Государственное регулирование малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

Содержание

Глава 1. Развитие малого бизнеса в России
1.1. Характеристика Российского малого бизнеса
1.2. Правовые основы малого бизнеса
2. Государственная поддержка малого бизнеса в России. Финансирование и инвестиционная поддержка
2.1. Налогообложение малого бизнеса. Влияние упрощенной системы налогообложения на финансовое состояние малых предприятий
Заключение

Работа состоит из  1 файл

гос. регул. курсовая.docx

— 59.32 Кб (Скачать документ)
1.2. Правовые основы малого бизнеса

 

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают  типичную ошибку: считают малые предприятия  одним из видов предприятий, подобно  государственным, арендным, совместным, семейным и т.д3. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

 В  этой связи становится очевидным,  для малых предприятий не существует  какой-то универсальной, общей  для всех их видов системы  ценообразования, материально-технического  снабжения, оплаты труда, управления  и т.д. Все эти системы функционирования  предприятия определяются по  их видам.

 Бытует и еще одно широко  распространенное заблуждение, будто  бы вид малого предприятия  предопределяется тем, какая организация  является его учредителем. Безусловной  связи здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами  семьи и совместно с другими  лицами, государственными, арендными,  совместными предприятиями, общественными  организациями и т.д. Кроме  того, малые предприятия могут  создаваться совместно указанными  органами, предприятиями, организациями  и гражданами.

 Если  учредителем малого предприятия  является государственная организация,  то это отнюдь не означает, что новое образование будет  именно малым государственным  предприятием. Имущество, выделяемое  из состава государственного  предприятия, может быть сдано  в аренду кооперативом. Вид созданного  предприятия – кооператив. Могут  быть и другие варианты.

 В то же время индивидуальные  и семейные частные предприятия,  названные так именно применительно  к учредителям, не могут быть  иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий  на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого  для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает  свои критерии распределения предприятий  по их размерам.

Например, во Франции очень малыми предприятиями  считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние  предприятия составляют около 99% численности  всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.

В Японии к категории малых и средних  предприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до 300 человек или объемом  основного капитала до 100 млн. иен  в отраслях обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в  коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) –  в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной  торговле и сфере услуг. Мелкие и  средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.

В нашей  стране, согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации”, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных  организаций, благотворительных и  иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая  одному или нескольким юридическим  лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность  работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

 в  промышленности, строительстве и  на транспорте – 100 человек;

 в  оптовой торговле – 50;

 в  розничной торговле и бытовом  обслуживании – 30;

 в  других отраслях и при осуществлении  других видов деятельности –  50 человек.

Таким образом, определен критерий выделения малых  предприятий – по численности  работающих. Несовершенство данного  критерия, да и других критериев  также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды  приводятся в действие несколькими  работниками.

Видимо универсальных критериев  выделения малых предприятий, позволяющих  безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно  на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики  производства, какие предприятия  нельзя относить к малым. В случае возникновения спорных вопросов, решать их в индивидуальном порядке.

Малый бизнес в России как самостоятельное  социально-экономическое явление  существует уже свыше 10 лет. Действующие  законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную  поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных  условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации  от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность  установления определенных налоговых  льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

А в июне 1995 г. был принят федеральный закон  “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения  поддержки малых предприятий, формы  и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Указом  Президента РФ в июне 1995 г. был образован  Государственный комитет РФ по поддержке  и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.

В ней  были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной  поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных  нужд и др.

В 1996 г. Государственной  Думой была утверждена вторая Федеральная  программа государственной поддержки  предпринимательства на 1996-1997гг.

 

 

2.2. Государственная поддержка малого  бизнеса в России. Финансирование  и инвестиционная поддержка

 

В условиях глубокого экономического кризиса  и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику  России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение. Учитывая данное обстоятельство, надо включать в систему таких приоритетов  и сферу малого и среднего бизнеса. Это вытекает не из конъюнктурных, политических или идеологических установок, а  из объективного хода социально-экономических  процессов, из того, каковы место и  перспективы данной сферы в решении  ряда остроактуальных для нашей  страны задач (создания конкурентной среды, повышения уровня и эффективности  занятости населения, отработки  и распространения новых технических  решений и др.)4.

Между тем  пока нет оснований говорить о  том, что российский малый и средний  бизнес (МСБ) реально пользуется какими-то предпочтениями в распределении  инвестиционных ресурсов; скорее имеет  место противоположная ситуация, когда эта сфера оттесняется  на второй план. Финансирование было и  остается наиболее уязвимой проблемой  российского МСБ. По данным социологического опроса руководителей малых предприятий (МП), половине респондентов при их организации  пришлось ограничиться собственными сбережениями; немногим более четверти сумели получить кредит, а менее 20% — привлечь средства вкладчиков5. Самая серьезная проблема на начальной стадии, как отмечают предприниматели, — финансы и помещения, затем отношения с местными органами управления. При этом проблема инвестирования остается основной на всем протяжении деятельности фирмы.

