Гражданское общество, как субъект социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
- получение нового знания о механизмах участия граждан в ходе выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Задачи исследования:
- определить социальные и научные предпосылки проблемы гражданского социального участия в контексте социальной трансформации общества;
- проанализировать и систематизировать опыт социологического изучения социального участия, классифицировать его виды и формы, методологические подходы и методы исследования;
- обосновать проблему гражданского социального участия как проблему универсальной технологии в социальном управлении, выявить научные основания оптимизации технологий социального участия;
- определить роль диагностических исследований как научной предпосылки оптимизации технологии гражданского социального участия;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Государство - главный субъект социального управления.…….6
1.1 Социальное управление и его виды…………………………………...6
1.2 Государство - правовое поле для гражданского общества в системе социального управления………………………………………………………..12
Глава 2. Разногласия между гражданским обществом и государством. Пути их разрешения…………………………………………………………….15
2.1 Противоречия, возникающие между гражданским обществом и государством…………………………………………………………………….15
2.2 Пути разрешения противоречий возникающих между гражданским обществом и государством………………………………………………...……22
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы……………………………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 118.00 Кб (Скачать документ)

 

Курсовая работа

 

     По дисциплине:             « Социология управления »

На тему:      «Гражданское общество, как субъект  социального управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Государство - главный субъект социального управления.…….6

1.1 Социальное управление и его  виды…………………………………...6

1.2 Государство - правовое поле  для гражданского общества в  системе социального управления………………………………………………………..12

Глава 2. Разногласия между гражданским обществом и государством. Пути их разрешения…………………………………………………………….15

2.1 Противоречия, возникающие между  гражданским обществом и государством…………………………………………………………………….15

2.2 Пути разрешения  противоречий возникающих между  гражданским обществом и государством………………………………………………...……22

Заключение………………………………………………………………..25

Список использованной литературы……………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу  и человеческое общество.

В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических  системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Выработка доктрины общественного  развития и механизма ее реализации требует усиления внимания государства  к научным исследованиям, прежде всего в области теории и практики управления, активного включения данных науки в практическую работу органов государственного управления. Сегодня следует признать как неоспоримый факт, что управленческая наука выключена из механизма нормального функционирования общества.

Изменить такое положение  дел можно только тогда, когда  политической деятельностью займутся в массе своей исключительно  профессиональные и нравственные люди, способные действовать в интересах  своих граждан на основе законов  и принципов, лежащих в основе научного государственного управления.

 

Актуальность темы:

 

Одним из основополагающих принципов любого, демократического общества является возможность каждого  гражданина участвовать в управлении социальным развитием общества, влиять на процессы разработки, принятия и реализации управленческих решений.

 

Проблемная ситуация:

 

Зачастую, граждане, имеющие  права, пытаются различными способами  повлиять на то или иное разрабатываемое  решение, однако наталкиваются на сопротивление  со стороны органов власти и управления. В результате происходит эскалация конфликтных ситуаций на местах, которые из-за частоты их возникновения уже перестали носить локальный характер и становятся проблемой общегосударственной. Причиной такого положения дел является отсутствие действенного механизма, способствующего реализации прав граждан на участие в управленческом процессе, и, как следствие, возможности влиять на ход разработки и реализации различных проектов и программ.

Предмет исследования:

- реальная и потенциальная роль технологий социального участия граждан в социальном управлении.

Объект исследования:

- процесс согласования интересов властей и граждан в ходе разработки, утверждения и реализации социальных проектов.

