Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 15:48, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть политику государства в сфере информации и выделить ее ключевые элементов.
Отсюда вытекают несколько задач:
* дать определение информационной политики;
* рассмотреть ее объекты и субъекты;
* выяснить нормативно-законодательную базу данной сферы государства;
* выделить основные положения Концепции Государственной информационной политики;
* определить степень информатизации сектора власти.
Введение………………………………………………………………….……3
1. Государственная информационная политика: определение и содержание……………………………………………………………….4
2. СМИ как объект и субъект информационной политики ……………..6
3. Концепция государственной информационной политики ……………8
4. Законодательство в информационной сфере………………………….10
5. Информатизация сферы государственного управления……………..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………….15
Федеральное агенство образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградская
Академия Государственной
Службы»
факультет Государственного и Муниципального Управления
кафедра
Социологии управления
Контрольная работа
По
дисциплине «Управление
общественными отношениями»
На тему:
«Информационная
политика РФ»
Волгоград
2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………….15
Введение
Актуальность разработки данной проблемы обусловлена тем, что государственная информационная политика, ее формирование и реализация на современном этапе выдвигаются на передний план политики российского государства.
Уровень развития информационного пространства стал решающим образом воздействовать на все стороны нашей жизни – политику, экономику, культуру. Это добавляет актуальность вопросов государственной информационной политики РФ, которая в определяющей степени влияет на качество и темпы перехода нашей страны на новую ступень развития – стадию информационного общества.
Объектом исследования являются политика государства в сфере информации, информационные процессы, государственное управление процессами информационной политики.
Предмет данного исследования – элементы, тенденции, перспективы развития, формирование государственной информационной политики.
Цель данной работы – рассмотреть политику государства в сфере информации и выделить ее ключевые элементов.
Отсюда вытекают несколько задач:
Написание
контрольной работы осуществлялось
в теоретическом аспекте, использовались
труды ученых и политиков: В.Д. Попова,
Д.Ф. Мезенцева, И.М. Дзялошинского, Ю.А.
Нисневича и др.
Государственная
информационная политика (ГИП) – это
способность и возможность
В широком понимании – это сфера жизни и деятельности людей, которая связана с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и общества, и направлена на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями. **
ГИП должна быть направлена на реализацию национальных интересов станы в информационной сфере: ***
______________________________
*Попов В.Д. Информационная политика. – М, 2003. – с.38
**Попов В.Д. Информационная политика. – М, 2003. – с.38
***Россия
и Европа: информационное сотрудничество
в условиях глобализации. Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№
11 (231)
Выделяют два аспекта государственной информационной политики: технологический (регулирование процесса развития компонентов информационной среды) и содержательный (приоритеты коммуникационной деятельности участников общественно-политического процесса).
Объектами
ГИП являются печатные СМИ (газеты, журналы,
книги); электронные СМИ (телевидение, радио, Интернет)
Существует государственная и негосударственная информационная политика. Информационная политика как отрасль социальной информациологии является ее социально-политической составляющей, в этом аспекте информационная политика является информациологией СМИ, которая рассматривает то, как СМИ формируют идеологические, политические, экономические и другие взгляды, мнения, знания и оценки, влияющие на быт, досуг, культуру, поведение и на все стороны жизни людей.*
О
Информационной политике также говорят
как об инструменте политического
воздействия и средстве достижения политических
целей. **
______________________________
*Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М, 2001. – с. 28
**Попов
В.Д. Информационная политика. - М, 2003. -
с. 38.
2. Средства массовой информации как объект и субъект информационной политики
Объектом информационной политики является информационная сфера жизни общества.* То есть совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. **
Гражданское общество как объект информационного воздействия может быть представлено состоянием общественного сознания.***
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день СМИ и средства массовой коммуникации (СМК) обладают огромной властью. Эта сила проявляется не в давлении на государственные органы, принимающие решения, а в умении властвовать над обществом, формировать, строить общественное мнение, политический настрой граждан, ориентации и восприятия. И с возможностью медиа можно и нужно считаться.
Особое внимание в связи с этим следует обратить на анализ тематики сообщений, транслируемых СМИ. Как правило, формирование повестки дня рассматривают в контексте политических новостей. Новость сама по себе становится объектом борьбы, которая направлена на то, чтобы определить, что является общественно важным, а что не заслуживает такого внимания.
Причем в данном случае борьбу нельзя понимать как рациональные практики, в том смысле, что агенты хорошо представляют себе, кому выгоден тот или иной информационный повод.
Сегодня
в этой борьбе начинают доминировать
сами средства массовой информации, так
как они имеют собственные представления
на сей счет, которые тоже являются ставками
в этой борьбе. По крайней мере, именно
журналисты, репортеры, комментаторы хорошо
“знают”, что такое “новостное” сообщение.
Следствием этой ситуации становится
навязывание политикам определенных правил,
с которыми приходится считаться. Собственно
говоря, это и есть один из эффектов медиатизации
политики. Более того, именно в этом контексте
следует понимать власть прессы, а не в
каком то другом смысле.****
_________________________
* Попов В.Д.
Государственная
**Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Российская газета. 2000. 28 сент.
***Попов В.Д. Основы социального психоанализа. - М., 1996.
****Авдиенко
Д.А. Влияние в процессе политической коммуникации. www.politjournal.spb.ru/
Средства массовой информации – это инструмент реализации ГИП. Для того чтобы данный процесс проходил успешно, следует решить, во-первых, проблему воздействия органов государственной власти на СМИ, во-вторых, прекратить процесс дегуманизации информации, в-третьих, инициировать закон о свободе доступа граждан к информации органов государственной и местной власти с четко очерченными мерами ответственности чиновничьего аппарата, в-четвертых, необходима разработка и принятие закона о ГИП.
Опираясь
на позитивный зарубежный опыт, на анализ
исследований в сфере средств
массовой коммуникации и социально-политических
отношений в обществе можно говорить
о перспективности реализации ГИП,
изменив в нашей