Идеология избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:22, реферат

Описание

Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добровольным обществом и т.д.). Возникает вопрос: зачем нужны обществу выборы, проведение которых стоит немалых денег?

Содержание

1. Функции избирательной кампании …………………………………………………. 2
2. Понятие и типы избирательных систем ……………………………………………. 3
3. Избирательная система Республики Беларусь. Роль референдумов ……………..10

Работа состоит из  1 файл

Идеология_реферат.docx

— 50.68 Кб (Скачать документ)

Мажоритарная система  не обеспечивает постоянного соотношения  между количеством голосов, которое  получает партия в стране, и числом её представителей в парламенте. Может  сложиться ситуация, при которой  небольшая партия, имеющая большинство  в отдельных избирательных округах, получит несколько мест в парламенте, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, останется совсем без  мест в парламенте, хотя за неё проголосовало  больше избирателей, чем за малочисленную  партию. Дело в том, что кандидаты  от крупной партии могут оказаться, например, вторыми, а победу одержат  как раз кандидаты от немногочисленных партий. Вполне типична и ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских  мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько  полно политический состав избранных  органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Политические движения, партии, не имеющие парламентского представительства, нередко вынуждены  ориентироваться на непарламентские  методы борьбы (митинги, уличные шествия, демонстрации и т. д.), чтобы быть услышанными, чтобы заявить о  своих интересах. Ведь парламент, где  представлены различные политические течения, также играет роль клапана, выпускающего пар, уменьшая тем самым  социальную напряжённость.

Преодолеть в какой-то мере перечисленные выше недостатки мажоритарной системы призвана пропорциональная система. Главное её отличие от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными  голосами и завоёванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

Избиратели голосуют за партийные  списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

Таким образом, партии или  избирательные блоки выдвигают  свои списки кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список той  партии, которая ему больше нравится. Партийные списки могут быть различных  видов (закрытые и открытые). При закрытом списке избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийными руководителями. В таком случае избиратели голосуют не только за партийную программу, но и за конкретных личностей, считая их более достойными. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии.

Применяется также система  полужёстких списков, при которой  первое место, завоёванное партией, предназначено кандидату под  первым номером. Остальные мандаты  распределяются между кандидатами  в зависимости от полученных ими  голосов избирателей. Система полужёстких  списков применяется в Нидерландах, Дании, Австрии.

Существует ещё одна необычная  форма списка, называемая панаширование (смешивание) (фр. panacher – блокировать кандидатов от различных политических групп). Эта система применяется в Швейцарии и Люксембурге. Здесь избиратель может голосовать за определённое число кандидатов из разных партийных списков. Например, избирателю нравится кандидат из одного партийного списка за его экологическую программу, а кандидат от другой партии – за экономические подходы, кандидат от третьей партии – за предлагаемое решение молодёжных проблем и т. д. Вот им избиратель и отдаст по одному голосу: это и есть смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

После того как избиратели проголосовали, а голоса подсчитали, устанавливается так называемая избирательная квота, чтобы определить результаты голосования. Простейший способ определения квоты состоит в  следующем: общее число поданных по данному округу (стране) голосов  делится на число депутатских  мест. Например, проголосовали 100 тысяч  избирателей, а избрать необходимо 10 депутатов. В данном случае квота  будет составлять 10 тысяч голосов. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов  на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так назывемый  избирательный порог. Для того чтобы  быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определённого  процента голосов избирателей, преодолеть определённый барьер. Так, в России, Германии, Италии он равен 5 %, в Венгрии  и Болгарии – 4 %, в Турции – 10 %, в  Дании – 2 %. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места  в парламенте. Избирательный порог  вводится для того, чтобы малые  партии не попадали в парламент. Понятно, что сложнее согласовывать и  принимать решения в том парламенте, где несколько десятков мелких партий, чем в том, где представлено несколько  крупных партийных фракций.

Таким образом, пропорциональная система обеспечивает представительство  различных интересов избирателей, отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов. Она  повышает политическую культуру избирателей, стимулирует интерес населения  к деятельности партий, их политическим программам.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются её недостатки. Эта  система способствует увеличению числа  партий. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни  правительств. За 50 лет Италия более  четырёх лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность  демократии. Кроме того, может значительно  возрастать роль мелких партий, которые  за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих  их реальному месту в политической системе общества и реальной поддержке  населения. Мелкие партии торгуют своими голосами в парламенте, что создаёт  условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за тёплые места и т. д. Тем самым  нарушается сам принцип пропорциональности.

Пропорциональная система  не даёт возможности избирателю оценить  личные достоинства кандидата, поскольку  он выбирает не человека, а партию, голосует за партийный список. Этот недостаток в определённой мере снимается методом  преференций, когда избиратель сам  определяет места кандидатов в списке.

Чтобы избежать недостатков  как мажоритарной, так и пропорциональной системы, в некоторых странах  используется смешанная система  представительства. Она включает в  себя компоненты мажоритарной и пропорциональной систем. Степень работоспособности  органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

На такой основе проходят выборы в России и Германии. Так, в ФРГ половина депутатов бундестага избирается в одномандатных округах  по мажоритарной системе относительного большинства, вторая – по партийным  спискам на земельной основе. Каждый избиратель в этой стране имеет два  голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный  список. При подведении итогов раздельно  подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство  любой партии складывается из суммы  мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур.