Цель исследования:

- получение нового знания о механизмах участия граждан в ходе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Задачи исследования:

- определить социальные и научные предпосылки проблемы гражданского социального участия в контексте социальной трансформации  общества;

- проанализировать и систематизировать опыт социологического изучения социального участия, классифицировать его виды и формы, методологические подходы и методы исследования;

- обосновать проблему гражданского социального участия как проблему универсальной технологии в социальном управлении, выявить научные основания оптимизации технологий социального участия;

- определить роль диагностических исследований как научной предпосылки оптимизации технологии гражданского социального участия;

- на основе вторичного анализа результатов диагностических исследований построить нормативную технологическую модель гражданского социального участия, рассмотреть основные этапы осуществления данной технологии, определить базовые процедуры и предложить методы, обеспечивающие их выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государство - главный субъект социального управления

 

1.1 Социальное управление  и его виды

 

Под социальным управлением  понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными  отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации. Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления - субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность социального  управления раскрывается в процессе анализа следующих его аспектов: 1) управление как абстрактное понятие; 2) управление как функция; 3) управление как процесс. Иногда говорят, что "процесс управления - это порядок осуществления механизма управления"; весьма интересным является мнение, что управленческий процесс - это процесс достижения нормативно установленных целей управления посредством использования организационно-правовых и иных средств управленческого воздействия; 4) управление в конкретной сфере. В этом смысле государственное управление имеет существенные отличия от управления негосударственными коммерческими или некоммерческими организациями, от управления в политической партии, а управление наукой отлично от управления административно-политической сферой, равно как и управление, внутренними делами, охраной общественного порядка - от управления в сфере строительства; 5) управление как конкретная организация (это отдельный орган управления, имеющий свое специальное назначение и особое место в механизме управления). Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек - это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные[8. c 113].

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более  широким по отношению к термину "управление". Управленческая деятельность предполагает наличие практического  элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления - исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание организационной  структуры социального управления - необходимое, но недостаточное условие достижения поставленной цели и решения задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество - властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функции. Таким образом, управление неотделимо от понятия "власть", "государственная власть". Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его "господствующей" воле. Власть - это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно - управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества. Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и самого управления (в широком смысле - авторитета самого государства), а с другой - добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности. Центральной проблемой в социальном управлении является проблема власти (подчинения). Если в качестве примера взять государственное управление, то в литературе конца 80-х гг. мы найдем активное обсуждение таких тем, как перемещение акцентов с волевого воздействия субъекта управления на объект на отношения взаимной ответственности, партнерства, самостоятельности, договоров, координации, общего руководства. Властность социального управления проявляется в различных формах. Соблюдение надлежащего порядка в общественном объединении базируется на выработанных социальных нормах, моральных ценностях, традициях и правилах, установленных самим объединением. Добровольное подчинение этой власти - та основа, на которой создано само объединение. Государственное управление характеризуется реализацией властных полномочий, принятием административных актов, использованием установленных законом процедур. Осуществление власти в коммерческих организациях исходит из необходимости выполнения установленных законом предписаний и базируется на моральных нормах, а также на созданных самой организацией механизмах экономической мотивации работников.

Таким образом, социальное управление представляет собой общественные отношения между субъектом и  объектом управления, сущностью которых  является властное, организующее либо регулятивное, воздействие субъекта управления на поведение (деятельность) людей и их организаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности. Социальное управление характеризуется тем, что оно: а) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий; б) направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей; г) использует имеющиеся властные полномочия и функции; д) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Социальное управление включает несколько видов, различающих  по целям, задачам, функциям, субъектам  и их полномочиям, а также процедурам управления: 1) государственное управление (управление в области организации  и функционирования государства, государственной исполнительной власти); 2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление); 3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях); 4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками)[1. c 126].

 

   Как мы знаем, управление заключается в оказании определенного воздействия на людей, заставляющего их действовать во имя общих интересов. Это воздействие может иметь различный характер. В связи с этим можно говорить о  различных видах управления.

     Воздействие  на людей может иметь легитимный  и нелигитимный характер, в связи с этим можно говорить о легимимном и нелигитимном управлении. Легитимное управление осуществляется легитимными органами власти, например, президентом, правительством. Нелигитимное управление осуществляется нелигитимной властью, например, неформальным лидером. Нелигитимное управление мы отождествляем с самоуправлением.

     Социальное  управление имеет множественные  применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.

Информация о работе Гражданское общество, как субъект социального управления