотрудников. Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому сгорания».

  • поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
  • удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,
  • стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,
  • способность к самооценке без упования только на уважение окружающих,
  • открытость новому опыту,
  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,
  • чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
  • участие в учениях, семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
  • участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой,
  • хобби, доставляющее удовольствие.

     Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», сотрудники должны изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным специалистом. синдром эмоциональный выгорание работник

     Особое  внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого работника. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ). Каждый должен ответить на вопрос: "Что я делаю?", "Кто я такой?", "Зачем я помогаю?", "Как?".

     Умение  справляться с собственными негативными  переживаниями, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию, не принимать ее на свой счет – это способности, помогающие предотвратить «выгорание».

     Есть  еще один важный фактор, провоцирующий  «выгорание» - фактор отсутствия положительного подкрепления.

     Снизить действие этого фактора, может общественное признание, выраженное более или менее конкретно - повышение престижа рода деятельности.6

     Следует подчеркнуть, что личность развивается  не только под воздействием внешнего мира. Большую роль играют тенденции  саморазвития, когда свойства личности формируются исходя из потребностей самой личности, направленных на достижение определенного уровня самореализации. В этом смысле; особенно важным является признание личностного своеобразия каждого профессионала и его права на самостоятельный поиск своего профессионального пути.

     Изучив, различные подходы к методам  профилактики эмоционального «выгорания», мы можем сделать следующие выводы:

     Психогигиена персонала обеспечивается его толерантностью к синдрому «сгорания». Работники должны обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.

     Поэтому важнейшей задачей психогигиены является сохранение здоровья работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в работе.

     Важно повышать психологическую культуру сотрудников и проводить психологические  тренинги, консультации с ними. Работники  должны хорошо представлять себе свои профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения.

     В связи с этим необходимо изучать  специфику деятельности сотрудников предприятия. А так же личностно-профессиональные особенности работников и факторы, влияющие на развитие синдрома «выгорания», связанных с профессиональной деятельностью. Необходимо целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов. 

 

      Заключение 

     Анализ  литературы по данной тематике позволяет  нам сформулировать теоретическую  позицию, согласно которой синдром эмоционального «выгорания» развивается в процессе профессиональной деятельности в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения.

     Эмоциональное «выгорание» – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

     Важно отметить, что авторы статей и работ  по эмоциональному «выгоранию», говорят  о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности специалистов, а в другом – как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.

     Таким образом, синдром эмоционального выгорания  характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни. Наличие тех или иных симптомов  определяет тип и степень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание — процесс сугубо индивидуальный.

     Рассматривая  вопрос о трудовой деятельности, мы пришли к выводу, что синдром эмоционального выгорания непосредственно связан не только с личностными качествами сотрудника, но и с его профессиональной деятельностью.

Информация о работе Феномена эмоционального выгорания