Гендерная политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание

Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом.
В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций , которую подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии.
В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей. За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.

Содержание

Введение
Основные понятия
Раздел 1. Обеспечение реального равенства прав и возможностей мужчин и женщин – веление времени
Анализ ситуации
Стратегические задачи
Стратегия действий
Раздел 2. Достижение гендерного равенства в общественно – политической жизни
2.1. Анализ ситуации
2.2. Стратегические задачи
2.3. Стратегия действий
Раздел 3. Достижение гендерного равенства в экономике
3.1. Анализ ситуации
3.2. Стратегические задачи
3.3. Стратегия действий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 52.22 Кб (Скачать документ)

                                               Сильные стороны     

 Казахстан является  участником более 60 международных  договоров по правам человека. Среди них  Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Рост гражданской активности женщин, увеличение количества женских неправительственных организаций.  
      Поддержка Правительством Республики Казахстан кредитной линии для развития предпринимательства среди женщин.  
      Готовность Правительства Республики Казахстан включить интересы

женщин в государственную  политику.     

 Создание Национальной  комиссии по делам семьи и  женщин при Президенте Республики  Казахстан, принятие Национального  плана действий по улучшению  положения женщин в Республике  Казахстан и Концепции гендерной  политики в Республике Казахстан.  
      Создание депутатской группы "Отбасы" ("Семья") в Парламенте Р.К. 
      Создание сектора по защите прав женщин и детей в Национальном

 центре по правам человека.      

 Сотрудничество с международными  организациями по вопросам 

гендерного равенства.     

 Начата гендерная экспертиза  национального законодательства. Разработаны  проекты законов Республики Казахстан  "О равных правах и равных  возможностях мужчин и женщин", "О бытовом насилии" и  Стратегии гендерного равенства  в Республике Казахстан на 2006-2016 годы.   
                                               Слабые стороны     

 Недостаточное осознание  обществом необходимости гендерного  равенства. Наличие устойчивых  традиционных стереотипов о роли  и месте 

женщины в обществе.     

 Слабая реализация  политики гендерного равенства  государственными органами. Несовершенство  законодательной базы, отсутствие  гендерно-ориентированного законодательства, формальное равенство мужчин  и женщин. Недостаток эффективных  механизмов достижения фактического 

равноправия мужчин и женщин.      

 Недостаточное взаимодействие  государственных учреждений и  неправительственных организаций,  занимающихся проблемами защиты  прав и законных интересов  мужчин и женщин.  
      Женщины слабо представлены на уровне принятия решений в государственных органах и на высокооплачиваемых работах в различных

сферах экономики.     

 Отсутствие системы  государственного мониторинга реализации  гендерной политики, а также гендерного  анализа и гендерных индикаторов.  
      Недостаточные объемы и использование статистической информации.  
                                                  Возможности       

 Государства-члены ООН  взяли на себя обязательства  по преодолению гендерного неравенства  в своих страна.  
      Руководство страны активно способствует достижению подлинного

гендерного равенства.     

 Возрастающий экономический  рост и повышение благосостояния  народа увеличивают возможности  мужчин и женщин в реализации  своих прав.  
      Создаются условия для изучения опыта различных стран по решению

гендерных проблем.     

 Неправительственные  организации активизируют свою  деятельность по вопросам решения  проблем гендерного равенства.  
      Устанавливаются контакты с национальными, региональными и международными организациями, занимающимися гендерными вопросами.  
                                                            Угрозы   
      Очевидное меньшинство женщин во власти на уровне принятии решений снижает их возможности участвовать в создании справедливого социального общества.  
      Дискриминация женщин при приеме на работу, продвижении по карьерной лестнице, повышении квалификации, сокращении кадров и т.д.  
      Правовая неграмотность и правовой нигилизм значительной части населения.  
      Высокий уровень образования не гарантирует работающим женщинам-специалистам перспектив должностного роста.  
      Недостаток гендерного образования гендерных знаний у населения, что снижает возможность реализации прав и законных интересов женщин и мужчин.  
      Преобладание женщин среди безработных и бедных.  
      Отсутствие механизмов применения в судах Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин затрудняет

защиту их прав.

 

                                  1.2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ       

 Объединение усилий  государственных органов и всего  казахстанского общества по реализации  социально справедливой гендерной  политики. В этих целях необходимо  следующее:  
      повысить уровень правовой и политической культуры общества для самореализации граждан, а также обеспечения равенства полов во всех сферах жизнедеятельности, включая политику, социально-трудовые и

семейные отношения.     

 добиться повышения гендерной чувствительности на всех уровнях разработки социально-экономической политики и принятия решений;  
      обеспечить соблюдение принципа равного партнерства между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни (пропорциональность, паритетность и толерантность отношений);  
           внедрить гендерные подходы в разработку, реализацию и контроль за исполнением национального законодательства, республиканских и местных бюджетов и государственных социально-экономических программ;  
      обеспечить совершенствование законодательства и формирование институтов гендерного равенства с целью реализации правовых механизмов защиты прав женщин и мужчин;  
      внедрить гендерные индикаторы и гендерную статистику, проводить обязательную гендерную экспертизу нормативных правовых актов, государственных планов и программ, учебников и учебных пособий.  
                                    

                             1.3. СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ     

 Государственным  органам необходимо усилить контроль  за

реализацией государственной  гендерной политики:      

 во всех государственных  структурах определить круг лиц,  ответственных за формирование  и реализацию государственной  гендерной политики;  
      соблюдать гендерный баланс на уровне принятия решений;  
      учитывать гендерные аспекты в процессе принятия решений и формирования государственной политики;  
      обучать государственных служащих приемам работы по учету гендерных особенностей при разработке, реализации и оценке социально-экономических программ развития;  
      внедрить гендерные подходы в деятельность центральных и местных исполнительных органов;  
     Принять меры по совершенствованию гендерной статистики.   

