Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа
Цель работы: проведение практического и теоретического исследования бизнеса среди мужчин и женщин.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу
Выяснить значение понятия бизнес
Показать влияние полоролевых стереотипов и норм на личность мужчин и женщин, и на их положение в обществе и в системе трудовых отношений
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Гендерный аспект бизнеса…………………………………………......6
1.1 Понятие бизнеса и пути к его открытию………………………..…….6
1.2 Возможности в профессиональной деятельности………………..…..7
1.3 Соотношение полов и бизнеса………………………………….9
1.4 Мотивация мужчин и женщин-предпринимателей…………………12
1.5 Лидерство, руководящие должности и пол…………………..13
Глава 2. Анализ гендерного аспекта труда……….…………………...………23
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………..36
Приложение «Анкета сотрудника компании»……………………………..…38
2
Курсовая работа
По дисциплине: теория социальной работы
«Гендерные аспекты труда и бизнеса»
Екатеринбург 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятие бизнеса и пути к его открытию………………………..…….6
1.2 Возможности в профессиональной деятельности………………..…..7
1.3 Соотношение полов и бизнеса………………………………….9
1.4 Мотивация мужчин и женщин-предпринимателей…………………
1.5 Лидерство, руководящие должности и пол…………………..13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..36
Приложение «Анкета сотрудника компании»……………………………..…38
Введение
Где и как работают мужчины и женщины? Почему работают мужчины и женщины? Почему у них разная заработная плата? Почему когда организации требуется начальник, то на эту работу практически всегда приглашают мужчину, а когда нужен секретарь – женщину? Как, когда и почему сложилось подобное распределение труда в обществе? Гендерные исследования это новое прогрессивное направление российской гуманитаристики, в соответствии с которым считается, что различия социального статуса и экономического поведения, женщин и мужчин обусловлены не их биологическим полом, а возникают в результате сложного процесса социокультурного конструирования обществом представлений о мужских и женских ролях, нормах поведения, ментальных и эмоциональных характеристиках. В сфере экономики наиболее ярким отражением гендерного неравенства являются сложившееся распределение труда между полами, неодинаковые возможности мужчин и женщин в вопросах оплаты труда, профессиональной занятости и карьеры.[1]
Изучение гендерных аспектов экономического поведения на рынке труда поможет более глубоко и всесторонне понять особенности формирования различных экономических структур и процессов и, в этом смысле, данная курсовая может рассматриваться, как важная составная часть более широкого курса, направленного на изучение социально-экономической политики.
Степень изученности: Ознакомившись с литературой таких авторов как: Мартюшев Д. Г., Индиенко А. Н., Шахова В.А., и многих других, можно сделать вывод о том, что данная тема достаточно изучена и является актуальной в наши дни.
Проблема: проблема исследования состоит в том, что в России сейчас не стабильная ситуация и находясь на данном переломном этапе развития общества важно зафиксировать внимание на актуальных проблемах российского рынка труда в переходной экономике –– гендерных аспектах занятости и безработицы, занятости в теневой экономике, проблемах конфликта профессиональных и семейных ролей, проблемах домашних хозяйств и неоплачиваемого домашнего труда. Гендерные проблемы труда и занятости рассматриваются также в исторической ретроспективе и с позиций кросс-культурного анализа проблем гендерной экономики труда: занятости и безработицы мужчин и женщин в странах разного уровня экономического развития.
Цель работы: проведение практического и теоретического исследования бизнеса среди мужчин и женщин.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу
Выяснить значение понятия бизнес
Показать влияние полоролевых стереотипов и норм на личность мужчин и женщин, и на их положение в обществе и в системе трудовых отношений
Объект исследования: Отдел №15 Уральского Электрохимического Комбината в городе Новоуральске.
Предмет исследования: особенности социально-экономического и трудового поведения мужчин и женщин в бизнесе.
Основные гипотезы исследования:
различия социального статуса и экономического поведения, женщин и мужчин обусловлены не их биологическим полом, а возникают в результате сложного процесса социокультурного конструирования обществом представлений о мужских и женских ролях, нормах поведения, ментальных и эмоциональных характеристиках
ярким отражением гендерного неравенства являются сложившееся распределение труда между полами, неодинаковые возможности мужчин и женщин в вопросах оплаты труда, профессиональной занятости и карьеры.
