Идеология избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:22, реферат

Описание

Свободные и честные выборы – обязательное условие и элемент демократии в любой стране. Выборы представляют собой процедуру, регламентируемую правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают из своей среды представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо организацией (государством, добровольным обществом и т.д.). Возникает вопрос: зачем нужны обществу выборы, проведение которых стоит немалых денег?

Содержание

1. Функции избирательной кампании …………………………………………………. 2
2. Понятие и типы избирательных систем ……………………………………………. 3
3. Избирательная система Республики Беларусь. Роль референдумов ……………..10

Работа состоит из  1 файл

Идеология_реферат.docx

— 50.68 Кб (Скачать документ)
>Законодательством определен  порядок формирования избирательных  комиссий, гарантии и сроки их деятельности, подотчетность, подконтрольность и  ответственность. Закон возлагает  на избирательные комиссии не только процедуру проведения выборов, но и  защиту избирательных прав граждан. В частности, комиссии рассматривают  заявления о нарушении избирательных  прав граждан и принимают решения  по этим заявлениям. Вышестоящие избирательные  комиссии могут отменить решения  избирательных комиссий, противоречащие законам.

В системе избирательных  комиссий особое место отводится  Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских  референдумов. Она осуществляет контроль за исполнением избирательных законов  на всей территории республики; направляет деятельность избирательных комиссий; распределяет денежные средства по избирательным  комиссиям; устанавливает формы  избирательных бюллетеней; подводит итоги выборов по республике, регистрирует избранных депутатов; решает ряд  других вопросов в соответствии с  законодательством.

Своих представителей в состав избирательных комиссий имеют право  выдвигать политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, коллективы средних специальных и высших учебных заведений, собрания избирателей  по месту заявления. В состав избирательных  комиссий не могут входить кандидаты  в депутаты и их доверенные лица. Процедура выдвижения регулируется законом.

Председатель, заместитель  председателя и секретарь окружной и участковой избирательных комиссий избираются на первом заседании соответствующей  комиссии. Решения избирательных  комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми  государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную  комиссию, а в некоторых случаях  – также в суд. Члены избирательных  комиссий не имеют права принимать  участие в агитации за или против кандидатов.

Таким образом, избирательные  комиссии должны обеспечить открытое, гласное, честное проведение выборов. Они обязаны информировать граждан  о своей работе, об образовании  избирательных округов, составе, месте  нахождения и времени работы избирательных  комиссий, списках избирателей. Они  знакомят население с избирательными программами политических партий, сообщают гражданам сведения о кандидатах в депутаты, о результатах голосования.

Избирательные комиссии следят за тем, чтобы не было нарушений законодательства о выборах кандидатом в депутаты или его доверенными лицами, чтобы  не применялись угрозы по отношению  к избирателям, обман, шантаж, принуждение. Заявления о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательные  комиссии, государственные органы в  период подготовки к выборам или  после выборов, должны рассматриваться  в течение трех дней. Заявления, поступившие  в день выборов, рассматриваются  немедленно.

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку. В список включаются все граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, постоянно или временно проживающие  на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать  в голосовании. Один и тот же человек  не может быть включен в списки избирателей на нескольких избирательных  участках. Граждане имеют право ознакомиться со списком и проверить правильность его составления в помещении  участковой избирательной комиссии. В случае неправильного включения  в список или исключения из него, допущения каких-либо неточностей  в данных об избирателе гражданин  имеет право обжаловать эти действия в установленном порядке.

По закону Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся по приговору суда в  местах лишения свободы, а также  те, в отношении кого в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Кроме  того, некоторые люди лишаются права  голоса в силу житейских обстоятельств, скажем отсутствия прописки, жилья.

Право выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь принадлежит  гражданам Республики Беларусь при  наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей, в депутаты местных Советов депутатов  принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством  юстиции не позднее, чем за шесть  месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам  путем сбора подписей. Выдвинуть  в депутаты Палаты представителей могут  избиратели в количестве не менее 1000 человек, проживающих на территории данного округа, причем подписи должна собрать инициативная группа, сформированная самим кандидатом в составе не менее 10 человек. Сохранено традиционно  применяющееся в Республике Беларусь выдвижение от избирателей, работающих в одном трудовом коллективе. При  этом количество работающих должно быть не менее 300 человек, а организация  должна обладать правами юридического лица. Трудовые коллективы предприятий, где менее 300 работающих, вправе объединится  при условии, что выдвижение будет  произведено на собрании в присутствии  более половины членов каждого трудового  коллектива, а общее количество присутствующих составит не менее 300 человек.

Наиболее широкими правами  по выдвижению кандидатов в депутаты Палаты представителей наделены политические партии. Трудовой коллектив может  выдвинуть только одного кандидата  в депутаты Парламента и только в  том избирательном округе, где  расположено предприятие, организация. А политическая партия, в которой  состоит одна тысяча граждан, вправе выдвинуть кандидатов во все 110 округов. При условии, что на территории округа имеется созданная не позднее, чем  за 6 месяцев до дня назначения выборов  первичная партийная организация, да и сама партия должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции не позднее  указанного срока.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит  президиумам местных Советов  депутатов базового уровня и соответствующим  исполнительным комитетам – районным, городским (городов областного подчинения), а в городе Минске – президиуму Минского городского Совета депутатов  и Минскому городскому исполнительному  комитету.

В законе содержатся определенные требования к лицам, выдвигаемым  кандидатами в президенты, в депутаты, в члены Совета Республики. Так, Президентом  может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и  постоянно проживающий в Беларуси не менее десяти лет непосредственно  перед выборами. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Депутатом Палаты представителей может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года, а депутатом  местного Совета – достигший 18 лет. Примечательно, что закон не устанавливает  для кандидатов в депутаты Палаты представителей обязанности проживать  или работать на территории того округа, по которому он намерен избираться. Это еще более подчеркивает статус Палаты представителей как органа общенародного  представительства.

В отношении кандидатов в  депутаты местных Советов право  выдвижения предполагает наличие связи  с той территорией, в представительный орган которой он выдвигается. При  этом подтверждается право граждан  Российской Федерации, постоянно проживающих  в Республике Беларусь, участвовать  в выборах депутатов местных  Советов наравне с белорусскими гражданами в соответствии с международным  договором Республики Беларусь и  Российской Федерации.

Закон вводит ограничение  возможности выдвижения кандидатами  в депутаты, в президенты, в члены  Совета Республики для граждан, имеющих  судимость, не снятую и не погашенную в установленном законодательством  порядке. Это является дополнительной мерой защиты права избирателей  на выбор наиболее достойных представителей общества.

Кандидаты в депутаты парламента регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по представлению  политических партий, избирательных  блоков, организаций, трудовых коллективов, собраний избирателей по месту жительства, а также избирателей, выдвинувших  кандидатов в депутаты путем сбора  подписей. Кандидаты на должность  президента регистрируются Центральной  избирательной комиссией при  наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Кандидат в депутаты может  баллотироваться только в одном  избирательном округе. Если кандидатом в депутаты выдвинут член какой-либо избирательной комиссии, то он освобождается  от обязанностей в комиссии с момента  регистрации его кандидатом в  депутаты.

Организации, партии, избиратели, выдвинувшие кандидата в депутаты, имеют право не позднее чем  за три дня до выборов отменить свое решение о его выдвижении. Это решение принимается ими  в том же порядке, что и выдвижение кандидата. Избиратели, выдвинувшие  кандидата путем сбора подписей, также имеют право снять свои подписи в подписных листах до того, как листы будут сданы  в окружную избирательную комиссию. Кандидат в депутаты в любое время  до выборов может снять свою кандидатуру. Для этого он должен написать заявление  в окружную избирательную комиссию.

Кандидат в депутаты может  иметь доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной  кампании. Кандидат сам определяет доверенных лиц и сообщает о них  для регистрации в окружную избирательную  комиссию. Избирательная комиссия после  регистрации доверенных лиц выдает им удостоверения. Доверенное лицо не может быть в составе избирательных  комиссий.

