Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:10, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть интервьюирование как метод опроса.
Предмет исследования – интервью как метод опроса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие интервью: его достоинства и недостатки.
2. Рассмотреть виды интервью.
3. Проанализировать порядок проведения интервью и использование результатов.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1.Понятие интервью:его достоинства и недостатки…………………..…4
Глава 2. Вида интервью……………………………………………………….….8
Глава 3. Порядок проведения и использование результатов интервьюирования………………………………………………………..……...13
3.1. Использование результатов интервьюирования………………………….17
Заключение………………………………………………..……………………...21
Список источников и литературы…………………………….………………..22
Неформализованное
интервью отличается минимальной стандартизацией
поведения интервьюера. Этот вид
опроса применяется в тех случаях,
когда исследователь приступает
к определению проблемы исследования.
При использовании
Этот
метод проведения интервью способствует
достижению интуитивного понимания
вопроса или проблемы, а также
обнаружению непредвиденных областей
релевантности в исследовании. Свободное
интервью может использоваться также
для объяснения неожиданных результатов
количественных исследований: например,
расхождения результатов
Различают подготовительный и независимый виды нестандартизованного интервью. Первый проводится для подготовки к стандартизованному интервьюированию. Он позволяет выяснить важные компоненты вопроса или проблемы, на основе которых будут составляться будущие вопросники. Наряду с этим подготовительное интервью используется для изучения словаря респондента, типов реакций на вопросы и многого другого.
Независимое
нестандартизованное интервью имеет
самостоятельную
Методика
нестандартизованного интервью более
разнообразна, более сложна, ее невозможно
представить в виде набора рутинных
действий. При проведении нестандартизованного
интервью ведущий опрос обладает
большой свободой как в формировании
отдельных вопросов, так и в
формировании общей направленности
беседы. Более того, при этом интервьюер
в значительной степени исходит
из имеющегося у него общего взгляда
на тему исследования и априорного
(точнее сказать, «доисследовательского»)
знания проблемы. При использовании
методики данного типа требуется
высокий уровень квалификации интервьюера,
поэтому нестандартизованное
Глава 3. Порядок проведения и использование результатов интервьюирования.
Под
начальной стадией интервью понимается
предварительная договоренность по
телефону, если она имеет место, первые
минуты непосредственного контакта.
Начальная стадия имеет большое
значение для всей беседы, поскольку
в ней закладываются основы дальнейших
взаимоотношений всех участников. Руководить
интервью на этой стадии значит создать
у интервьюируемого такое представление
о ситуации интервью, которое помогало
бы достичь плодотворного
1. Создание образа интервьюера.
Прежде всего, собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, говорит. Первое впечатление носит ориентировочный характер и связано со способностью человека прогнозировать события и подготавливаться к ним. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия для того, чтобы правильно, без искажений быть прочитанным собеседником. А компоненты, из которых складывается образ воспринимаемого человека, таковы: поведение, мимика, облик, выражение лица. Роль этих компонентов возрастает, когда контакт участников не краток (пресс-интервью), а беседа длительная, основана на личных взаимоотношениях участников ее.
Так
же интересно то, что нельзя решить
вопроса об одежде, внешнем виде,
манере держаться интервьюера-
Из этого следует, что есть журналисты, которые в любой ситуации остаются самими собой. Но есть и такие, которые считают, что репортер должен быть актером.
Психические свойства журналистов настолько различны – один может обладать большей артистичность, способностью перевоплощения, это для него и есть естественное поведение, другому оно не свойственно. Каждый журналист вправе выбирать те приемы, которые ему близки. Однако осознание того, что внешние черты и манеры интервьюера влияют на восприятие собеседника, на создающиеся в его представлении образ журналиста, необходимо интервьюеру независимо от того, сторонник ли он естественного поведения или актерского.
2. Создание представления о целях и задачах интервью.
Человека, к которому пришел корреспондент, прежде всего интересует цель и причина беседы, по которой в качестве интервьюируемого выбран именно он. Задача журналиста – определить их таким образом, чтобы не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Для этого он должен представить себе мотивы, по которым человек соглашается участвовать в беседе, цели, к которым он стремится. Они могут быть различны, причем их может быть одновременно несколько. Иногда это желание вызвать определенные действия: исправить, изменить, кого-то наказать. Так же таким мотивом может выступать желание популярности. Сильным мотивом, побуждающим человека принять участие в беседе, является потребность в общении: человеку нужно высказаться, и интервью предоставляет ему такую возможность и внимательного собеседника в лице журналиста. Так же могут вступать в интервью и под влиянием принятых норм: правил вежливости, гостеприимства, уважения к чужому труду. В зависимости от того, как журналист на основании предварительной подготовки, собственного опыта и наблюдений при непосредственном контакте определит мотивы, руководящие собеседником, он должен строить вступительную часть и первые вопросы беседы, выдвигая то один, то другой аргументы, с тем, чтобы усилить одни мотивы и ослабить другие.
Иногда, чтобы добиться согласия на интервью, репортеры прибегают к авторитету своего издания как официального органа и подчеркивать, что действует не как частное лицо. Недопустимым является такой прием, когда журналист, добиваясь согласия на интервью, принижает образ журналиста в глазах собеседника, вызывает жалость к себе. Этот прием плох тем, что такая беседа не может быть ни доверительной, ни откровенной, ни глубокой. Образ журналиста, созданный у интервьюируемого, и побудительный мотив для вступления в беседу работают против установления атмосферы взаимного уважения и полноценного сотрудничества. В том случае, когда журналист – человек, знающий и мыслящий, само общение с ним несет собеседнику новую информацию и потому может служить побудительным мотивом для беседы. В целом самым побудительным мотивом для собеседника является серьезность намерений журналиста. «Покажите, что вы ставите серьезную задачу и вы обязательно увлечете этим интервьюируемого».
3. Создание представления о роли интервьюируемого.
Далеко
не каждый собеседник имеет опыт интервьюируемого,
но даже если ему необходимо знать,
в чем будут заключаться его
обязанности на этот раз. Журналист
должен сразу объяснить оппоненту,
что потребуется от него в этой
роли: дать представление о
4. Развертывание беседы.
Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения ее журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать – это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу – журналисту не безразлично какой он получит материал, а время, как правило, ограниченно. Управление ходом беседы – сложное дело, требующее большого опыта, знаний, такта. Руководить беседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону. Если собеседник отвечает не в том плане, как хотелось бы журналисту, можно перефразировать основной вопрос и тем самым отладить фокус ответов. Когда собеседник отвечает общими словами, не приводя конкретных фактов, примеров, не высказывает личной точки зрения, журналист так же должен вмешаться, поскольку такие высказывания не несут в себе информации. Поэтому самое главное – вопросы должны быть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов. А чтобы избежать это, нужно то самое знание предмета и общая подготовка, о которой говорилось выше, но кроме того снимание к собеседнику, интерес к нему, его рассуждениям, его эмоциям, открытиям, которые незапланированно проявляются в интервью.6
5. Заключение интервью.
Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.
Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время. Усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком для самого себя и своих коллег.7
3.1. Использование результатов интервьюирования.
При анкетных опросах или формализованных интервью вслед за этапом сбора эмпирической информации следует этап количественной ее обработки, который включает в себя подсчет процентных соотношений, вычисление коэффициентов корреляции и иных цифровых показателей. При проведении глубоких неформализованных интервью подобная количественная обработка в принципе является возможной, но, с нашей точки зрения, не всегда нужной. Теоретически существуют две возможности для количественной обработки глубоких интервью.
Первая - это включение в него
некоторых стандартизированных
вопросов. При объеме выборки
около 100 человек основные
Вторая
возможность заключается в
Третья
возможность выходит за рамки
собственно глубокого интервью и
заключается в том, что выявленные
с их помощью типологические переменные
операционализируются и измеряются
с помощью формализованных
Не
отрицая, что использование
Опишем основные методы интерпретации текстов глубоких интервью, опираясь на классификацию Я. Щепаньского.
1. Конструирующий метод. Он заключается в том, что исследователь прорабатывает, возможно большее число автобиографий, под углом зрения изучаемой им проблемы. Читая автобиографии, социолог дает им определенную интерпретацию, исходя из какой-либо общей социологической теории. Элементы автобиографических описаний становятся для него "кирпичами", из которых он конструирует картину исследуемых явлений. Понятийный аппарат, с помощью которого осуществляется такое конструирование, берется в основном из общесоциологического понятийного словаря. Автобиографии дают факты для построения общей картины, которые связываются друг с другом согласно следствиям или гипотезам, вытекающим из общей теории. Содержащиеся в биографиях описания могут также служить средством для выдвижения новых гипотез. В данном методе большую роль играет интуиция исследователя, а также его чутье в отношении факторов, которые значимы для исследуемых явлений. Поэтому и картина, нарисованная исследователем, может оказаться малосодержательной, если его способности или квалификация окажутся недостаточными для проведения такой работы.