Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.
Введение ………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи .……………. 5
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ……………... 5
1.2. Понятие государственной социальной помощи .............…………………..8
1.3. Цели государственной социальной помощи ...................…………………12
Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи……………...16
2.1. Виды государственной социальной помощи …………………………….16
2.2. Размер государственной социальной помощи ...............……………….....19
2.3. Периоды оказания государственной социальной помощи .……………...27
Глава 3. Получатели государственной социальной помощи .....……………..28
3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….28
3.2. Порядок назначения государственной социальной помощи…………….30
3.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи……...………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………..36
Правильное определение
понятия государственной
Определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле
определение государственной
Правильное понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении ).
Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во- первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия “материальное положение” практически не используется, обычно речь идёт об оценке “уровня доходов” или “уровня потребления”. Для нас предпочтительнее термин “материальное положение”, поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются в виду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д. 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников, если это им по силам.
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь- создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
В соответствии
с законодательством Российской
Федерации до принятия
Федерального закона “ О государственной
социальной помощи” от 17 июля 1999 года
точного и конкретного понятия данного
вида помощи не существовало на законодательном
уровне. Данное обстоятельство делало
возможным произвольное определение государственной
социальной помощи, что являлось значительным
препятствием в её получении определённым
группам лиц. Так, в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации.
По моему мнению, такой подход к понятию
государственной социальной помощи, ограничивал
круг лиц, которые могли бы получать данную
социальную помощь, а также не указывал,
за счёт каких средств выделяется данная
помощь. Как следствие этого государством
не гарантировалось получение малоимущим
слоям населения социальной помощи, не
устанавливался её минимальный размер,
не был чётко очерчен круг лиц, которые
могли бы получить данную помощь, а также
порядок её получения. В результате данная
неопределённость приводила к тому, что
лица, которые особо нуждались в поддержке
государства оказывались законодательно
не защищёнными, что ещё больше ухудшало
их положение.
В настоящее время категории малоимущих семей малоимущих одиноко проживающих граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения. Само понятие нуждаемости можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В этом случае семья ( одиноко проживающий гражданин) признаётся малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
В связи с принятием Федерального Закона “О государственной социальной помощи”, те пробелы и недоработки, которые имелись в ранее принятом законодательстве относительно чёткого и понятного определения данного вида помощи будут устранены и ситуация должна измениться в лучшую сторону.
Одной из характерных черт данной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России Государство считает, что в данный момент наиболее важным инструментом социальной политики является адресная помощь, но данное утверждение является спорным.
Главное же, что
характеризует сегодняшнее
Ряд учёных не согласных
с данной концепцией государства
считают, что главное сейчас выделить
приоритеты и сосредоточить немногие
имеющиеся у государства
Транспортного и другого коммунального
обслуживания.
Вопрос о приоритетах - это вопрос о содержании общественного договора между гражданами и государством, в том числе об обязанностях последнего: что оно должно и может реально им дать. Неуклонное соблюдение обязательств такого договора и достижение приоритетных целей необходимое условие успешности внутренней политики любого государства, коль скоро оно хочет сохранить население и, следовательно себя.
Царящий в экономике
и социальной сфере управленческий
хаос грозит ослаблением
Но законодательными изменениями дело не исчерпывается; надо чётко сформулировать основные принципы социальной политики и следовать им неукоснительно, учитывая снижение роли государства в социальной защите населения.
Судя по широкой
рекламе, которую ведут те, кто
занят подготовкой соответствующих
решений, именно адресная помощь признана
основным методом социальной поддержки
населения и должна заменить действующую
систему социальных льгот. Но итоги предпринятых
на кредиты Мирового банка пилотных проектов
в трёх регионах (Республике Коми, Волгоградской
и Воронежской областях) продемонстрировали,
насколько узким станет круг получателей
указанной помощи: всего 2-6% жителей, тогда
как, по оценкам, кредиты Мирового банка
пилотных проектов в трёх регионах (Республике
Коми, Волгоградской и Воронежской областях)
продемонстрировали, насколько узким
станет круг получателей указанной помощи:
всего 2-6% жителей, тогда как, по оценкам
большинства российских специалистов,
бедных в стране гораздо больше. Выйти
на столь низкие показатели бедности позволил
жёсткий подход к определению нуждаемости
(завышение норматива учёта доходов от
личного подсобного хозяйства, гипотетических
доходов от имущества ), селективный выбор
претендентов ( нередко они должны быть
не только бедными, но и обладать ограниченной
дееспособностью). В таком варианте диктуемом
безденежьем, государственная адресная
помощь скорее направлена на чтобы "сохранить
лицо", нежели действительно помочь
бедным в стране.
Хочу напомнить и о ряде недостаточно
востребованных нашей практикой направлений
антикризисной социальной политики, которые
могли бы способствовать стабилизации
в социальной сфере. Имеется в виду, прежде
всего, поощрение так называемого третьего
сектора, производящего услуги при умеренных
затратах и ценах. Он чрезвычайно развит
на Западе и доказал свою эффективность.
По оценкам специалистов, в нашей стране
такие организации обслуживают около
20 миллионов человек, а могли бы значительно
больше.
Недостаточно используется и благотворительность
во всех формах.
