Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России;
проведён анализ уровня пенсионного обеспечения населения;
определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения;
отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения.
Оценена динамика государственных пенсий.

Содержание

Введение 3
1. Реализация пенсионной реформы 8
1.1 Пенсионная реформа 8
1.2 Этапы проведения реформы и ее текущее состояние 13
2.Финансовые аспекты пенсионной реформы 17
2.1 Уровень пенсионного обеспечения в России на 2013 год 17
2.2 Особенности системы пенсионного обеспечения населения 21
2.3 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы 25
3. Финансовые аспекты поддержки пенсионной системы 30
3.1 Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 30
3.2 Существующий механизм поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения 34
Заключение 42
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Финансовые аспекты пенсионной реформы в России, Гурьева Л.В.,гр.5315.docx

— 96.88 Кб (Скачать документ)

Аналогичен  и предложенный механизм индексации страховой части трудовой пенсии (подпункты 1–3 пункта 7 статьи 17 закона), однако, в отличие от индексации ее базовой части, предусматривается использовать элементарную модель, в качестве ограничения в которой выступает рост цен за каждый календарный квартал. В зависимости от количественного значения этого ограничения возможно использование одного из трех регламентов индексации:

1) при  росте цен за каждый календарный  квартал не менее чем на 6% индексация  проводится ежеквартально с 1-го  числа второго месяца очередного  квартала (1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября);

2) при  меньшем росте цен, но не  менее чем на 6% за полугодие,  индексация проводится 1 раз в  6 месяцев (с 1 августа и 1 февраля,  если индексация в течение  соответствующего полугодия не  проводилась в соответствии с  пунктом 1);

3) при  меньшем росте цен индексация  проводится 1 раз в год (с 1 февраля,  если индексация в течение  года не проводилась в соответствии  с пунктами 1 и 2).

Однако, как и в случае с индексацией  базовой части трудовой пенсии, количественные параметры индексации страховой  ее части также не определены. В  подпункте 4 пункта 7 статьи 17 закона установлено, что «коэффициент индексации размера  страховой части трудовой пенсии определяется Правительством Российской Федерации, исходя из уровня роста цен  за соответствующий период». Из этого  положения не вытекает, что уровень  индексации страховой части трудовой пенсии должен обязательно соответствовать  росту цен: де-факто правительство  должно его только учитывать. Кроме  того, введено еще одно ограничение, заключающееся в том, что этот коэффициент индексации «не может  превышать коэффициент индексации размера базовой части трудовой пенсии».

Еще одна возможность индексации страховой  части трудовой пенсии связана с  динамикой среднемесячной заработной платы в стране (подпункт 5 пункта 7 статьи 17) закона, которым установлено, что «если годовой индекс роста» последней «превысит суммарный  коэффициент произведенной индексации», то «с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера  страховой части трудовой пенсии на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы… и указанным коэффициентом». При этом введено ограничение, что «дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной ее индексации) не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда… в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий».

В пункте 9 статьи 17 закона установлен также  механизм индексации накопительной части трудовой пенсии, которая производится с годовой периодичностью с 1 июля года, следующего за годом ее назначения или перерасчета «с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости». первые выплаты накопительной части трудовой пенсии были произведены в стране не ранее 2012 г.

Специальные механизмы индексации приняты в  отношении пенсий, которые назначаются  в соответствии с Федеральным  законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Статьей 25 этого закона установлено, что такие пенсии индексируются  следующим образом:

    • федеральных государственных служащих – при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения (четкий количественный критерий);
    • военнослужащих и членов их семей – в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (отсылочная норма);
    • военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, членов семей перечисленных категорий граждан, нетрудоспособных граждан – в порядке, установленном для индексации базовой части трудовых пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (это означает, что коэффициент индексации и ее периодичность для этих видов пенсий будут определяться Правительством Российской Федерации)11.

 

3.3 Оценка динамики государственных  пенсий в условиях действующих  механизмов индексации в 2011 - 2012 гг.

  • Используя некоторые допущения (в тех случаях, когда количественные критерии индексации законодателем не были определены), оценим возможные финансово-экономические последствия предложенного механизма индексации на примере реальных показателей 2012 г.
  • Результаты первого года действия механизма индексаций, которые были установлены пакетом пенсионных законов в декабре 2011 г., приведены в табл. 4.
  • В 2011г. индексация пенсий проводилась с 1 февраля и с 1 августа, в то время как индексации с 1 мая и с 1 ноября не осуществлялись. Это соответствует законодательно определенным условиям индексации, поскольку индекс потребительских цен в соответствующих кварталах (I и III) был ниже 6% (5,4% и 1,2%). Тем не менее проведенных индексаций оказалось достаточно для того, чтобы повысился не только номинальный, но и реальный размер назначенных месячных пенсий. Если потребительские цены в стране в 2011 г. увеличились на 15,1%, то пенсии – на 27,8%. Таким образом, следует признать, что в результате проведенных индексаций рост среднего размера назначенных месячных пенсий оказался выше роста потребительских цен. Например, следствием проведенной индексации с 1 августа 2011 г. стало повышение средних размеров назначенных месячных пенсий в августе по сравнению с февралем (месяцем предыдущей индексации) на 10,3%, в то время как потребительские цены в марте – августе 2011 г. увеличились на 5,4%, т.е. почти в 2 раза меньше.
  • Следует ли из этого, что индексации пенсий проводились с определенным опережением? Для этого необходимо проанализировать количественные параметры каждой из двух проведенных до конца 2002 г. индексаций.
  • Динамика средних размеров назначенных месячных пенсий и их соотношение с индексом потребительских цен в Российской Федерации в 2011–2012гг.

Индекс потребительских цен

В % к предшествующему месяцу

Индекс роста потребительских  цен

Отношение индекса среднего размера назначенных месячных пенсий к индексу роста потребительских цен (гр.2:гр.3)

1

2

3

4

2011 г.

     

Январь

1,085

1,031

1,052

Февраль

1,066

1,012

1,053

Март

1,005

1,011

0,994

I квартал

1,135*

1,054*

1,077

Апрель

1,002

1,012

0,990

Май

1,002

1,017

0,985

Июнь

1,002

1,005

0,997

I – II квартал

1,167*

1,090*

1,071

Июль

1,002

1,007

0,995

Август

1,089

1,001

1,088

Сентябрь

1,001

1,004

0,997

I – III квартал

1,241*

1,103*

1,125

Октябрь

1,000

1,011

0,989

Ноябрь

1,000

1,016

0,984

Декабрь

1,000

1,015

0,985

I – IV квартал

1,278*

1,151*

1,110

2012 г.

     

Январь

1,001

1,024

0,978

Февраль

1,025

1,016

1,009

Январь-февраль

1,013***

1,040***

0,974


  • При проведении первой индексации (февраль 2011 г.) учитывалось, что потребительские цены во втором полугодии 2010г. (первый период, за который проводилась индексация в соответствии с новым законодательством) возросли на 5,3%. В результате индексации средний размер назначенных месячных пенсий в феврале 2011 г. оказался больше, чем в декабре 2001 г., на 15,6%. Следовательно, эта индексация была проведена с заметным опережением.
  • Однако вторая индексация (август 2011 г.) была проведена уже без опережения. В этом месяце средний размер назначенных месячных пенсий по сравнению с июнем повысился на 9,1%, в <span class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" style=" font-size: 14pt

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России