Кандидаты в депутаты со времени их регистрации имеют  право выступать на предвыборных и иных собраниях, в печати, по телевидению, радио. Государственные органы обязаны  обеспечивать организацию встреч кандидатов с избирателями, предоставлять необходимые  справочные и информационные материалы.

Государственные средства массовой информации бесплатно обнародуют материалы, представленные избирательными комиссиями, и предвыборные программы кандидатов. Государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение избирательных комиссий помещения, оборудование и транспортные средства.

Регистрация кандидатов в  депутаты начинается за 40 дней и заканчивается  за 30 дней до выборов. Отказ окружной комиссии в регистрации кандидата  в депутаты Палаты представителей может  быть обжалован в трехдневный  срок в Центральную комиссию, а  решение последней – в Верховный  Суд, который рассматривает жалобу в трехдневный срок и выносит  окончательное решение.

Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, выдвинутое кандидатом в Президенты Республики Беларусь, может быть в  трехдневный срок обжалован в  Верховный Суд, решение которого является окончательным.

В соответствии со ст. 70 Конституции Республики Беларусь организация и проведение выборов  и референдума осуществляются за счет государства, а также за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан. Стремясь максимально обеспечить равенство всех кандидатов в депутаты независимо от их служебного и имущественного положения, закон не предусматривает  возможность формирования индивидуальных финансовых фондов кандидатов в депутаты. Определены условия создания только общего внебюджетного фонда, создаваемого при Центральной комиссии, средства которого поровну распределяются между  всеми кандидатами в депутаты. Иная финансовая поддержка кандидатов в депутаты, кроме внесения средств  в общий внебюджетный фонд, запрещается.

Запрещено прямое или косвенное  участие иностранных государств, предприятий и организаций с  иностранными инвестициями в оказании материальной помощи и в финансировании мероприятий по подготовке и проведению выборов и референдума. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, а также иная материальная помощь иностранных организаций и иностранных граждан.

Важное значение в избирательном  процессе имеет предвыборная агитация – комплекс пропагандистских мероприятий, направленных на избрание того или  иного кандидата. Кандидаты в  президенты Республики Беларусь, в  депутаты со времени их регистрации  имеют равное право выступать  на собраниях, совещаниях, в печати, по государственному радио, а кандидаты  в Президенты, в депутаты Палаты представителей – и по государственному телевидению. Государственные органы, общественные объединения обязаны  содействовать организации встреч кандидатов с избирателями, предоставлять  необходимые для проведения избирательной  кампании справочные и информационные материалы. В программах кандидатов, их выступлениях, листовках не должно быть пропаганды войны, призывов к насильственному  изменению конституционного строя, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды, оскорблений и  клеветы в адрес других кандидатов, должностных лиц. Помогают кандидату  в проведении избирательной кампании его доверенные лица, которые ведут  агитацию за его избрание, представляют интересы кандидата во взаимоотношениях с государственными органами, общественными  объединениями, избирателями.

Кандидаты в депутаты с  момента регистрации должны быть освобождены от выполнения служебных  обязанностей, оформив очередной  отпуск либо отпуск без сохранения заработной платы. На оплату расходов по изготовлению предвыборных материалов (плакатов, призывов, листовок и др.) кандидату в президенты выделяются средства из бюджета в размере 2300 минимальных зарплат, кандидату  в депутаты Палаты представителей – 50, кандидату в депутаты областного, минского городского Совета депутатов  – 8, районного, городского (города областного подчинения) Совета депутатов – 4 минимальных  зарплаты. Государственные средства массовой информации обязаны обеспечивать равные возможности для выступлений  кандидатов, обнародования их программ. Избиратели имеют право свободного и всестороннего обсуждения программ, деловых и личных качеств кандидатов, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в  печати, во время встреч и т.д. В  последние 10 дней до выборов не допускается  опубликование результатов опросов  общественного мнения, связанных  с выборами. Запрещается агитация в день голосования. Кандидаты и  те, кто агитирует на их избрание, не вправе раздавать гражданам денежные средства, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно предоставлять  товары и услуги.

Информация о работе Идеология избирательной кампании