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ДОСТИЖЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА  
В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 

 
                                    2.1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ     

 Достижение равного  (паритетного) представительства  мужчин и женщин в органах  исполнительной и представительной  власти, процессах управления 

на уровне принятия решений.       

 В соответствии со  статьей 33 Конституции Республики Казахстан «граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении

делами государства».          

 Доля женщин среди  политических государственных служащих составляет 11 % (в 2007 году - 8,8 %), из них в центральных аппаратах - 9,7 %. 
      Численность женщин среди административных госслужащих увеличилась до 592 % из них в центральных аппаратах - до 60,1 % . Такая же ситуация и в регионах. Для дальнейшего политического продвижения женщин Национальной комиссией по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан совместно с международными и неправительственными организациями за последние 3 года проведено более 1200 конференций, тренингов и семинаров во всех регионах страны.  
                                             Сильные стороны    

Более высокий образовательный  уровень женщин.  
    Участие женщин в политике составляет достойную конкуренцию мужчинам и способствует улучшению состояния дел в стране.  
      Присутствие женщин в управленческих структурах развивает более гибкие, ориентированные на постоянно меняющуюся ситуацию формы управления.  
      Женщины более исполнительны, аккуратны, коммуникабельны, проявляют больший интерес к людям и заботу о них.  
      Рост гражданской активности женщин, активизация деятельности женских неправительственных организаций.  
                                              Слабые стороны       

 Сохраняющиеся в обществе  стереотипы о роли женщин в  обществе, патриархальный подход  к вопросам равенства полов.  
      Недостаток эффективных механизмов продвижения женщин.  
      Недостаточная поддержка инициатив женщин и женских организаций со

стороны государственных  органов.     

 Отсутствие у политических  партий стратегий и программ  продвижения 

женщин во власть.     

 Фрагментарная деятельность  женских неправительственных общественных  объединений, разобщенность усилий  женских организаций, направленных  на защиту интересов женщин.  
     Недостаток у женщин политического опыта.  
                                                   Возможности        

 Возможность введения  квот для женщин как временной  меры для обеспечения более  широкого их участия в исполнительной  и представительной власти в  соответствии с  Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.  
      Взаимодействие с международными организациями по вопросам достижения равных возможностей для мужчин и женщин, повышения роли

женщин в обществе.     

 Возможность изучения  опыта развитых стран по вопросам  политического 

продвижения женщин.

                                                        Угрозы     

 Формальное равенство  мужчин и женщин не способствует  демократии и 

дальнейшему развитию общества.       

 Незначительное число  женщин во власти на уровне  принятия решений снижает их  роль в проведении реформ в  стране.  
      Наличие общественных стереотипов и иррациональных предрассудков, которые не способствуют политическому продвижению женщин.  
      Недостаточная защита прав и законных интересов мужчин и женщин несет в себе угрозу достижению подлинного гендерного равенства.  
      Исполнение не на должном уровне законодательных актов и международных договоров, касающихся семьи, женщин и детей, как со стороны государственных органов, так и общественных объединений может снизить активность женщин и женских НПО в деле реализации своих прав во всех сферах жизнедеятельности общества.  

                               2.2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 

 
      Расширение возможностей и  улучшение положения женщин, их  всестороннее участие на основе  равенства в общественно-политической  жизни.  
      Внедрение действенных механизмов и временных мер для увеличения представительства женщин на уровне принятия решений.  
      Обеспечение гендерного равенства в органах управления при решении кадровых вопросов.  
      Принятие мер по повышению политического потенциала женщин и их политической активности в решении социальных проблем.  
                                               Индикаторы:      
      1. Наличие Закона Республики Казахстан "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин".  
      2. Количество женщин на руководящих должностях на уровне принятия решений.  
     3. Доля женщин в Парламенте.  
     4. Доля женщин в политике/политических партиях.  
     5. Наличие механизмов по продвижению женщин в государственных учреждениях.  
 

РАЗДЕЛ 3. ДОСТИЖЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ЭКОНОМИКЕ 

 

3.1.АНАЛИЗ СИТУАЦИИ    

 Достижение гендерного  равенства в экономической сфере,  дальнейшее развитие предпринимательства  среди женщин, повышение конкурентоспособности  женщин на рынке труда.  
       Благодаря внутренней стабильности, реализации  Стратегии индустриально-инновационного развития, государственных программ возрождения села, развития малого бизнеса и снижения бедности в Казахстане создаются большие возможности для сокращения безработицы и обеспечения занятости мужчин и женщин.  
      Создана реально работающая рыночная экономика. Валовой внутренний продукт на душу населения увеличился за 10 лет почти в 4 раза и в 2004 году составил 2700 долларов. К 2008 году прогнозируется удвоение этого показателя. Вклады населения в банках по своим объемам достигли почти 40 % республиканского бюджета. Сегодня Казахстан, по классификации Всемирного Банка, входит в группу стран со средним уровнем дохода.  
      В настоящее время в экономике Казахстана занято 3,7 млн. женщин, что составляет 49 % от общего числа работающих.      

 Принят  Закон Республики Казахстан "О микрокредитных организациях", который регулирует правовое положение и упрощает порядок создания этих организации. За прошедшие 7 лет по Программе микрокредитования наименее обеспеченным гражданам выдано около 125 тыс. микрокредитов на общую сумму более 12 млрд, тенге.            Удельный вес женщин среди наемных работников на малых предприятиях составляет 34 %, доля фермерских хозяйств, возглавляемых женщинами, составляет 10 %.  
                                           Сильные стороны            

Информация о работе Гендерная политика Казахстана