Групповая сплоченность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 00:38, контрольная работа

Описание

Каждый из нас одновременно состоит во множестве самых разных групп – от таких элементарных, как семья или компания друзей, до сложных и многолюдных, как организация, где работаем, и государство, чьими гражданами являемся. И всюду можно разглядеть интересные и поучительные закономерности превращения разрозненных «я» в сплоченное «мы».

Содержание

I.Введение

II. Динамические процессы в малой группе

III. Групповая сплоченность и ценностные позиции личности

IV. Понятие «лидер» и понятие «руководитель»

V. Теории происхождения лидерства


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Групповая сплоченность.docx

— 42.23 Кб (Скачать документ)

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

                          д.с.н. проф. Андриянова Е.А.

                                                                                           асс. Кутырёва И.В

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА: ГРУППОВАЯ СПЛОЧЁННОСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

               Выполнила: студентка

2 курса 3 группы

Заочного отделения ВСО

Калашникова М. С.

 

 

 

 

 

                                                               САРАТОВ - 2010

ПЛАН

 

 

 

 

I.Введение

 

II. Динамические процессы в малой группе

 

III. Групповая сплоченность и ценностные позиции личности

 

IV. Понятие «лидер» и понятие «руководитель»

 

V. Теории происхождения лидерства

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

                                                                                                                                Лишь в людях себя познать

                                                                                                                  способен человек.

И. Гете

 

I. Введение:

 

Каждый из нас одновременно состоит  во множестве самых разных групп  – от таких элементарных, как  семья или компания друзей, до сложных  и многолюдных, как организация, где работаем, и государство, чьими  гражданами являемся. И всюду можно  разглядеть интересные и поучительные закономерности превращения разрозненных «я» в сплоченное «мы».

Человек в течение жизни постоянно  общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между людьми зарождаются  дружба и вражда, одиночество и  привязанность, семья и команда. В общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. Много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.

Творчество - возможно ли оно в общении? Безусловно, возможно. Творческие потенции человека реализуются не только в  новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые  высоты, придает им необходимый импульс  и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.

 

II. Динамические процессы в малой группе

 

 

Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают  малую группу. Именно здесь разыгрываются  те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека.                                                                             Исследование малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой "статики" группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.

Рассмотрение их важно. Во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и персептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа "доводит" до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу. Значит, важно дать как бы сечение, срез того, что происходит в малых группах. Но это только один аспект проблемы.

Другая, не менее важная задача состоит  в том, чтобы показать, как развивается  группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые  процессы. Поэтому репертуар тех  явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой  группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.

Сам термин "групповая динамика" может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего, данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К.Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. "Групповая динамика" в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином "групповая динамика" обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Важнейшими из таких процессов  являются следующие. Прежде всего, процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к "групповой динамике" не относится). Далее, это традиционно рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности (феномены, сопутствующие ему, требуют отдельного рассмотрения). В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процессы образования коллектива – в социально-психологическом разрезе – могут быть, поэтому отнесены также к динамическим процессам, происходящим в группе.

 

III. Групповая сплоченность и ценностные позиции личности

 

Коллектив как целостное развивающееся  социальное образование обладает рядом  характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений  в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне развития коллектива в целом.

 

Групповая сплоченность - это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе.

При оценке сплоченности группы, а  тем более коллектива предлагается учитывать и содержательные моменты  единения членов группы. В качестве таковых выделены ценностные ориентации и цели. В соответствии с этими  параметрами сплоченность коллектива понимается как характеристика нравственного, интеллектуального, эмоционального и  волевого единства его членов.                                                                                                                      Проблема групповой сплоченности также имеет солидную традицию, которая опирается на понимание группы, прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Влияние школы К. Левина на Фестингера придало особое содержание этому утверждению: «силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Но и привлекательность, и удовлетворенность анализировалась при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений группы, поэтому, сплоченность здесь представлялась как некоторая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.

