Имидж политических лидеров: структура и механизм формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:40, контрольная работа

Описание

Целью моей работы является рассмотреть вопрос, связанный с формированием имиджа политического лидера.
Исходя из цели, следует рассмотреть следующие задачи:
1) определить понятие политического имиджа;
2) проанализировать структуру политического имиджа;
3) рассмотреть современные технологии формирования политического имиджа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Имидж политического лидера……………………………………………………………..4
2. Типы политических лидеров………………….…………………………………………...7
3. Разнообразие структур политического имиджа………………………………….………8
4. Современные технологии формирования имиджа политического лидера…………….11
Заключение………………………………………………………………………..…………..14
Список используемой литературы…………………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

гоотовый реферат (имидж политического лидера).docx

— 40.40 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

 

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

 

 

Инженерно – экономический  факультет

 

 

Кафедра философии и социальных наук

 

 

 

 

Тема: «Имидж политических лидеров: структура и механизм формирования»

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ФКТ-01

Кособуко Н.В.

Проверил: Сигида Н.А.

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………….3

1. Имидж политического лидера……………………………………………………………..4

2. Типы политических  лидеров………………….…………………………………………...7

3. Разнообразие  структур политического имиджа………………………………….………8

4. Современные  технологии формирования имиджа  политического лидера…………….11

Заключение………………………………………………………………………..…………..14

Список используемой литературы…………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Сегодня проблема политического  имиджа привлекает внимание ученных и практиков, абсолютно всех политиков, не оставляет безразличным любого человека, интересующегося развитием современного общества, политических процессов и отношений в нем. Формирования эффективного политического имиджа является одной из актуальных задач политологии, политического менеджмента, политической психологии и других наук, объектом которых выступает современная политика во всем ее многообразном понимании и проявлении [1], [2].В процессах взаимодействия лидера (организации) с населением имидж выполняет весьма разнообразные функции, прежде всего имидж выделяет явление, создает его отличие от других, или наоборот – позволяет отождествлять его с желаемой группой, к которой оно, может быть, и не принадлежит. Имидж относят к таким социальным реальностям, как человек, группа людей или организация (например, имидж членов правительства, страны) и результатам их деятельности. Сегодня специалистами используется расширенная трактовка, в соответствии с которой имидж определяется как система тотальной коммуникации. В ней фигурируют такие элементы, как общая и корпоративная философия организации или личности, их история, среда обитания, язык, одежда и поведение, принципы идентификации друзей и недругов, символика и т.д. Создание хорошего (оптимального) имиджа – это не что иное, как обеспечение единства и гармонии всех названных элементов с друг другом и окружающей средой. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность политической организации за счет привлечения непосредственных избирателей или сторонников, и облегчения доступа к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим и т.д.).

Целью моей работы является рассмотреть вопрос, связанный с формированием имиджа политического лидера.

Исходя из цели, следует рассмотреть следующие задачи:

1) определить понятие политического имиджа;

2) проанализировать структуру  политического имиджа;

3) рассмотреть современные технологии формирования политического имиджа.

 

 

 

 

 

  1. Имидж политического лидера

Имидж (от английского слова  image) – целенаправленно формируемый образ (лица, организации, явления), призванный оказать определенное эмоционально – психологическое воздействие на определенную группу лиц.

Имидж, созданный политику, может и, как правило, являться не столько плодом его собственных  усилий, но и плодом трудов его конкурентов, как это не странно звучит. Можно  сказать, что имидж это не только целенаправленно формируемый «положительный»  образ политика, это и «единство  и борьба противоположностей», между  создаваемым политиком и его  командой «положительным» имиджем, повседневной реальностью и создаваемым  конкурентами «негативным» имиджем. Отношение названных трех составляющих формируемого имиджа не всегда представляет из себя гармонию.

