Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:22, реферат
Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добровольным обществом и т.д.). Возникает вопрос: зачем нужны обществу выборы, проведение которых стоит немалых денег?
1. Функции избирательной кампании …………………………………………………. 2
2. Понятие и типы избирательных систем ……………………………………………. 3
3. Избирательная система Республики Беларусь. Роль референдумов ……………..10
В системе избирательных
комиссий особое место отводится
Центральной комиссии Республики Беларусь
по выборам и проведению республиканских
референдумов. Она осуществляет контроль
за исполнением избирательных
Своих представителей в состав избирательных комиссий имеют право выдвигать политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания избирателей по месту заявления. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты и их доверенные лица. Процедура выдвижения регулируется законом.
Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной и участковой избирательных комиссий избираются на первом заседании соответствующей комиссии. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, а в некоторых случаях – также в суд. Члены избирательных комиссий не имеют права принимать участие в агитации за или против кандидатов.
Таким образом, избирательные
комиссии должны обеспечить открытое,
гласное, честное проведение выборов.
Они обязаны информировать
Избирательные комиссии следят за тем, чтобы не было нарушений законодательства о выборах кандидатом в депутаты или его доверенными лицами, чтобы не применялись угрозы по отношению к избирателям, обман, шантаж, принуждение. Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные комиссии, государственные органы в период подготовки к выборам или после выборов, должны рассматриваться в течение трех дней. Заявления, поступившие в день выборов, рассматриваются немедленно.
Список избирателей
По закону Республики Беларусь
в выборах не участвуют граждане,
признанные судом недееспособными,
содержащиеся по приговору суда в
местах лишения свободы, а также
те, в отношении кого в порядке,
установленном уголовно-
Право выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь принадлежит гражданам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей, в депутаты местных Советов депутатов принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей. Выдвинуть в депутаты Палаты представителей могут избиратели в количестве не менее 1000 человек, проживающих на территории данного округа, причем подписи должна собрать инициативная группа, сформированная самим кандидатом в составе не менее 10 человек. Сохранено традиционно применяющееся в Республике Беларусь выдвижение от избирателей, работающих в одном трудовом коллективе. При этом количество работающих должно быть не менее 300 человек, а организация должна обладать правами юридического лица. Трудовые коллективы предприятий, где менее 300 работающих, вправе объединится при условии, что выдвижение будет произведено на собрании в присутствии более половины членов каждого трудового коллектива, а общее количество присутствующих составит не менее 300 человек.
Наиболее широкими правами
по выдвижению кандидатов в депутаты
Палаты представителей наделены политические
партии. Трудовой коллектив может
выдвинуть только одного кандидата
в депутаты Парламента и только в
том избирательном округе, где
расположено предприятие, организация.
А политическая партия, в которой
состоит одна тысяча граждан, вправе
выдвинуть кандидатов во все 110 округов.
При условии, что на территории округа
имеется созданная не позднее, чем
за 6 месяцев до дня назначения выборов
первичная партийная
Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов базового уровня и соответствующим исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов и Минскому городскому исполнительному комитету.
В законе содержатся определенные
требования к лицам, выдвигаемым
кандидатами в президенты, в депутаты,
в члены Совета Республики. Так, Президентом
может быть избран гражданин Республики
Беларусь по рождению не моложе 35 лет,
обладающий избирательным правом и
постоянно проживающий в
Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а депутатом местного Совета – достигший 18 лет. Примечательно, что закон не устанавливает для кандидатов в депутаты Палаты представителей обязанности проживать или работать на территории того округа, по которому он намерен избираться. Это еще более подчеркивает статус Палаты представителей как органа общенародного представительства.
В отношении кандидатов в депутаты местных Советов право выдвижения предполагает наличие связи с той территорией, в представительный орган которой он выдвигается. При этом подтверждается право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь, участвовать в выборах депутатов местных Советов наравне с белорусскими гражданами в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации.