в настоящее время трансформируется общество, в котором женщины будут иметь равные возможности с мужчинами в сфере труда
Определение выборочной совокупности:
Генеральная совокупность – 25 человек.
Тип выборки – простая стихийная (случайная).
Методы сбора информации:
вторичный анализ литературы;
сбор первичной информации при помощи «Анкеты сотрудника компании».
Глава 1. Гендерный аспект бизнеса
1.1 Понятие бизнеса и пути к его открытию
Бизнес (англ. business) – предпринимательская экономическая деятельность; дело, занятие, являющееся источником дохода.[2]
Если посмотреть на карьеры миллиардеров, то можно увидеть, что это все как один, люди, которые невероятно к этому стремились. Если поставить себе цель - стать ли начальником, сделать ли карьеру в политике, родить ли ребенка, заработать ли миллиард - и направить все силы на ее достижение у вас все получится. Но для этого необходимо пройти пять следующих этапов:
1. Продумать идею. Изучить рынок, ценовую политику, перечень услуг конкурентов. Подумать, как выгоднее отличаться от них. Что привлечет клиентуру именно к Вашей компании?
2. Составить бизнес – план. Оценить Ваши активы. Расписать по этапам, какие инвестиции и расходы потребуются, как скоро они окупятся и когда ждать первый доход. Учесть затраты на аренду и наемных работников. Обдумать, как будете вести бухгалтерию.
3. Зарегистрировать бизнес.
4. Пока не накопите денег для найма персонала, быть готовым делать многое самим.
5. Выстраивать доверительные отношения с клиентами, поставщиками и персоналам.
Нельзя сказать, что женщине (или мужчине) сложнее или проще в бизнесе. У каждого бизнеса своя специфика, но если та или иная область кому-либо близка по складу ума и характера, то можно непременно добиться успеха.[3]
1.2 Возможности в профессиональной деятельности
Лучшие должности на работе чаще всего достаются мужчинам, а не женщинам, даже если последние имеют такую же квалификацию. Дискриминация женщин имеет место и тогда, когда устанавливается заработная плата: за одинаковый труд у них она меньше, в США, например, на 30-40 %, Великобритании - на 49 %, в Германии - на 38 %, во Франции - на 28 % . Поразительно, но даже в такой "женской" профессиональной сфере, как педагогика, учителя-женщины получают в США 89 % зарплаты учителей-мужчин. Некоторые исследования показывают, что женщины получают более низкую стартовую зарплату, даже если ведут настойчивые переговоры с работодателем, а с увеличением стажа получают меньшую прибавку к жалованью. Семьдесят пять процентов таких случаев остаются необъясненными.
Можно назвать следующие предположительные причины такого положения дел.
1. Возможно, что на разную оплату труда влияет тот фактор, что женщины часто прерывают свою трудовую деятельность на какое-то время, чтобы заняться воспитанием малолетних детей. Поэтому они меньше сил и энергии уделяют профессиональной деятельности. Однако имеются данные, что на оплачиваемой работе женщины трудятся более усердно, чем мужчины. То же обнаружено и в лабораторном эксперименте: за одни и те же деньги женщины сделали большую работу, потратили на нее больше времени.
2. В ряде случаев срабатывает предвзятость работодателей, склонных рассматривать работу, выполненную женщинами, как менее ценную, особенно если отсутствуют объективные критерии и женщина выполняет работу, традиционно считающуюся привилегией мужчин.
3. Считается также, что женщины не испытывают надобности или не ожидают получать то же жалованье, что и мужчины, даже если они соглашаются занять высокую должность. Действительно, Ш. Берн ссылается на ряд исследований западных ученых, в которых показано, что женщины ожидают и запрашивают меньшую оплату труда, так как не только свой, но и вообще женский труд оценивают более низко, чем труд мужчин. Возможно, это связано с несколькими причинами: меньшей оценкой своих способностей, сравнением своей зарплаты не с таковой мужчин, а с зарплатой женщин, которым платят меньше. Однако это не всегда так. Многие женщины хотят получать равную с мужчинами заработную плату, особенно когда узнают, что другим платят больше.