Реальные качества политического  лидера и, прежде всего, оппозиционного далеко не всегда совпадают с его  имиджем, во многом формируемым в  общественном мнении СМИ. Кроме, того приверженцы  и противники политического лидера по-разному расставляют акценты  в его характеристиках. Политические портреты, создаваемые PR – специалистами с целью дискредитировать оппозиционного лидера, обычно страдают излишней экспрессией и эмоциональным окрасом. По большим политическим мишеням обычно ведется прицельный и массированный огонь, организуются предупреждения о «негативных» последствиях доверчивого отношения к ним. Безжалостно высмеиваются наиболее уязвимые стороны характера лидера, обнародуются наименее привлекательные его поступки из личной жизни. В СМИ периодически на смену статьям, передачам пропагандистского характера, воспевающим руководителя – бессребреника приходят заявления, сообщения, намеки, компрометирующие, государственную службу, других официальных политиков и неофициальных тем более. Бесследно подобного рода публикации (передачи) не проходят. Но нельзя и преувеличивать их роль. Создать имидж «на пустом месте», наделить лидера совокупностью черт и характеристик которым он и близко не отвечает еще никому не удавалось. В этой связи из центральных проблем темы, является соотношение в имидже реальных качеств и тех, которые ему «приписывают» СМИ, PR – специалисты [6].

Политический лидер практически  всегда на виду, и есть серьезный  соблазн действовать по принципу «казаться, а не быть». Слова, жесты, поступки, решения, выбор друзей, привязанности  – все становится доступно общественному  «досмотру». Различные партии, элитарные  влиятельные круги, «штабные» лица делают на лидера своеобразные политические ставки и стремятся сформировать его имидж таким, который, на их взгляд, является наиболее конкурентоспособным. Это, конечно, не означает, что при этом игнорируются реальные качества и характеристики лидера. Наоборот, основу, «каркас» имиджа как раз составляют его реальные качества. Задача создания имиджа как раз в том и состоит, чтобы ярко, образно высветить реальные достоинства лидера и «заретушировать» мало привлекательные. Поэтому далеко не всегда можно говорить, что имидж – это какой-то искусственно созданный продукт, призванный привлечь наибольшее число сторонников. 

Наглядный пример, проявление известных политических лидеров, уже  обладающих ярким образом, с готовым  «каркасом» имиджа, который лишь достраивался в процессе политической борьбы теми характеристиками, которые наделяют лидера дополнительными, привлекательными чертами (в равной мере сглаживая те возможные неприятные личностные черты, которые могут негативно влиять на имидж) – харизматических лидеров. Обычно харизматическое лидерство отвечает потребностям консолидации сил, возрождения наций, преобразования социальной системы. Культивирование харизмы лидера, его реальных или мнимых заслуг, его сверх особенных одаренностей и возможностей означает стремление единомышленников и непосредственного окружения использовать для захвата или удержания власти привлекательный образ лидера и то эмоционально – иррациональное напряжение, которое испытывает к лидеру его сограждане.

По мнению Г.В. Плеханова  соотношение объективных и субъективных факторов в общественном развитии выглядит следующим образом: «… личности, благодаря  особенностям своего характера, могут  влиять на судьбу общества. Иногда влияние  бывает даже значительно, но как сама возможность подобного влияния, так и размеры его определяются организацией общества, соотношением его сил. Характер личности является «фактором» общественного развития лишь там, лишь тогда и лишь постольку, когда и поскольку ей позволяют  это общественные отношения». Это  положение находит прямое отражение  и в теориях лидерства и  в принципах формирования имиджа. «Коридор возможностей» формирования имиджа политического лидера задаст не только личные, реальные достоинства (недостатки) самого лидера, но и более  широкий социально - политический контекст.

Политический лидер в  нашем представлении, это, прежде всего, референтное лицо, если не для большинства населения, то для, большинства своей целевой группы, интересы которой он способен аккумулировать и соотвестсвенно отстаивать на различных уровнях власти. Это не всегда широко известный человек, а, следовательно, не обладающий заметным политическим имиджем за пределами своей группы, т.е. его имидж не всегда соответствующим образом «зафиксирован» СМИ. Но, вполне возможно, это человек, обладающий широкими возможностями коммуникаций и воздействия на своих сторонников, политическую элиту и значительным политическим влиянием в масштабе города, региона страны.

