Информационная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть политику государства в сфере информации и выделить ее ключевые элементов.
Отсюда вытекают несколько задач:
* дать определение информационной политики;
* рассмотреть ее объекты и субъекты;
* выяснить нормативно-законодательную базу данной сферы государства;
* выделить основные положения Концепции Государственной информационной политики;
* определить степень информатизации сектора власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
1. Государственная информационная политика: определение и содержание……………………………………………………………….4
2. СМИ как объект и субъект информационной политики ……………..6
3. Концепция государственной информационной политики ……………8
4. Законодательство в информационной сфере………………………….10
5. Информатизация сферы государственного управления……………..12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………….15

Работа состоит из  1 файл

текст.docx

— 42.11 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

    ___________________________________________

*Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России – М,2002. с. 492. 
 

  1. Концепция государственной  информационной политики.

     Информационная  политика в России начала формироваться  с начала 90-х годов и сводилась  с вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и  организационно-экономических условий  создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. И она  была отделена от политики, проводимой государством в  области СМИ, связи и телекоммуникаций.

     К такому резюме пришли авторы Концепции  государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной  Думы по информационной политике и  связи (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 г.).*

     На  протяжении многих лет государственная  информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные  с деятельностью средств массовой информации. Только в последние годы содержание ГИП было немного расширено, и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией РФ.**

     Концепция ГИП гласит, что государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих. Долгосрочная стратегическая цель  определяется  построением демократического информационного общества и вхождением страны в мировое информационное сообщество. Она будет эффективна, если ее основой станут: системность и открытость. Главная цель  ГИП – согласовать интересы граждан, общества и государства, наладить диалог между ними.

   В Концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:

  • модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
  • развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
  • эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
 
 
 

_________________________________________

* Концепция  Государственной информационной  политики Российской Федерации.

** Концепция  Государственной информационной  политики Российской Федерации. 
 

  • обеспечение граждан общественно значимой информацией  и развитие независимых средств  массовой информации;
  • подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
  • создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.*

   Концепция государственной информационной политики охватывает практически все наиболее значимые положения и принципы, составляющие основу ГИП: принцип открытости политики, принцип равенства, принцип системности, принцип приоритетности отечественного производителя, принцип социальной ориентации, принцип государственной, принцип приоритетности права.

   Авторы  Концепции уверены в необходимости  перехода России к информационному  обществу со всеми из этого вытекающими  последствиями. Так, рассматривая ГИП  в отношении СМИ, приходишь к  выводу, что в силу большой значимости для общества информации и, как следствие, средств массовой информации, необходимо вмешательство государства в  регулирование деятельности печати, радио и телевидения через  реализацию ГИП. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере СМИ:

  • недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ;
  • регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ;
  • защита интересов региональных рынков массовой информации и содействие развитию местных СМИ;
  • совершенствование национального законодательства в части гарантий свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.*

   Таким образом, положения, отраженные в Концепции, безусловно, должны составлять основу ГИП, но, в тоже время, государство  должно взять на себя ответственность  за ее формирование и реализацию. 
 
 

   ____________________________________________

   *Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России. – М, 2002. с. 397-98 

4. Законодательство в информационной сфере

     Практическая  реализация государственной информационной политики во всех ее функциональных и  временных аспектах требует развития информационного законодательства.

     Информационное  законодательство, включающее нормативные  правовые акты, целиком посвященные  вопросам правового регулирования  в информационной сфере, и отдельные  нормы по данному предмету в других нормативных правовых актах, является одновременно основным инструментом реализации и одной из основных областей формирования государственной информационной политики.

     В настоящее время уже принят и  действует ряд базовых информационных законов – “О средствах массовой информации”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “О связи”. Но круг правовых отношений в информационной сфере так и остается не урегулированным. Прежде всего, это касается права граждан на свободу получения информации, ответственности за непредоставление и сокрытие информации, за распространение недостоверной информации, порядка и условий использования информации ограниченного доступа, включая персональные данные, коммерческую, служебную и другие виды тайн, проблем информационного обеспечения формирования гражданского общества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, развития средств массовой информации, массовой коммуникации и связи в условиях рыночной экономики, регулирования рынка информационной продукции и услуг и т. д. *

     Поэтому одной из первоочередных задач является разработка комплексной программы  развития информационного законодательства, определяющей его состав и структуру, последовательность и временной  график разработки и принятия специальных  законодательных актов и отдельных  правовых норм, регулирующих весь комплекс информационных отношений.

