Гендерная политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание

Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом.
В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций , которую подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии.
В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей. За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.

Содержание

Введение
Основные понятия
Раздел 1. Обеспечение реального равенства прав и возможностей мужчин и женщин – веление времени
Анализ ситуации
Стратегические задачи
Стратегия действий
Раздел 2. Достижение гендерного равенства в общественно – политической жизни
2.1. Анализ ситуации
2.2. Стратегические задачи
2.3. Стратегия действий
Раздел 3. Достижение гендерного равенства в экономике
3.1. Анализ ситуации
3.2. Стратегические задачи
3.3. Стратегия действий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 52.22 Кб (Скачать документ)

                               Содержание:

 

Введение

Основные понятия 

Раздел 1. Обеспечение  реального равенства прав и возможностей мужчин и женщин – веление времени 

    1. Анализ ситуации
    2. Стратегические задачи
    3. Стратегия действий

Раздел  2. Достижение гендерного равенства в общественно  – политической жизни 

2.1. Анализ ситуации

2.2. Стратегические задачи

2.3. Стратегия действий

Раздел 3. Достижение гендерного равенства в экономике

3.1. Анализ ситуации

3.2. Стратегические задачи

3.3. Стратегия действий

Заключение

Список использованной литературы

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ  
      Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом.             

 В  Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций , которую подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии.  
      В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей.  За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.     

 Постановлением Правительства от 27 ноября 2003 года одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране - достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развития своего бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от

насилия по признаку пола. 

 
     

 

 

 

 

 

 

                           ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ      

 Временные специальные  меры - меры, направленные на достижение  гендерного баланса в обществе (например, квота представительства  женщин в органах власти как  форма позитивной дискриминации). В соответствии с  Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин она не

рассматривается как дискриминация.       

 Гендер - это совокупность социальных и культурных норм и ролей мужчин и женщин, которые определяют их поведение, а также социальные

взаимоотношения между ними.      

 Слово "gender" в переводе с английского языка означает род (мужской, женский).  
      Термин "гендер" является аналитическим инструментом для понимания

Социальных процессов.      

 Гендерный анализ - систематические исследования различного воздействия разрабатываемых и действующих проектов развития на мужчин и женщин. Он позволяет увидеть и сравнить, каким образом политические, экономические, социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин.

         Гендерный баланс - равенство мужчин и женщин на всех уровнях

организационной структуры.       

 Гендерный  бюджет - инструмент оценки воздействия государственного бюджета по всем отраслям и видам услуг на различные группы мужчин и женщин. Предусматривает анализ гендерно-ориентированных ассигнований, рассматривает воздействие основных расходов по всем отраслям и видам услуг отдельно на женщин и мужчин, анализирует стратегии и ассигнования, направленные на достижение равенства возможностей в сфере государственных услуг.       

 Гендерные  исследования - изучение социально-экономического, политического и культурного статуса, гендерных ролей и гендерных отношений женщин и мужчин. Предоставление информации для разработки и планирования политики, стратегий и программ по воздействию на существующие в обществе гендерные отношения.  
       Гендерно-правовая экспертиза - определение, в какой мере международные стандарты и нормы реализуются в национальном законодательстве. Определение степени гендерной чувствительности представительных и исполнительных органов, социума, способствующей формированию гендерносправедливой политики, включающей не только равные права и ответственность, но и равные возможности для мужчин и женщин.        

 Гендерная  политика - государственная и общественная деятельность, направленная на достижение равенства мужчин и женщин во всех сферах

Жизнедеятельности общества.        

 Гендерное равенство - равный доступ для женщин и мужчин к ресурсам и благам вне зависимости от половой принадлежности при выполнении

социальных функции. 

      Гендерное равноправие - равноправие женщин и мужчин перед законом, что является  одним из путей достижения гендерного равенства.      

 Гендерные роли - социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, существующими в данном обществе и данной исторической ситуации.      

 Гендерная статистика - отражение соответствующего положения мужчин и женщин во всех сферах социально-политической жизни и освещение гендерных проблем в обществе.      

 Гендерные стереотипы - устойчивые общепринятые представления в обществе о должном "женском" и "мужском" поведении, их предназначении,

социальных ролях и деятельности.       

Гендерная чувствительность - понимание и принятие во внимание социально обусловленных факторов, лежащих в основе дискриминации по

признаку пола.      

 Гендерночувствительное планирование - специальные методы и средства для предоставления женщинам и девочкам большей возможности участия в процессе развития общества и для измерения воздействия запланированных действий на женщин и мужчин.  
       Гендерная экспертиза - общественно-правовой анализ государственных программ и иных актов с целью определения соответствия их конституционному праву равенства мужчин и женщин и предотвращения дискриминации по признаку пола.  
       Дискриминация по признаку пола - любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола. Дискриминация по признаку пола является самой распространенной разновидностью дискриминации.  
       Дискриминация косвенная - действия, основанные не на формальном различении (ограничении, исключении) по признаку пола, но оказывающие неодинаковый эффект на лиц разного пола в плане использования ими прав и свобод.  
       Дискриминация позитивная - возможность введения временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами. Предоставление преимуществ при продвижении по службе, выдвижении в выборные органы власти, трудоустройстве, получении образования представителям групп, традиционно дискриминируемым по признаку пола.  
       Дискриминация прямая - дискриминация с конкретным указанием на половую принадлежность с целью использования этого в действиях.  
       Дискриминация скрытая - преднамеренная дискриминация без прямого указания на половую принадлежность, но приводящая к неодинаковому результату для лиц разного пола.  
       Домашнее насилие  (насилие в семье) - любое умышленное действие одного члена семьи в отношении другого, если это действие ущемляет законные права и свободы члена семьи, причиняет ему физические или психические страдания и наносит моральный вред или содержит угрозу физическому или личностному развитию члена семьи.  
       Домашний труд - деятельность женщин по поддержанию домашнего хозяйства (уборка, стирка, приготовление пищи и т.д.), которая не оплачивается, не имеет количественного эквивалента и социально признанной значимости. Неравное распределение домашних обязанностей является одной из форм дискриминации женщин.  
            Квоты - установленный уровень представительства женщин и мужчин при составлении списков кандидатов на выборах, а также их участия в органах законодательной и исполнительной власти. Квотирование рассматривается как временная мера для достижения гендерного баланса в обществе.  
       Кризисные центры - организации, предоставляющие услуги (консультации, временное убежище, помощь в реабилитации) лицам из групп риска, чаще всего женщинам, попавшим в сложную ситуацию вследствие

насилия или угрозы насилия.       

 Насилие в  отношении женщин - любой акт насилия, совершенный на основе полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщине, а также угроза совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.  
       Равные права - гарантированное государством, закрепленное в  Конституции Республики Казахстан и других законодательных актах равное для женщин и мужчин право осуществления гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав.  
       Репродуктивное здоровье - здоровье человека, отражающее его способность к воспроизводству полноценного потомства.  
       Сексуальные домогательства на рабочем месте - сексуальные домогательства включают в себя такое нежелательное сексуальное поведение, как физический контакт и сексуально окрашенные предложения, замечания, показ порнографии и сексуальные требования, будь то слово или действия.  
       Сексуальное насилие в семье - это деяние, посягающее на половую неприкосновенность и половую свободу другого члена семьи, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему.  
       Торговля людьми - осуществляемые в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции третьими лицами и/или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ  РЕАЛЬНОГО РАВЕНСТВА ПРАВ  
И ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ  

1.1.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

           Создание условий для реализации равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, провозглашенных  Конституцией Республики Казахстан и международными актами, к которым присоединился Казахстан, а также их равное участие во всех сферах жизнедеятельности общества.  
           Общая численность населения в республике составила 15074,8 тыс. человек. в том числе женщин - 7817,9 тыс. человек (51,9 %), мужчин - 7256,9 тыс. человек (48,1 %). На 1000 мужчин в среднем

приходится 1077 женщин.

    Гендерный состав населения в возрасте от рождения до 24 лет свидетельствует о численном превосходстве мужчин, так как мальчиков рождается больше, чем девочек. Начиная с 25-летнего возраста, доля мужчин становится менее 50 % и далее, с увеличением возраста, все более уменьшается.  
           В силу сложившегося стереотипа распределения социальных ролей в реальной жизни женщины имеют меньше прав и возможностей, чем мужчины.  
      В настоящее время только четыре женщины назначены министрами, 8 - заместителями министров, 3 - председателями комитетов, 5 - заместителями

акимов областей, 1- акимом района.       

 Отмечается некоторый  рост числа женщин среди политических  государственных служащих с 9,5 % в 2000 году до 10,3 % в 2004 году. При  этом численность женщин во  власти снижается в зависимости  от высоты 

должностной ступени.

            Женщины менее востребованы на рынке труда. Из обратившихся в службы занятости по вопросам трудоустройства работу получила лишь каждая шестая. Самые малые перспективы устройства на работу у женщин с высшим и средним специальным образованием в возрасте 45 лет и старше.  
      В настоящее время среди лиц, работающих по найму, женщины составляют почти половину. Но их заработная плата составляет лишь 61 % от зарплаты мужчин. Причина в том, что женщины, как правило, работают на более низкооплачиваемых должностях даже в таких традиционно "женских" отраслях, как здравоохранение и образование, где зарплата женщин составила в 2008 году соответственно 85 % и 81 % от зарплаты мужчин.      
      Гендерные аспекты недостаточно учитываются в процессе принятия решений и формирования государственной политики.  
      Для обеспечения баланса возможностей мужчин и женщин  Указом Главы государства в 1998 году создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан.  Постановлением Правительства от 19 июля 1999 года был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, который на сегодняшний день на 85 % уже выполнен.  
      В решении социально значимых проблем активное участие принимают около 300 неправительственных организаций и общественных объединений, работающих в области защиты прав и законных интересов семьи, женщин и детей, в числе которых 150 - женских.  
      В целях достижения равных прав и возможностей Глава государства

поставил следующие  задачи:  

-    добиваться того, чтобы как можно больше женщин было представлено в органах власти на уровне принятия решений;  
 -   совершенствовать законодательство и сформировать институты обеспечения гендерного равенства, ускорить принятие Закона Республики Казахстан "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин", продолжить работу по обеспечению правовых механизмов защиты прав женщин;   
 -    создавать экономические льготы и преференции для женщин, принимать меры по улучшению здоровья матери и ребенка, обеспечить существенное повышение правовых и социальных гарантий для женщин; 

Информация о работе Гендерная политика Казахстана