Имидж публичного политика, «лидер для широкой публики», как  сконструированный образ, может  обладать практическими любыми характеристиками, соответствующими желаниям масс. (Во время  избирательных компаний даже появилось  выражение «виртуальный кандидат», не говоря уже о никому неведомых  однофамильцах, «двойниках» известных  политических лидеров). Аудитория может  иметь весьма отдаленное непосредственное представление о реальной деятельности лидера, его возможностях и качествах, а формировать свое представление  о нем в основном из рассказов  о лидере, специально подготовленных с помощью PR – специалистов, посланий СМИ с целью влияния на получателя этой информации. Казалось бы эта ситуация создает безграничные возможности для формирования желаемого имиджа политического лидера. Однако не следует забывать, что ни один политический лидер не может бесконечно пребывать в виртуальном мире. Рано или поздно он должен начать действовать, проявлять свое истинное «Я».

Созданный PR – специалистами имидж должен обладать определенной способностью к изменению, если это требует сложившаяся социально – политическая ситуации (в этом случае особенно важен доступ к СМИ, и наличие или отсутствие коммуникационных барьеров, которые способны создать «не заинтересованные стороны»). Имидж можно направленно формировать, уточнять или переделывать с помощью модификации деятельности, поступков и заявлений социального субъекта.

Но при этом нужно отметить, что сам «каркас» имиджа должен оставаться практически неизменным. Радикальное  изменение имиджа, это скорее, крайняя  мера, и возможно она только в  процессе длительной, тщательно выверенной и просчитанной работы (не говоря уже  о необходимых ресурсах, и в  первую очередь финансовых, которые  для этого требуются). В противном  случае политический лидер рискует  остаться без своих сторонников  и не обрести поддержки тех, на кого он рассчитывал.

Нельзя не учитывать и  необходимости обратной связи имиджа с реальностью то, что было актуально  вчера, сегодня в связи с изменившейся общественно политической ситуацией, может быть не востребовано, или  востребовано в значительно меньшей  мере.

Формирование имиджа общественного  политического лидера невозможно без  серьезной и продуманной работы со средствами массовой информации, как  минимум – это бесперспективно.

  1. Типы политических лидеров

Существует множество  подходов и типологий лидерства. Классическая типология господства, разработана М. Вебером выделяют три типа политических лидеров:

  1. Традиционные лидеры – их власть основывается на традиции, является привычной  и ни у кого не вызывает сомнений; например, при восшествии на престол законного наследника династии он становится политическим лидером страны по праву традиции престолонаследия.
  2. Легальные лидеры – они приходят  к власти благодаря действию правовых механизмов, т.е. избираются или назначаются на вакантные руководящие должности. Такое лидерство, хотя и зависит во многом от личных качеств избираемого, наполовину заключено не в нем самом, а в должности, которую он занял. Потеряв должность, он потеряет и власть.
  3. Харизматические лидеры ближе всего к вождям, вернее, власть вождя типологически попадает под эту категорию. Власть харизматического лидера опирается на реальные или воображаемые личностные качества, имеющие сверхъестественную или, по крайней мере, иррациональную природу. Когда массы убеждаются в отсутствии или ослаблении таких качеств лидера, их интерес к нему пропадает,  и он теряет власть.

Типологии политического  лидерства, могут,  образованы по разным признакам, таким как: авторитарный стиль управления или демократический; консервативный тип решения проблем  или революционно – реформаторский. Так как стили деятельности политиков  значительно разнятся, то в одних  случаях следует больше внимания уделять социально – политическим аспектам стиля политического лидера, в других – профессионально –  организационным, в-третьих – психологическим особенностям.

В свою очередь, например, в  психологическом аспекте по стилю  деятельности можно выделить три  основных типа: импульсивный, драматизирующий и беспристрастный. Лидер первого типа отличается жестким поведением, стремлением к четкой и строгой организации своих действий. Драматизирующий лидер старается вызвать эмоциональную поддержку у масс. Беспристрастный лидер пытается действовать как бы полностью объективно, эмоционально находясь «над схваткой».

Политическое лидерство  встроено во властную вертикаль, и какими личными качествами не обладал бы политический лидер, в своей деятельности, он должен не только аккумулировать интересы большинства населения, но и соотносить свои возможности с возможностями государственных структур осуществляющих власть – с возможностями властных структур.

Информация о работе Имидж политических лидеров: структура и механизм формирования