     Преодоление немалого отрыва от передовых стран, несмотря на имеющиеся значительные заделы по технической базе макросистем, требует организации и стимулирования производства в области технологий. 
 
 

     ____________________________________________

*Государственная информационная политика России сегодня и завтра. Нисневич Ю.А. Информационное общество,  1999, №2, с. 4

   В данном спектре проблем особого  внимания требуют вопросы:

    • программирования и создания продукции по мировым стандартам особенно для открытых систем деловой информации;
    • формирование рынка этой продукции;
    • регулирование отношений в области информационной деятельности, информационных услуг, организации и обеспечения ответственности различных посреднических структур в информационных и коммуникационных системах.

   Концепция нормативно-правового обеспечения  информационной безопасности базируется на Доктрине информационной безопасности, которая ориентирует на выделение  четырех основных составляющих национальных интересов России в информационной сфере:

    • соблюдение прав и свобод и гражданина в области получения информации и пользования ею при соблюдении гарантий в области персональных данных и личных тайн;
    • информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, формирование достоверной информации о политике государства при обеспечении баланса интересов общества, государства, личности;
    • развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, индустрии средств информатизации, коммуникаций и связи, формирование рынка на эти виды продукции;
    • защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

   Каждое  из этих направлений наполняется  конкретными задачами, которые предстоит  решать с помощью не только правовых средств и методов, но и колоссальной организационной работы и технологической  базы

  И все же эффективность законодательства определяется полноценностью его регулятивной части - той части норм, которые  создают ясность у участников определенных отношений, как они  должны действовать в той или  иной ситуации, какими правами и  обязанностями они наделены от имени  государства или своего контрагента (партнера). В этих целях всякий раз  необходимо знать о наличии нормативной  основы для тех или иных отношений. Обращение практики к массиву  действующего законодательства и подзаконных  актов в информационной сфере  часто завершается установлением  неполноты, несогласованности, а порой  и противоречивости нормативно-правовой основы. 

5. Информатизация сферы государственного управления

     Последние два десятилетия в мире стали  временем активной трансформации системы  государственного управления, направленной на повышение его эффективности  и результативности. В большинстве  развитых стран и многих странах  с переходной экономикой был реализован комплекс программ, связанных с административной реформой и реформой госслужбы, реформы системы государственного регулирования экономики и налогового администрирования, реформа системы управления государственными расходами.

     В настоящее время именно государственная власть является наиболее обеспеченным материальными и организационными ресурсами потребителем и источником информации. Тогда организационно-технологическое совершенствование информационного обеспечения деятельности системы органов государственной власти является необходимым условием и первым важнейшим шагом к формированию общегосударственной информационно-коммуникационной инфраструктуры и единой системы национальных информационных ресурсов на основе современных информационно-коммуникационных технологий и технических средств, а также эффективным стимулом к ускорению развития рынка информационной продукции и услуг. При этом необходимо учитывать тот факт, что по мере либерализации политических, экономических и социальных условий жизнедеятельности общества и государства информационное обеспечение системы органов государственной власти должно усложняться, а не упрощаться. *

     Задачи  формирования структуры органов  государственной власти, ответственной  за проведение государственной информационной политики, и внедрения современных  информационно-коммуникационных технологий во все сферы государственного управления, должны решаться как первоочередные задачи государственной информационной политики и реформы системы государственного управления. В современных условиях организационно-технологическое обеспечение  не только определяет эффективность  решения любой задачи государственного управления, но и в целом принципиальную возможность ее решения. 

     Особое  внимание в процессе информатизации государственного управления должно уделяться  региональному аспекту этой задачи. Ни одна задача государственного управления не может быть успешно решена без  устойчивого информационного взаимодействия между центром и регионами.  
 
 

Информация о работе Информационная политика РФ