В западных странах действуют многочисленные коммерческие банки, страховые компании, отраслевые фонды, региональные коммерческие отделения институциональных структур содействия малому бизнесу, огромное количество региональных гарантов, благотворительных  фондов и ассоциаций, активно и  весьма разнообразно его поддерживающие. Мы такого рода институтами не располагаем, что, разумеется, существенно тормозит развитие МСБ, тем более, что и  ощутимой государственной материально-финансовой помощью последний не пользуется. Поэтому вполне естественно, что  в настоящее время развитие сети МП не оказывает еще решающего  влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской  активности в сфере МСБ не имеет  необходимой почвы. Положение с  обеспеченностью этих предприятий  материальными, энергетическими и  финансовыми ресурсами не только не улучшается, но в последние годы, напротив, ухудшается. Несмотря на то, что капитальные вложения МП составляют достаточно внушительную сумму (11% от капиталовложений в экономику России за счет всех источников финансирования), активность малых предприятий промышленности в области инвестиций весьма низка. Опросы показали, что среди причин, влияющих на ограничение инвестиционной деятельности, около 60% респондентов выделяют высокий уровень налогообложения, 30% — высокие темпы инфляции, более 30% — общую экономическую и  политическую нестабильность.

Лица, возглавляющие  МП, критически характеризуют конкурентоспособность  своей продукции: «средней» применительно  к внутреннему рынку ее полагают лишь несколько более 50% руководителей. Низкая конкурентоспособность продукции  соответственно сдерживает спрос на нее.

Руководители  обследованных малых предприятий  основными факторами, сдерживающими  их инновационную деятельность, считают  недостаток собственных средств (около 75% опрошенных), высокие налоговые  ставки (более 60%), неприемлемые условия  инвестирования и кредитования (25%).

Анализ  источников финансирования предприятий  МСБ показывает, что наиболее доступными для этой сферы являются внутренние источники развития — их используют более трех четвертей предприятий, тогда как из внешних источников черпает какие-то ресурсы лишь один из четырех субъектов малого бизнеса.

Данные  опроса показывают, что первое место  среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности МП, на это указали два из трех его участников. Второе место занимает другой внутренний источник — личные средства учредителей МП (21,7%). На третьем  месте — частный кредит, к нему прибегают 17,9% МП. Прочие источники  используют около 10—15% таких предприятий. При этом свыше 20% опрошенных руководителей  МП считают, что их предприятия вообще не имеют возможности развиваться.

Более полное представление о характере инвестирования сферы МСБ дают результаты опросов  о направлении вложений средств  МП. Согласно этим сведениям, лидируют МП, направляющие инвестиции в оборудование и транспорт (57,5%); на втором месте  — те, чьи вложения идут на пополнение оборотных средств (44,3%). Многие предприятия  вкладывают значительные средства в  ремонт помещений и рекламу (около 38%); приблизительно 20% МП направляют ресурсы  на обучение своего персонала. Сравнение  данных по группам МП свидетельствует  о ряде различий, связанных со спецификой сфер деятельности. Например, МП торговли значительно чаще пополняют свои оборотные средства (76%), но отстают  во вложениях в человеческий капитал  — всего 8% их количества занимаются обучением своих сотрудников, тогда  как по всей выборке — 20,8%.

Одной из главных проблем развития МП является их слабое инвестирование в связи  с повышенными в данной области  рисками при кредитовании. Последние  вызваны следующими факторами: малые  предприятия обычно не имеют возможности  самостоятельно предоставить стопроцентную  гарантию по своим обязательствам, не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности; кадровый состав МСБ  обычно не имеет достаточной экономической  подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты; что же касается консалтинговых услуг по ведению бизнеса и  подготовке инвестиционных проектов, то они, как правило, для предприятий  МСБ слишком дороги.

Во всех цивилизованных странах предприниматели  не представляют, как можно не застраховать наиболее опасные риски, связанные  с производственной деятельностью.

В настоящее  время наряду с образованием новых  малых предприятий наблюдается  процесс банкротства ранее действовавших, что в целом ряде случаев связано  с уничтожением или потерей их имущества в результате пожаров  и других неблагоприятных событий. Для малых предприятий каждое такое событие может стать  катастрофическим. Возрождение их как  правило проблематично, если руководитель не принял своевременных мер по защите имущественных интересов и возложению на себя ответственности за жизнь  и здоровье работников путем заключения договоров страхования.

Страхование способно оказывать существенное влияние  на финансовое состояние и развитие малого бизнеса6.

В настоящее  время еще не все средние и  мелкие предприятия проявляют активность на национальном рынке. Заключение ими  договоров страхования в значительной мере сдерживается их финансовыми возможностями. Но именно в переходный к рыночной экономике период в целях развития и стабильности малого бизнеса предпринимателям необходимо обеспечить страховую защиту своих имущественных интересов и ответственности перед третьим лицами через систему страхования.

Информация о работе Государственное регулирование малого бизнеса в России