Традиционное для нашей страны отсутствие
льгот, никак не сказывается на улучшении
наполняемости бюджета, однако противодействует
появлению существенно значимого источника
поддержки социальной сферы, поскольку
не поощряется государством и, соответственно
малопрестижно.
В целом развитие адресности в нашей стране
имеет и положительный опыт, который будет
рассмотрен в последующих главах.
Что же касается второго отличительного
признака действующего определения государственной
социальной помощи, то это законодательно
закреплённое указание на источники финансирования
данного вида помощи. В соответствии со
ст. 5 Закона ими являются средства федерального
бюджета, средства бюджетов субъектов
Российской
Федерации и средства местных бюджетов.
В случае недостаточности средств бюджетов
субъектов и средств местных бюджетов
на оказание государственной социальной
помощи, такие средства выделяются субъектам
Российской Федерации и органам местного
самоуправления за счёт средств бюджета
вышестоящего уровня бюджетной системы
РФ или дополнительных источников в порядке
установленном законодательством. Данное
положение указывает на то, что при принятии
и утверждении бюджета Российской Федерации
и бюджетов субъектов нашей страны должны
учитываться реальные средства, направленные
на оказание государственной социальной
помощи малоимущим слоям населения.
Необходимо законодательно предусмотреть
и образование внебюджетного фонда для
реализации социальной помощи. Полагаю,
что в противном случае, может оказаться
так, что данное положение будет оставаться
на бумаге и не сможет реализовываться
из-за нехватки денежных средств в бюджетах
разных уровней.
Следующей чертой государственной социальной
помощи является то, что она предоставляется
в виде денежных выплат и натуральной
помощи. Денежные выплаты предоставляются
малоимущим гражданам в виде социальных
пособий, субсидий и компенсаций. Под социальным
пособием понимается безвозмездное предоставление
гражданам определённой денежной суммы
за счёт средств соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидией понимается целевое назначение
оплаты предоставляемых гражданам материальных
благ или оказываемых услуг. Под компенсацией
возмещение гражданам произведённых ими
расходов, установленных законодательством.
Кроме денежных выплат Закон предусматривает
возможность её оказания в натуральной
форме. Как указывает Долотин Б. "Закон
"О государственной социальной помощи"
даёт органам исполнительной власти самые
широкие полномочия: они вправе оказывать
помощь как в виде денежных выплат, так
и в натуральной форме. Данное положение
позволяет утверждать, что при недостатке
денежных средств местные власти, как
правило, всегда имеют возможность помочь
топливом, продуктами питания, одеждой,
обувью, медикаментами и т.п.”
Отличительной чертой государственной социальной помощи по моему мнению является её временный характер. В соответствии со ст.6 Закона “ О государственной социальной помощи” она может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев. Кроме того, статья 10 Закона говорит об основаниях прекращения государственной социальной помощи, что указывает на её временный характер.
1.3. Цели государственной
социальной помощи
Современная экономическая
ситуация диктует необходимость
повышения эффективности
Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие. Стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи; существенное улучшение социальной инфраструктуры.
Для достижения
всех этих целей, прежде всего, потребуется:
восстановить роль доходов от трудовой
деятельности как основного источника
денежных доходов населения и важнейшего
стимула развития производства и повышения
трудовой активности работников; обеспечить
справедливое распределение на основе
совершенствования системы индивидуального
налогооблажения доходов и собственности
граждан, увеличения ставок налогов для
лиц с высокими личными доходами и снижение
налоговой нагрузки на низкодоходные
группы населения, введение эффективного
контроля за реальными доходами, в том
числе путём проверки соответствия разметов
декларируемых налогоплательщиками доходов
фактически произведённым ими расходам;
стимулировать использование доходов
от трудовой и предпринимательской деятельности,
доходов от собственности для инвестирования
и кредитования социально значимых программ,
направленных на формирование базовых
условий жизнедеятельности: улучшение
жилищных условий, медицинское обслуживание,
получение образования; обеспечить взвешенность
в политике занятости с тем чтобы, с одной
стороны, не допустить массовой безработицы,
а с другой - не препятствовать высвобождению
излишней рабочей силы в связи со структурной
перестройкой экономики; усилить адресность
социальной поддержки нуждающихся граждан
на основе учёта материального положения
семей и заявительского принципа назначения
пособий и оказания помощи;
Рынок, кроме того, не обеспечивает полностью
социальной справедливости, а напротив,
сопряжён с неоправданной дифференциацией
доходов, которые не всегда зависят от
вложенного труда и капитала. В этих случаях
государство должно применять прогрессивное
налогообложение для перераспределения
доходов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона “ О государственной социальной помощи” целями оказания данной помощи являются:
- поддержание
уровня жизни малоимущих семей,
Российской Федерации; субъекте Российской
Федерации;
- адресное и рациональное использование
бюджетных средств.
Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан.
В настоящее время в переходный период для России многие слои населения остались без средств существования, переместились за черту бедности. Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причём в соотношении (по уровню доходов) 1:20/50 (по данным разных источников).
Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно связанна с их потребностями. Потребности - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности. Социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.
Факторы, которые обуславливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны:
- объём и структура
производства, численность и половозрастной
состав населения страны. Общественно-политический
и экономический строй
- величина и
распределение национального
Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы ( в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы ( содержание социальной политики, системный кризис российского общества).
Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении ( денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.