Для немецкой системы характерен высокий избирательный порог  – 5%, или три избранных депутата по одномандатным округам. Считают, что именно благодаря этому барьеру  в бундестаге никогда не было более 4–5 партий. Действует принцип смешанного голосования, когда избиратель может  поддержать кандидата по одномандатному округу от одной партии, а список кандидатов – от другой партии. Так  голосуют примерно 10–15% избирателей, которые  таким образом поддерживают коалиции партий. Четко закреплены законом  процедуры выдвижения кандидатов на партийных съездах, конференциях, резервирование квоты для женщин. При такой  системе большинство мандатов получают крупные партии, что позволяет  формировать достаточно стабильное правительство. Примерно такая же модель смешанной системы действует  ныне и в Российской Федерации.

Конечно, идеальных избирательных  систем нет, потому стране приходится выбирать ту, которая больше всего  соответствует ее условиям, требованиям  развития демократии. Смешанную мажоритарно-пропорциональную систему выбрали Литва, Россия, Болгария, Венгрия, Грузия и другие постсоветские  государства. Эта система имеет  свои преимущества:

- позволяет формировать  профессиональный парламент, состав  которого отражает соотношение  политических сил в обществе;

- укрепляет политические  партии, поскольку часть депутатов  избирается на пропорциональной  основе. В современном демократическом  обществе политические партии  создаются для участия в выборах,  а не для проведения воспитательной  работы с населением;

- сохраняет преемственность  старой и новой политических  систем, поддерживает политические  традиции, поскольку использование  мажоритарной системы сохраняет  шансы на создание стабильного  однопартийного правительства. 

Подводя итог сказанному, следует  отметить, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательной системы, принятой в  той или иной стране. Важное значение имеют политическая культура и активность населения, демократичность выборов, честный подсчет голосов, возможность  народа контролировать саму процедуру  выборов. Только в таком случае выборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом смены руководства, правительства в случае его банкротства, способом разрешения социальных конфликтов. Через процедуру демократических  выборов народ доверяет управление страной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участие  в выборах возвышает людей, поднимает  их гражданское достоинство, ибо  голоса всех избирателей равны и  значимы для государства. Тем  самым выборы объединяют людей в  единое целое, нацию, народ.

 

  1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. РОЛЬ РЕФЕРЕНДУМОВ

В Республике Беларусь действует  Избирательный кодекс, принятый в 2000 году. Особое значение в законе придается  открытости и прозрачности избирательного процесса. Законом предусматривается, что на заседаниях комиссий, заседаниях депутатов базового уровня во время  выборов членов Совета Республики, при проведении досрочного голосования  и голосования на дому, а в день проведения голосования в отведенных для него помещениях с момента  опечатывания урн для бюллетеней до окончания подведения результатов  голосования вправе присутствовать наблюдатели. В качестве наблюдателей могут быть представители политических партий, трудовых коллективов, общественных объединений, избирателей, средств  массовой информации, депутаты всех уровней  и члены Совета Республики, а в  качестве международных наблюдателей – представители иностранных  государств и международных организаций. Международные наблюдатели приглашаются в страну Президентом Республики Беларусь, Палатой представителей, Советом Республики, Советом Министров, Министерством иностранных дел, Центральной комиссией по выборам  и проведению республиканских референдумов.

В Избирательном кодексе  определяется система комиссий по проведению выборов, референдума и отзыва депутатов  и регламентируется порядок их создания, компетенция и порядок работы. Предусматривается, что выборы президента, выборы и отзыв депутатов, голосование  на референдуме обеспечивают комиссии, образуемые из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов и представителей граждан. Комиссии в пределах своих  полномочий, установленных законодательством, независимы от государственных органов  и органов общественного самоуправления. Возглавляет систему комиссий Центральная  комиссия Республики Беларусь по выборам  и проведению республиканских референдумов.

Так, в выборах депутатов  Национального Собрания принимает  участие Центральная комиссия, 110 окружных избирательных комиссий и  участковые комиссии. Окружные комиссии формируются не позднее 75 дней до дня  выборов в составе 9–13 членов совместным решением областных, Минского городского исполнительных комитетов и президиумами соответствующих местных Советов  депутатов.

Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за 45 дней до выборов в составе 5–19 членов решением районного городского исполнительного комитета, а в городах с районным делением – районной администрацией. За пределами страны участковые избирательные комиссии образуются руководителями дипломатических учреждений Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств.

Впервые законодательно урегулированы  права и обязанности членов избирательных  комиссий, а также предусмотрена  возможность обжалования в суд  решения органа, образовавшего комиссию, о прекращении полномочий ее члена. Следует отметить, что законом  значительно расширена возможность  судебного обжалования решений  и действий избирательных комиссий, а также иных должностных лиц, на которых возложены полномочия по решению отдельных вопросов, относящихся  к организации и проведению выборов, референдума и отзыва депутатов.

Для подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь образуются следующие комиссии:

    • Центральная комиссия;
    • областные и Минская городская комиссия;
    • районные, городские (в городах областного подчинения), районные в городах;
    • участковые комиссии.

Информация о работе Идеология избирательной кампании