Глобальность социальных и культурных процессов в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:21, контрольная работа

Описание

Глобальность - характеристика современности, фиксирующая возможность перерастания каким-либо действием, явлением или процессом рамок своего локального статуса и приобретения им самостоятельной значимости в масштабе социума, шире - в общемировом масштабе.

Работа состоит из  1 файл

Глобальность социальных и культурных процессов в современном мире.docx

— 51.11 Кб (Скачать документ)

Процессы приспособления  проявляются всегда там, где индивид  или группа оказываются в новой  среде, в которой их до сих пор  признаваемые и используемые образцы  действий и взаимодействий, критерии оценок и модели не приводят к удовлетворению потребностей и не дают возможности  поддерживать себя и участвовать  в общественной жизни. О приспособлении мы говорим, следовательно, тогда, когда  группа эмигрантов оказывается в  чужой стране с другой культурой  и социальной организацией; когда  изменяются условия экономического и политического устройства; когда  выпускник приходит из школы на производство; когда крестьянин переходит из сельского  хозяйства на работу в промышленность и т. д. Процесс приспособления содержит несколько элементов: познавательный — узнавание новой ситуации, обучение новым образцам и способам поведения, психологическая переориентация, то есть использование соответствующих  определений и ситуаций согласно принятым в данной среде критериям  оценок и образцам поведения. Эти  элементы должны выступать в любом  процессе приспособления, но в дальнейшем он может принимать различные  виды .  Выделим разные степени приспособления. Оно может ограничиться психологической переориентацией: приспособляющийся индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает ее (среды) систему ценностей, придерживаясь своей прежней. Приспособление может пойти немного далее и остановиться на этапе терпимости. Как среда, так и новый в ней индивид проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и к образцам поведения друг друга, признавая их равноценность. Наиболее часто встречающимся этапом приспособления является аккомодация, возни­кающая на основе терпимости, связанная с взаимными уступками, базирующаяся на признании и принятии основных систем ценностей новой ситуации при одновременном признании некоторых систем нового индивида его новой средой. Аккомодация выступает также как метод разрешения конфликтов. Наконец, выделим полное приспособление, или ассимиляцию, основанную на полном отказе от прежних образцов и ценностей и на полном принятии новых. Мы говорим, что эмигранты ассимилировались, когда они полностью восприняли язык обычаи, образ жизни, устройство жилищ, одежду и т. п. новой страны. Невозможность приспособления к новым условиям влечет за собой много отрицательных явлений. Длительная неприспособленность приводит к дезорганизации личности, а группы или общности, которые не могут приспособиться к новым условиям среды или к переменам в глобальном обществе, к изменениям в культуре, технике и т. д., подвергаются дезорганизации [10].

Конфликт —  это социальный процесс, в котором индивид или  группа стремится к достижению собственных  целей (удовлетворению потребностей, реализации интересов) путем устранения, уничтожения  или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным  или идентичным целям. Конфликт может  также возникать между группами, когда группы стремятся к разным целям, но для их реализации хотят  воспользоваться одними и теми же средствами. В конфликте всегда есть осознание противника, четко определена ситуация, в которой противник  оценивается через противоречие, суще­ствующее между стремлениями и целями той и другой стороны. Конфликты рождаются на основе антагонизма, из противоположного определения систем ценностей друг друга плюс негативного предубеждения, возникающего из чувства опасности.

Конфликт может выступать  в разных формах. Борьба — это  форма конфликта, в которой противники стре­мятся показать свое превосходство, принудив противника признать это превосходство. Борьбой являются спортивные соревнования, шахматная партия, но она может приобретать и другие формы — борьбы политической, экономической. Цель борьбы — принудить противника к капитуляции путем признания превосходства и принятия условий, которые из этого признания в данной конкретной области вытекают. Конфликты могут возникать повсюду, где имеются противоположные интересы, цели, противоположные оп­ределения систем ценностей, взаимоисключающие образцы деятельности и критерии оценок. Известны конфликты классовые, экономические, политические, религиозные, моральные и т. д.[11]

Ассимиляция – это процесс  взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс, в котором есть возможности для проникновения элементов одной культуры в другую пропорционально численности, общественному положению и престижу носителей обеих культур. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 г. по 1913 г. образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний (малой Италии, малой Польши и т.д.) они жили, в основном, в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые элементы американской культуры. Однако их дети начинают резко отвергать культуру родителей и "впитывать" культуру своей новой Родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается и "новоиспеченные" американцы чувствуют наиболее привычными американские образцы культуры.

Ассимиляция может значительно  ослаблять и гасить конфликты. Это  происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение, но когда культуры ассимилируются, устраняется  и сама причина конфликта.

Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация формировалась посредством биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между ними могут создать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться системы, в которых положение человека будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или некоторых частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение. Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, социальная структура больше не зависит от "чистоты крови" [8].

