Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
проведён анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;
отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.
Оценена динамика государственных пенсий.

Содержание

Введение 3
1. Реализация пенсионной реформы 8
1.1 Пенсионная реформа 8
1.2 Этапы проведения реформы и ее текущее состояние 13
2.Финансовые аспекты пенсионной реформы 17
2.1 Уровень пенсионного обеспечения в России на 2013 год 17
2.2 Особенности системы пенсионного обеспечения населения 21
2.3 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 25
3. Финансовые аспекты поддержки пенсионной системы 30
3.1 Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 30
3.2 Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 34
Заключение 42
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Финансовые аспекты пенсионной реформы в России, Гурьева Л.В.,гр.5315.docx

— 96.88 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине «Финансы»

на тему: «Финансовые аспекты пенсионной реформы в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Студентка ЭФ, 3 курса                                           

                          Группы 5315

                          № зач. книжки 5010244

                          Гурьева Л.В.

                          Оценка защиты ______

                          Руководитель: зав. кафедрой,

                          профессор Хайруллин А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Набережные Челны

                                           2013 год.

Оглавление

Введение 3

1. Реализация  пенсионной реформы 8

1.1 Пенсионная реформа 8

1.2 Этапы проведения реформы и ее текущее состояние 13

2.Финансовые  аспекты пенсионной реформы 17

2.1 Уровень пенсионного обеспечения в России на 2013 год 17

2.2 Особенности системы пенсионного обеспечения населения 21

2.3 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 25

3. Финансовые  аспекты поддержки пенсионной  системы 30

3.1 Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 30

3.2 Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 34

Заключение 42

Список использованной литературы 48

 

 

 

 

 

  Введение

 

Ни для  кого не секрет, что демографическая  ситуация в России прогрессирует. О  причинах сверх смертности населения  ведутся дискуссии давно как  на высшем уровне политической власти страны, так и на школьных уроках географии. Но стоит задуматься и  о последствиях подобного темпа  снижения численности страны. Люди, для которых сейчас слово «пенсия» ассоциируется исключительно с  пожилым населением, в первую очередь  могут почувствовать последствия  демографической динамики. Согласно статистике, соотношение пенсионного  населения к трудоспобному стремительно снижается, что, безусловно, приведет к невозможности обеспечения государством достойной пенсией будущих пенсионеров. Пенсионный фонд не будет обладать достаточными пенсионными накоплениями из-за отсутствия необходимого количества работающих граждан.  
Данные тенденции побуждают Правительство РФ к принятию ряда мер по изменению демографической ситуации в стране. Первый шаг -пенсионная реформа, которая началась в 2002 году. 
Пенсионная реформа является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне она стоит особняком. Главное отличие - она планировалась и делалась в хорошем смысле «по-русски». Ее разработчики «долго запрягали», но «едут быстро».

Сегодня в российском фонде действует  учетная система, создававшаяся  последние 4 года и отвечающая потребностям старой модели, когда требования к  персонифицированному учету были проще. Однако теперь система становится многоуровневой, в ней возникают, минимум четыре составные части персонального счета. Так, индивидуальный счет должен отражать страховые взносы, на распределительную составляющую пенсии, объемы взносов и пенсионных накоплений по всеобщей обязательной накопительной пенсии. Для граждан, имеющих право на досрочную накопительную пенсию, должна появиться дополнительная составляющая пенсионного счета, которая регистрирует его права в этой профессиональной пенсионной системе. Кроме этого учету подлежат негосударственные составляющие пенсии.

Если, хотя бы в одном из сегментов этой информации произойдет сбой или Пенсионный фонд не сможет оперативно и достоверно отразить необходимую информацию, то система в целом не будет работать. Вместе с тем, полностью переложить часть груза ответственности  по учету на негосударственные фонды  невозможно. Без централизованной системы  контроля, который должен осуществлять единственный регистратор, невозможен эффективный сбор обязательных взносов, как в государственные, так и  частные структуры.

Первоначально у авторов реформы было намерение  сделать пенсионные накопления граждан  их собственностью, но, практически, это  оказалось невозможным, поскольку  породило бы большое количество коллизий с действующим законодательством. Поэтому, в соответствии с уже  принятыми законами, пенсионные накопления являются собственностью Российской Федерации. Любые инвестиции за счет таких средств, по сути дела, будут означать существенное увеличение доли государственной собственности  в российской экономике. Причем к  середине жизни нынешнего поколения  работников, т.е. к 2029-2030 году эта группа активов достигнет 40-50% ВВП, а к  середине столетия превысит 100%-ый объем  ВВП страны. И здесь кроется немалая опасность. В связи с этим сейчас рассматриваем вопрос о том, чтобы наложить запрет на осуществление управляющими компаниями, работающими с Пенсионным фондом, функции голосования по пакетам акций, приобретенных на средства пенсионных накоплений.

Далее перед  разработчиками реформы стоит, может  быть, не столь срочная, но не менее  важная задача. Это необходимость  обеспечить эффективную, прозрачную, подконтрольную обществу систему надзора и регулирования  новой накопительной составляющей пенсионной системы.                       

Что касается управляющих компаний и спецдепозитариев, то эта инфраструктура уже сформировалась и успешно действует под контролем Федеральной комиссии по ценным бумагам. Доказательством этому служит отсутствие серьезных злоупотреблений со стороны участников рынка паевых инвестиционных фондов, который имеет уже 5 летнюю историю. 

Однако  проблема регулятора все же существует. В стране есть множество организаций, которые исторически играют немаловажную роль в регулировании деятельности субъектов инвестирования пенсионных накоплений. Это, прежде всего, Инспекция  негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального  развития, Банк России, который занимается регулированием банковского сектора  и Министерство финансов, которое  осуществляет регулирование страхового бизнеса. Последнему в новой пенсионной модели тоже отводится весьма существенная роль, особенно в долгосрочной перспективе.

Поэтому законодатели (Правительство  и Государственная Дума) сегодня  оказались в сложной ситуации. Очень трудно обеспечить действенность  регулирования без концентрации всех функций в рамках одного надежного  и дееспособного регулятора. Например, Инспекцию негосударственных пенсионных фондов таким регулятором сегодня  назначить просто нельзя. Она слишком  слаба для тех функций, которые  возникают в рамках обязательной накопительной системы. Трудно дать полномочия и ФКЦБ, поскольку этот орган является весьма узко специализированным на данном рынке. В результате в сфере регулирования пенсионных накоплений имеется проблема распыления ответственности. 

Тем не менее, Минэкономразвития, как один из разработчиков  законодательства этой сферы, имеет  целый ряд предложений для  ликвидации этих проблем, которые сейчас рассматриваются Государственной  Думой и Правительством в ходе подготовки поправок к Закону об инвестировании пенсионных накоплений. 

Кроме среднесрочных  проблем есть еще и проблемы долгосрочного  характера. Самая главная из них  связана с тем, каким образом  будет осуществляться управление пенсионными  активами в период достижения накопительной  пенсионной системы зрелости, когда  встанет в полный рост проблема начала выплаты из накопительной составляющей пенсионной системы.

В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уже имеется формула, которая позволяет исчислить  размер накопительной части трудовой пенсии. Эта формула предусматривает  выплату накопительной пенсии в  виде аннуитета, т.е. пожизненного ежемесячного содержания. При этом возникает целый  комплекс проблем, требующих решения. Например, каким образом будут  управляться пенсионные активы в  период выплаты аннуитета, когда  они утрачивают характер персональных накоплений. Фактически они списываются  со счетов всех застрахованных, когда  те выходят на пенсию и объединяются в единый страховой резерв в рамках Пенсионного фонда в связи  с необходимостью страхования риска неопределенности продолжительности жизни каждого конкретного пенсионера.

О сложности  этого вопроса свидетельствует  тот факт, что даже в Швеции в  первые годы существования ее первой пенсионной системы, которая очень  близка к новой российской модели, этот вопрос не получил окончательного решения. Существующее отечественное  законодательство тоже пока не содержит прямых ответов на вопросы о том, как будет финансироваться в  России система аннуитетов. Имеются  только отсылочные нормы на те законы, которые еще предстоит разработать.

Российская  пенсионная модель богата разного рода возможностями, что связано с  большим, чем в шведской и в  большинстве других моделей количеством  степеней свободы для застрахованных.

Например, будущие пенсионеры с 2004 года могут  изымать свои сбережения из государственного Пенсионного фонда и направлять их в негосударственные пенсионные фонды. Это в шведской системе  не предусмотрено.

              Целью данной курсовой работы является изучение финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью  решены следующие задачи:

    • отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
    • проведён анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
    • определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;
    • отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.
    • Оценена динамика государственных пенсий.

Объектом  исследования в данной работе является пенсионная система РФ, а предметом  – финансовые аспекты ее организации.

Данная  курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Актуальность  исследования заключается в том, что с помощью данной работы мы сможем выявить основные тенденции  развития пенсионной реформы, а также  дать оценку регулированию пенсионного  обеспечения.

 

 

1. Реализация  пенсионной реформы

    1. Пенсионная реформа

 

На различных  этапах реформы формулировка целей  периодически изменялась:

До 1995 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение пенсионного фонда (далее - ПФ) в отдельную структуру. Ранее - пенсии выплачивались из государственного бюджета.

С 1995 г. по 1998 г.:

    • совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения;
    • было отмечено что, каждое новое поколение работников за период трудовой жизни выплачивает в пенсионную систему больше денег, чем каждый из них впоследствии получает из пенсионной системы;
    • пенсионная система в результате реформы должна учитывать не только отработанный стаж, но и размер заработной платы человека;
    • обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума;
    • увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.

С 1998 г. по 2001 г.:

    • обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации («старение населения»). «Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения»;
    • также в концепции этого периода затронута проблема легализации заработка населения. По заявлениям А. Починка, в соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы будет приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.

С 2001 г.:

Председатель  Правительства М. Касьянов заявил о  том, что одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ  пенсионной системы, которые бы «побуждали трудоспособное население вне зависимости  от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение».

Пенсионная  реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна осуществляться в  общей сложности в течение 20 ближайших  лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов1.

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России