Закон вводит ограничение
возможности выдвижения кандидатами
в депутаты, в президенты, в члены
Совета Республики для граждан, имеющих
судимость, не снятую и не погашенную
в установленном
Кандидаты в депутаты парламента регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по представлению политических партий, избирательных блоков, организаций, трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, а также избирателей, выдвинувших кандидатов в депутаты путем сбора подписей. Кандидаты на должность президента регистрируются Центральной избирательной комиссией при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. Если кандидатом в депутаты выдвинут член какой-либо избирательной комиссии, то он освобождается от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты.
Организации, партии, избиратели,
выдвинувшие кандидата в
Кандидат в депутаты может иметь доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании. Кандидат сам определяет доверенных лиц и сообщает о них для регистрации в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Доверенное лицо не может быть в составе избирательных комиссий.
Кандидаты в депутаты со времени их регистрации имеют право выступать на предвыборных и иных собраниях, в печати, по телевидению, радио. Государственные органы обязаны обеспечивать организацию встреч кандидатов с избирателями, предоставлять необходимые справочные и информационные материалы.
Государственные средства массовой информации бесплатно обнародуют материалы, представленные избирательными комиссиями, и предвыборные программы кандидатов. Государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение избирательных комиссий помещения, оборудование и транспортные средства.
Регистрация кандидатов в
депутаты начинается за 40 дней и заканчивается
за 30 дней до выборов. Отказ окружной
комиссии в регистрации кандидата
в депутаты Палаты представителей может
быть обжалован в трехдневный
срок в Центральную комиссию, а
решение последней – в
Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, выдвинутое кандидатом в Президенты Республики Беларусь, может быть в трехдневный срок обжалован в Верховный Суд, решение которого является окончательным.
В соответствии со ст. 70 Конституции Республики Беларусь организация и проведение выборов и референдума осуществляются за счет государства, а также за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан. Стремясь максимально обеспечить равенство всех кандидатов в депутаты независимо от их служебного и имущественного положения, закон не предусматривает возможность формирования индивидуальных финансовых фондов кандидатов в депутаты. Определены условия создания только общего внебюджетного фонда, создаваемого при Центральной комиссии, средства которого поровну распределяются между всеми кандидатами в депутаты. Иная финансовая поддержка кандидатов в депутаты, кроме внесения средств в общий внебюджетный фонд, запрещается.
Запрещено прямое или косвенное
участие иностранных
Важное значение в избирательном
процессе имеет предвыборная агитация
– комплекс пропагандистских мероприятий,
направленных на избрание того или
иного кандидата. Кандидаты в
президенты Республики Беларусь, в
депутаты со времени их регистрации
имеют равное право выступать
на собраниях, совещаниях, в печати,
по государственному радио, а кандидаты
в Президенты, в депутаты Палаты
представителей – и по государственному
телевидению. Государственные органы,
общественные объединения обязаны
содействовать организации
Кандидаты в депутаты с
момента регистрации должны быть
освобождены от выполнения служебных
обязанностей, оформив очередной
отпуск либо отпуск без сохранения
заработной платы. На оплату расходов
по изготовлению предвыборных материалов
(плакатов, призывов, листовок и др.)
кандидату в президенты выделяются
средства из бюджета в размере 2300
минимальных зарплат, кандидату
в депутаты Палаты представителей –
50, кандидату в депутаты областного,
минского городского Совета депутатов
– 8, районного, городского (города областного
подчинения) Совета депутатов – 4 минимальных
зарплаты. Государственные средства
массовой информации обязаны обеспечивать
равные возможности для выступлений
кандидатов, обнародования их программ.
Избиратели имеют право свободного
и всестороннего обсуждения программ,
деловых и личных качеств кандидатов,
проведения агитации за или против
кандидата на собраниях, митингах, в
печати, во время встреч и т.д. В
последние 10 дней до выборов не допускается
опубликование результатов