Таким образом, удовлетворенность или неудовлетворенность женщин своей заработной платой зависит от того, сравнивают ли они ее с таковой других женщин, или с заработной платой мужчин, занимающихся той же деятельностью.[4]
Характерно, что по мере роста возможностей для проникновения в "мужские" профессии увеличивается число женщин, ощущающих неравенство в своем социальном положении. Это было выявлено в опросах, проведенных Организацией Гэллапа в разные годы. Предлагалось ответить на вопрос: "Учитывая все обстоятельства, кому в этой стране живется лучше - мужчинам или женщинам?" Ответы были следующие: Ущемление прав женщин видят и в том, что женщины чаще всего занимаются не только низко оплачиваемыми, но и не престижными видами труда. Однако с этим вряд ли можно полностью согласиться. Во-первых, мужчины тоже выполняют многие виды работ, не пользующиеся популярностью в обществе и низко оплачиваемые (вспомним мусорщиков, ассенизаторов, чернорабочих и т. д.). Во-вторых, к этим так называемым непрестижным профессиям у многих женщин имеется склонность, предпочтение. Например, в исследованиях А. Трекслера с соавторами профессиональных предпочтений было выявлено, что мужчины устойчиво отдают предпочтение технической, вычислительной и научной работе, а женщины проявляют больший интерес к литературной (вспомним библиотекарей), музыкальной (вспомним, кого больше среди учителей музыки), художественной, социальной и канцелярской работе.
И все же надо признать, что в отношении труда дискриминация женщин существует, в том числе и в России. По данным Госкомстата РФ, в 1993 г. были уволены и стали безработными 30,7 % женщин и только 20,2 % мужчин. В то же время уволились по собственному желанию только 32,2 % женщин и 43,4 % мужчин. Это объясняется тем, что шансов найти новую работу у женщин меньше, чем у мужчин. Поэтому они остаются работать даже там, где уровень заработной платы низок. Отсюда уровень текучести женских кадров на треть ниже соответствующего показателя для мужчин.
О "вымывании" женщин с позиций высококвалифицированного и творческого труда свидетельствует то, что среди безработных женщин специалистов было больше - 30,3 %, чем мужчин - 12,2 %, в то время как женщин-рабочих было меньше - 50,6 %, а мужчин-рабочих больше - 71,6 %. В Афганистане режим талибов вообще запрещал женщинам работать.[5]
1.3 Соотношение полов и бизнеса
Мужчин в бизнесе больше. В России по данным 1994 г. имели собственную фирму 1,7 % женщин и 3,8 % мужчин. Владельцев и совладельцев частного предприятия, дела и организации женщин было 2,9 %, а мужчин - 5,6 % . В выборке предпринимателей, обследованных О. С. Дейнеко и Д. Г. Мартюшевым, были 35 мужчин и только 5 женщин. При этом профессиональный профиль женского предпринимательства в основном традиционен: легкая промышленность, ремесла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, медицина, косметические услуги.[6]
Между тем женщин, желающих заняться бизнесом, гораздо больше. Е. Кобзева, например, выявила путем опроса на КамАЗе, что более трети женщин хотели бы перейти из государственного сектора экономики в кооперативы, малые и совместные предприятия, заняться индивидуальной трудовой деятельностью. При этом около 15 % женщин хотели бы создать свое дело, организовать свое предприятие.[7]
В США в отношении женщин к бизнесу тоже произошли существенные сдвиги. Если раньше количество студенток, специализировавшихся в бизнесе и менеджменте, составляло менее 10 %, то в начале 1990-х гг. - более 50 %. В 1989 г. каждая пятая студентка получила диплом специалиста по организации и экономике производства. Более 4 миллионов фирм США принадлежат полностью или частично женщинам, но большинство из них имеют низкий годовой оборот (1 миллион долларов и меньше). Около трети новых миллионеров США составили молодые женщины-предпринимательницы.
В последние годы во всем мире увеличивается число женщин, участвующих в принятии решений в экономической сфере. В США, Канаде, Германии число женщин, возглавляющих фирмы, растет быстрее, чем число мужчин, но они концентрируются в сферах с более низким уровнем оборота. Однако в целом в Европейском регионе среди предпринимателей, собственников фирм, а также занимающих руководящие посты, до сих пор женщин мало.[8]
Как показано А. Е. Чириковой (1999), существуют серьезные отличия между мужчинами и женщинами, занятыми в бизнесе в России, в оценке ими деловых и личностных качеств, способствующих успеху в их деятельности.
У женщин первые позиции (в порядке убывания значимости) занимают следующие качества и умения.
1. Умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон.