Инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:14, реферат

Описание

Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер. Учёные-демографы давно отметили закономерность, что продолжительность жизни напрямую зависит от уровня образования и интеллекта человека. Граждане с высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого можно сделать вывод, что интеллект позволяет человеку сформировать эффективную структуру инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в человеческий капитал - это инвестиции в долголетие и качество жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Человеческий капитал…………………………………………
Инвестиции в человеческий капитал, их виды………………
Факторы определяющие размер инвестиции………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер.docx

— 49.60 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………

  1. Человеческий капитал…………………………………………
  2. Инвестиции в человеческий капитал, их виды………………
  3. Факторы определяющие размер инвестиции………………

Заключение…………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Перспективы мировой экономики  в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное  механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время  большое значение не только для экономистов-теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко  возрос интерес экономической науки  к  человеческим  созидательным  способностям, к путям их становления  и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению  человеческого   капитала, как самого ценного из всех видов  капитала. Одним из способов накопления  человеческого   капитала  является инвестирование в человека, в его  здоровье и образование. Сегодня  изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого   капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

Структура  инвестиций  в человеческий   капитал  крайне неоднородна и носит индивидуальный характер. Учёные-демографы давно отметили закономерность, что продолжительность жизни напрямую зависит от уровня образования и интеллекта человека. Граждане с высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого можно сделать вывод, что интеллект позволяет человеку сформировать эффективную структуру инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в человеческий капитал - это инвестиции в долголетие и качество жизни.

Поэтому все большая часть  исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального  общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное  богатство. Уже сейчас во всех странах  человеческий (интеллектуальный) капитал  предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес  общества к системе образования  как основе производства этого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Человеческий капитал

Человеческий капитал  — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его  последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду —  образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого  капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские  расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также  расходы государства на эти цели.

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и  в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих  заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

Особенности человеческого  капитала:

- в современных условиях  человеческий капитал является  главной ценностью общества и  главным фактором экономического  роста;

- формирование человеческого  капитала требует от самого  человека и всего общества  значительных затрат;

- человеческий капитал  в виде навыков и способностей  является определенным запасом,  т.е. может быть накапливаемым;

- человеческий капитал  может физически изнашиваться, экономически  изменять свою стоимость и  амортизироваться;

- человеческий капитал  отличается от физического капитала  по степени ликвидности;

- человеческий капитал  неотделим от его носителя - живой  человеческой личности;

- независимо от источников  формирования, которые могут быть  государственными, семейными, частными  и др., использование человеческого  капитала и получение прямых  доходов контролируется самим  человеком.

Организации начинают придавать  все большее значение нематериальным характеристикам своих сотрудников, таким как лояльность, способность  устанавливать взаимоотношения  с потребителями и готовность идти на риск, а также ищут способы  их формальной оценки. И понимая, насколько  дорогостоящ потенциал таких  человеческих качеств, компании преобразуют  их в нечто более конкретное - человеческий капитал.

На современном рынке  труда специалисты имеют огромную свободу выбора своих работодателей. Основная причина, по которой сотрудники уходят из компании, состоит в том, что они не ощущают своей востребованности или не видят перспектив для полного развития своих возможностей. Управление человеческим капиталом помогает эффективно использовать опыт и знания сотрудников, чтобы помочь им полностью реализовать свой потенциал.

Сторонники концепции  управления человеческим капиталом  уверены, что, измеряя широкое влияние, которое сотрудники оказывают на финансовые показатели организации, компании могут выбирать, управлять, оценивать  и развивать возможности своих  сотрудников так, чтобы преобразовать  их человеческие качества в весомые  финансовые показатели компании. Хотя такой подход предполагает поиск способов количественной оценки того, что прежде считалось нематериальными активами, специалисты, реализующие такие методики, отмечают, что на рынке бизнеса аналогичные подходы уже используются.

Тем не менее, многие руководители компаний отказываются от инвестиций в программы развития человеческого  капитала (такие как, к примеру, обучение персонала в организации), поскольку  осознают все трудности, связанные  с определением возврата от таких  инвестиций. Многие руководители и  аналитики настаивают на том, что  человеческий капитал отрицает какое бы то ни было измерение, и утверждают, что компании на самом деле девальвируют ценность сотрудников, когда пытаются подходить к их оценке как к оценке финансовых активов.

Все больше сторонников завоевывает  точка зрения, что человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс не только для отдельной компании, но и для  общества в целом, гораздо более  важный, чем природные ресурсы  или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются сегодня показателем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

 

2.Виды и эффективность инвестирования

Теория человеческого  капитала исходит из того положения, что капитал - это некоторый запас  благ, который, накапливаясь, приносит доход благодаря инвестициям. Следовательно, теория человеческого капитала предполагает определенную взаимосвязь, например, между  уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного  опыта и заработной платой.

Как отмечают теоретики человеческого  капитала, расходы, увеличивающие производительные качества и характеристики индивида, "можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем".

Применение термина инвестиции к затратам на формирование качественно  новой рабочей силы способствовало отходу от восприятия этих расходов как  потребительских. Данные затраты были признаны как производительные, так  как вложения в человека приносят ощутимый долговременный экономический  эффект.

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения производительности труда. Таким образом, к инвестициям  в человеческий капитал относят  расходы на поддержание здоровья, на получение общего и специального образования; затраты, связанные с  поиском работы, профессиональной подготовкой  на производстве, миграцией, рождением  и воспитанием детей, поиском  экономически значимой информации о  ценах и заработках.

К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

  • расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте;
  • расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;
  • расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.

Существует также деление  инвестиций в человеческий капитал  на вещественные и невещественные. К первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым - накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение рабочей силы.

Источником вложений в  человеческий капитал может выступать  государство (правительство), негосударственные  общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды  и организации, а также образовательные  учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика. Государство прибегает как  к принудительным, так и к побудительным  мерам в этой области. К принудительным относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала - в сфере образования и здравоохранения.

В создании активов человеческого  капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в  качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют  условиями, при которых может  быть дана соответствующая текущим  потребностям подготовка персонала, а  также обладают информацией о  наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и  подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих  сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени  и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию  курсов профессиональной подготовки и  переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных  и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также  очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются  и увеличиваются посредством  инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его  рождения, а с принятия решения  иметь детей. С одной стороны  дети для родителей - это источник удовлетворений, но с другой стороны - воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так  не явных (прежде всего времени родителей).

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер