Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:10, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть интервьюирование как метод опроса.
Предмет исследования – интервью как метод опроса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие интервью: его достоинства и недостатки.
2. Рассмотреть виды интервью.
3. Проанализировать порядок проведения интервью и использование результатов.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1.Понятие интервью:его достоинства и недостатки…………………..…4
Глава 2. Вида интервью……………………………………………………….….8
Глава 3. Порядок проведения и использование результатов интервьюирования………………………………………………………..……...13
3.1. Использование результатов интервьюирования………………………….17
Заключение………………………………………………..……………………...21
Список источников и литературы…………………………….………………..22
Оглавление.
С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Понятие интервью:его достоинства и недостатки…………………..…4
Глава
2. Вида интервью……………………………………………………….
Глава
3. Порядок проведения
и использование результатов
интервьюирования……………………………………
3.1. Использование результатов интервьюирования………………………….17
Заключение………………………………………………..
Список
источников и литературы…………………………….………………..
Введение.
Как известно, человек – существо социальное. Под этим следует понимать то, что человек не может существовать обособленно от общества. Он будет испытывать потребности в нем в различных проявлениях, начинаю от простой нехватки чьей-либо помощи и заканчиваю душевным опустошением. Так уж случилось, что люди живут не обособленно, а определенными объединениями (семья, компания, нация и т.д.). Совокупность всех индивидов мы будем называть обществом.
Общество
– это сложная система, состоящая
из множества индивидов, связанных
между собой общественными (социальными)
отношениями. Изучение общества – одна
из главнейших задач социологии. А
как можно изучить общество, узнать
о закономерностях его
Цель работы – рассмотреть интервьюирование как метод опроса.
Предмет исследования – интервью как метод опроса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие интервью: его достоинства и недостатки.
2. Рассмотреть виды интервью.
3.
Проанализировать порядок
Глава
1. Понятие интервью:
его достоинства
и недостатки.
Существует множество определений метода интервьюирования (или по-простому – интервью), причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном.
По
мнению академика В.А. Ядова, «Интервью
– это проводимая по определенному
плану беседа, предполагающая прямой
контакт интервьюера с
Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств: содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которых реализован предмет исследования; качеством работы анкетера или интервьюера; сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса, атмосферой, в которой проводится беседа. Важно не забывать о психологическом факторе, который играет большую роль в проведении интервью, т.к. зачастую от морального, психологического состояния респондента зависит качество получаемой интервьюером информации.
Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.
Метод
интервью и по сей день продолжает
оставаться одним из основных способов
сбора информации. Предметные области,
для изучения которых он использовался
и используется, преследуемые при
этом цели и контингент опрашиваемых
чрезвычайно многообразны. Наряду с
широкой практикой
При
интервьюировании контакт между
исследователем и респондентом осуществляется
при помощи интервьюера, который
задает вопросы, предусмотренные
Как известно, у всего есть свои достоинства и недостатки. Так достоинством автомобиля перед общественным транспортом по передвижению по городу является комфорт и малое время в пути, недостатком – обязательное наличие водительского удостоверения, требование повышенного внимания и концентрированности. К достоинствам мобильной связи следует отнести ее удобство и, что называется, мобильность, а к недостаткам – довольно высокие тарифы, высокочастотное облучение, неуместные звонки и т.д. Так и у интервью: есть свои плюсы и минусы, достоинства и недостатки.3
Поговорим
сначала о достоинствах. Их довольно
много. Во-первых хочется отметить,
что интервью – это самый интерактивный
вид опроса. При возникновении
каких-либо неясностей респондент может
переспросить вопрос, равно как интервьюер
может попросить разъяснения
ответа на вопрос. Во-вторых, интервьюер
может контролировать опрос (беседу)
и модифицировать перечень задаваемых
вопросов, добиваясь максимальной эффективности.
Интервью может быть включено в прямой
телеэфир для демонстрации широкой
общественности позиций опрашиваемого
лица (чаще всего такие интервью
проводятся с людьми, имеющими высокий
уровень компетентности по данной проблеме
или занимающими высокие
Достоинств
интервью еще довольно много, но перейдем
к недостаткам. Во-первых, при проведении
интервью возможно более глубокое искажение
передаваемых данных от респондента
к интервьюеру вследствие морально-психологической
скованности, особенно если интервьюер
задает сугубо личные или интимные
вопросы. Если бы те же вопросы были
заданы в письменной форме (анкетирование)
и анонимно, то, скорее всего, респондент
ответил бы на них искренне, а
в интервью ему может быть стыдно
высказывать определенные мысли
интервьюеру и поэтому он предпочтет
солгать и представить себя в
лучшем свете. Во-вторых, анализ проведенных
интервью при большом их количестве
и степени малой степени
При
проведении интервью на серьезные темы,
требуется высокая квалификация
интервьюера, потому что недостаточно
опытный человек может не справиться
с передаваемой ему информацией
и сделать неправильные выводы из
интервью.4
Глава
2. Вида интервью.
В зависимости от техники проведения различают три вида интервью: формализованное, полуформализованное и свободное. Формализованное (максимально структурированное) интервью представляет самый простой вид интервью, который в силу этого чаще используется на практике. По мере того, как значимость способа проведения и структуры интервью снижается, оно становится все более свободным и открытым. Рассмотрим несколько вариантов проведения интервью: от максимально до минимально стандартизованного (или открытого).
Формализованное
интервью (стандартизованное) – самая
распространенная разновидность
Полуформализованное
интервью – следующая ступень, ведущая
к уменьшению стандартизации поведения
интервьюера и опрашиваемого. В
таких интервью предусматривается
менее жесткая структура
В этом случае прямое общение с респондентом и психологические отношения, возникающие в ходе проведения интервью, создают немало преимуществ для получения информации, что представляется малодоступным при использовании строго формализованного интервью. Правда, надо сказать, что эти же преимущества оборачиваются временами новыми трудностями. Одна из них заключается в том, что интервьюер, так или иначе, оказывает определенное влияние на респондента, а соответственно и на его ответы или рассуждения. Важный момент здесь играет эффект стереотипности. Интервьюерам не чуждо ни что человеческое: это и не совсем тактично заданный вопрос, и первичная неприязнь к респонденту, и чрезмерная навязчивость. В силу этих обстоятельств респондент может вообще отказаться от интервью, или «замкнуться» в себе, что приведет к потере нужной информации. Но и самому интервьюеру не стоит «подстраиваться» под опрашиваемого. Иной раз попадаются слишком «активные» респонденты, которые сами начинают задавать ход беседы, не дают возможности вернуть разговор в нужное русло. Но есть и наоборот очень меланхоличные люди, которых надо уметь расшевелить, мотивировать их к беседе. Поэтому для сбора массовой информации привлекают как можно большее число интервьюеров, которые предварительно проходят специальное обучение и тренировки.
Полуструктурированное
интервью предполагает в каждом из
тематических блоков перечень тех аспектов,
по которым должна быть получена информация.
Интервьюер должен уметь в ходе беседы
задавать вопросы, которые интересуют
его в данном исследовании, но делать
это так, чтобы они не нарушали
общего хода беседы, а органически,
естественно вписывались в
Одной из разновидностей полуструктурированного интервью является биографическое интервью. Оно предполагает разделение всего интервью на определенные тематические блоки, которые соответствуют основным этапам жизни респондента. Интервьюер в этом случае только направляет разговор на определенную тему и умело подводит к следующему блоку, когда, по его мнению, текущая тема уже исчерпана. Здесь все внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы респондент не ушел от нужной тематики и не вдавался слишком в подробности там, где этого от него не требуется.