Существует целый ряд экспериментальных  работ по выявлению групповой  сплоченности или, как их часто обозначают, по выявлению группового единства. Из них надо назвать исследования А. Бейвеласа, в которых особое значение придается характеру групповых  целей. Операциональные цели группы - это построение оптимальной системы  коммуникаций; символические цели - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и  другого характера целей.                                                                                            Мысль о том, что близость ценностей, установок, позиций может быть основой тяготения одного человека к другому или группе в целом, прочно утвердилась в современной социальной психологии.

Человек в большей степени тяготеет к общности, ценности которой разделяет и где его собственные взгляды находят сочувствие и поддержку. Почему человек стремится к людям и группам, с установками и позициями которых он солидарен? Как правило, при объяснении это закономерности западные психологи используют два рода аргументов:

  1. индивидуально-психологические особенности личности,
  2. официально-психологические особенности группы.

В первом случае утверждается, что  поиски согласия с мнением других обусловлены потребностью в социальном признании, обеспечением личности защищенности и эмоциональном комфорте. Такой  точки зрения придерживался, например, Т. Ньюком, в работах которого «социальное  согласие» занимает особое место.

«Под понятием «социальное  согласие», - пишет он, - я подразумеваю ни больше, ни меньше как <слияние> у  двух и не более личностей сходных  ориентаций по отношению к чему-нибудь». Несогласие, полагает автор, сопровождается эмоциональной напряженностью во взаимоотношениях, согласие же, напротив, уменьшает возможность ее возникновения.

Согласие, сходство мнений, если следовать  рассуждениям Ньюкома и многих других авторов, - это, прежде всего, средство взаимного приспособления во имя  душевного равновесия. Близость ценностных ориентаций в данной схеме выступает  не как итог личностной убежденности каждого, а как внешнее «приноравливание»  поведения к гарантирующим спокойствие  ценностным стереотипам.

Во втором случае необходимость  согласия объясняется спецификой внутригруппового «бытия» человека. Она состоит  в том, что он по необходимости  взаимосвязан с другими в процессе реализации цели и делит с ними как успех, так и неудачи. Поскольку  удовлетворение потребностей каждого  обусловлено совместным успехом, а  успех, в свою очередь, зависит от согласованности мнений о цели и средствах ее достижения, обеспечение согласованности становится предметом заботы всех членов группы. Продвижение группы к общей цели порождает своеобразное «давление к единообразию», состоящее из двух образующих.

Первая определена силой индивидуальной мотивации: несогласный с группой  человек воспринимает себя как препятствие  на пути достижения значимой для него общей цели, от которой он ждет персонального  удовлетворения.

Вторая образующая «давления к  единообразию» задана силой общегрупповой  мотивации: чтобы достичь цели, члены  группы постоянно должны принимать  усилия, дабы вернуть любого «отклонившегося» в лоно большинства.

Логично представить себе новый  подход к исследованию сплоченности, если он будет опираться на принятые принципы понимания группы и, в частности, на идею о том, что главным в группе является совместная деятельность ее членов. Тогда процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы, но отнюдь не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности. Для этого выявляются иные основания сплоченности. Чтобы лучше понять их природу, следует сказать, что речь идет именно о сплоченности группы, а не о совместимости людей в группе. Хотя совместимость и сплоченность тесно связаны, каждое их эти понятий обозначает разный аспект характеристики группы. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Это отличие сплоченности от совместимости подводит к пониманию существа сплоченности в рамках принципа деятельности.

 

В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они  составляют часть единой концепции, названные ранее «стратометрической концепцией групповой активности», а позднее - «теорией деятельностного  опосредования межличностных отношений  в группе». Основная идея заключается  в том, что всю структуру малой  группы можно представить себе как  состоящую из трех (в последней  редакции четырех) основных слоев, или, в иной терминологии, «страт».

 

 

 

Рис. 1. Структура малой группы с  точки зрения стратометрической  концепции

 

Слой В – непосредственные эмоциональные  контакты

Слой Б – ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

Слой А – "ядро" (совместная групповая деятельность и ее цели)

Информация о работе Групповая сплоченность