Следующей категорией жизненных  процессов, происходящих в общностях, являются процессы мобильности. Выделяют горизонтальную  и вертикальную  мобильность. К горизонтальной мобильности причисляют процессы перемещения в географическом пространстве и процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Изменения положения в географическом пространстве бывают следующие: ежедневное перемещение населения с места жительства к местам работы, покупок и развлечений. Концентрация определенных типов населения на длительные или короткие сроки в определенных городах, местностях, районах — этот экологический процесс может принимать форму сегрегации, концентрации, нашествия ( inwazji ) и преемственности ( sukcesji ) . Существуют также процессы миграции, или изменения положения в географическом пространстве, связанные с переходом в другие общности. Миграция может принимать форму эмиграции, если это переезд в другое государство, или иммиграции, то есть возвращения эмигрантов в прежнюю родную группу. Иммиграцией часто называется более широкий процесс приема на постоянное жительство членов других государств или наций. Существуют процессы межгрупповых миграций, без изменения места в географическом пространстве, например перемещение из одной общности в другую, перемена места работы в рамках одной и той же территориальной общности, без изменения положения в стратификационной иерархии .

Процессы вертикальной мобильности  связаны с переходом вверх  или вниз по ступеням иерархизированной дифференциации. Эти два направления известны под названием продвижения и деградации.

Выделяют разные виды вертикальной мобильности в зависимости от вида иерархизированной системы, в которой она происходит, от ее продолжительности и от того, является она мобильностью индивидов или общностей. Прежде всего, это индивидуальная мобильность, заключающаяся в прохождении установленных ступеней в какой-либо иерархизированной системе, которую называют личной карьерой. Она выражается в получении каждый раз более высоких должностей, связанных с более высоким престижем, доходом, большим участием во власти и т. д. Карьера может быть ограничена рамками одного класса, может вести также от низших классов к высшим, то есть быть межклассовой мобильностью. Далее, существуют процессы мобильности между поколениями, заключающиеся в том, что продвижение вверх осуществляется поколениями, причем каждое последующее поколение завоевывает более высокое положение. Например, сын крестьянина становится учителем, его внуки получают высшее образование, переходят в высшие слои, или сын рабочего становится лавочником, внук — владельцем среднего предприятия, а правнук — крупным капиталистом. Эта схема мобильности считалась идеалом вертикальной мобильности мелкой буржуазии. Но процессы вертикальной мобильности могут охватывать целые классы, когда, например, в результате социальной революции угнетенные и эксплуатируемые классы становятся правящими классами. Наблюдается также продвижение или деградация профессиональных категорий, например продвижение технических профессий, деградация гуманитарных профессий.

Общества, в которых существуют установленные пути и каналы вертикальной мобильности, ведущие от низших положений  и от низших слоев и классов  к высшим, называются обществами с открытыми классами. Замкнутым общественным классом является каста, ибо переход из низших каст в высшие невозможен из-за формальной системы запретов .

Процессы мобильности  и процессы дезорганизации вызывают процессы реорганизации,  или процессы нового складывания и интегрирования системы институтов, образцов поведения  и критериев оценок. Временами  процессы реорганизации охватывают одновременно макро- и микроструктуру общностей. Реорганизация — это  процесс поисков новых принципов  упорядочения изменившихся элементов  общности, или, иначе, поиски нового жизненного порядка общности. Она может быть предпринята целенаправленно как  сознательное усилие, направленное на создание новых основ функционирования и развития общности, может осуществляться как процесс спонтанного приспособления новых элементов или приспособления к новой ситуации. Следует подчеркнуть, что реорганизация, предпринятая как  планируемое мероприятие, в первой фазе реализации, как правило, усугубляет дезорганизацию и что этот переходный период неизбежен [4].

Культурные процессы - изменение  во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые  модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотя культурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны. Под культурными процессами имеются в виду типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков. Культурные же события — это конкретно-исторические частные случаи осуществления культурных процессов, обладающие уникальными чертами, вариативность которых определяется суммой условий и обстоятельств их протекания. В этом смысле культурные процессы могут быть определены как культурные динамические формы, а культурные события как артефакты этих форм [13].

В культурных процессах прежде всего проявляется динамика культуры. Она может быть разделена на социальную микродинамику (в пределах жизни 1-2 поколений) и историческую макродинамику (в большем временном масштабе вплоть до всеобщей истории человечества); динамику внутренних процессов (взаимодействие между элементами и субъектами локальной культуры и ее адаптацию к условиям вмещающего ландшафта) и динамику внешних взаимодействий (с ее социальным окружением). Каждому из этих вариантов динамики соответствуют специфические типы культурных процессов. В конечном счете все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п. (в т.ч. и в случаях процессов деструкции неэффективных систем, становящихся помехой функционированию и развитию более перспективных образований) [6].

В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

- порождение культурных явлений (генезис адаптивных и творческих инноваций в виде технологий и инструментария деятельности, знаний, идей, произведений, форм организации и регуляции совместных действий, способов обмена информацией и т.п.) и их частичная институционализация; превращение порожденных культурных форм в образцы, нормы, стандарты и правила осуществления соответствующей деятельности и достигаемых при этом результатов; формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций, их структуры и организации, системы социальных институтов и функциональных ролей, образов жизни и картин мира; становление культурно-исторических типов социальной организации сообществ);

Информация о работе Глобальность социальных и культурных процессов в современном мире