Инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:14, реферат

Описание

Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер. Учёные-демографы давно отметили закономерность, что продолжительность жизни напрямую зависит от уровня образования и интеллекта человека. Граждане с высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого можно сделать вывод, что интеллект позволяет человеку сформировать эффективную структуру инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в человеческий капитал - это инвестиции в долголетие и качество жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Человеческий капитал…………………………………………
Инвестиции в человеческий капитал, их виды………………
Факторы определяющие размер инвестиции………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер.docx

— 49.60 Кб (Скачать документ)

Накопление  производственного опыта способствует быстрому и безболезненном переходу на новые технологии, и в тоже время этот процесс должен быть динамичным, а знания постоянно обновляться. Необходимость постоянной переподготовки работников сомнений уже не вызывает, часто переподготовка работника оказывается выгоднее, чем замена его. Так в США затраты на переподготовку одного инженера втрое меньше, чем поиск и прием на работу нового. Затраты на обучение квалифицированного рабочего в год составляют 12,5 тыс. долл., а затраты на переподготовку оцениваются в 10 тыс. долл. в год на одного человека.

 

3.Факторы накопления человеческого капитала

2.1 Роль образования  и науки в накоплении человеческого  капитала

В современных  условиях конкурентные преимущества экономических  систем во многом достигаются не за счет природных ресурсов, а знаний, информации, инноваций, которые выступают  основой экономического роста стран. Этим объясняется все возрастающий интерес, проявляемый к развитию человеческого капитала ведущими зарубежными  и отечественными учеными. Как утверждает Л. Туроу: "Концепция человеческого капитала играет центральную роль в современном экономическом анализе" [12, стр.15], а М. Боуман назвала открытие человеческого капитала "революцией экономической мысли" [5, стр.83]. Наиболее емким представляется определение человеческого капитала, предложенное С. Дятловым. Человеческий капитал им рассматривается как "сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков данного человека)" [9, стр.400].

По вопросам структуры человеческого капитала у экономистов нет единого  мнения. Так Г. Беккер предлагает выделять в нем капитал образования, здоровья, профессиональной подготовки, миграции, а также обладание экономически значимой информацией и мотивацией к экономической деятельности. Л. Туроу включает в человеческий капитал такие черты как "уважение к политической и социальной стабильности".В. Марцинкевич анализирует влияние на созидательный потенциал человека его активности, ответственности, честности, коллективизма, коммуникабельности [10, стр.14]. Несмотря на явную противоречивость понимания структуры человеческого капитала, все исследователи единодушны в признании огромного значения образовательного фактора, т.е. знаний, навыков, умений и способностей к их восприятию и периодическому обновлению - всего того, что закладывает в человеке формальное образование.

Многие исследователи  пытались отделить влияние фактора  образования на рост будущих доходов  от влияния здоровья, способностей, социального происхождения. Результаты, к которым пришли разные ученные  в отношении значения образовательного фактора, практически совпадают: суммарное  воздействие всех факторов, за исключением  образования, составляет не более 40%, следовательно 60% доходов человека объясняются уровнем его образования [3, стр.81]. Роль образования заключается не только в увеличении уровня доходов, но и в расширении возможностей человека, доступности благ, делающих его жизнь более интересной, содержательной, счастливой. Образование рассматривается как необходимое благо для укрепления здоровья и обеспечения активного долголетия человека, для воспитания более здорового и благополучного потомства, для сохранения благоприятной окружающей среды, для взаимопонимания различных групп населения. Страны с развитой рыночной экономикой уже давно главной формой завершенных капиталовложений общества рассматривают преимущественное развитие человека, особенно это касается стран, не обладающих запасами сырьевых ресурсов и стран с разрушенной в годы Второй мировой войны материальной базой, таких, как Тайвань, Корея, Япония, Германия. Например, в США стоимость всех материальных и трудовых затрат на обучение работника составляет не менее 400 тыс. долл., а на подготовку научно-технического работника (на всех этапах его жизни) затрачивается суммарно до 800 тыс. долл., в то время как стоимость машин, техники и оборудования, приходящаяся на одного занятого в производстве, составляет 15-16 тысяч долл [13]. Стратегия, рассчитанная на человеческий фактор, обеспечила и продолжает обеспечивать этим странам высокую динамику экономического развития и высокую степень социализации. Выделение фактора человеческого капитала позволяет выявить принципиально важный источник экономического роста - образование людей. Следовательно, на смену взглядов на образование как не потребляющее и непроизводительное приходит концепция, в которой подчеркивается, что современное образование приобретает особую экономическую роль в жизни общества. В узком смысле одной из составляющих человеческого капитала является образование. Эта составляющая становится частью человека и представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе.

В широком  смысле человеческий капитал формируется  путем инвестиций в человека. К. Макконелли и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал: расходы на образование - включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте; расходы на здравоохранение - расходы на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий; расходы на мобильность, благодаря, которым работник мигрирует из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [9, стр.400]. Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на подготовку на рабочем месте. В любом обучающем проекте до 80% знаний приходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов - исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей. Понятие человеческого капитала опирается на два определения образования - как ресурса (собственно человеческий капитал) и как системы (в которой происходит его накопление), что позволяет перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию.

 

Экономический подход рассматривает образование  как источник экономического роста, дает его оценку с позиций экономической  эффективности через повышение  качества рабочей силы и производительности труда. Накопление человеческого капитала происходит как в процессе школьного  обучения, закладывающего базовые знания и навыки, так и во время обучения послешкольного, нацеленного на получение определенной профессии, а также в рамках профессиональной деятельности. Причем полученные на предыдущих этапах обучения умения и знания повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как следствие, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. Высшее учебное заведение дает определенные профессиональные знания и навыки, возможность их практического применения и получения первоначального представления о профессиональном рынке труда в виде производственной практики. Также вуз обеспечивает образовательные кредиты, котирующиеся на рынке труда и подтвержденные репутацией и именем вуза: дипломы бакалавра, специалиста, магистра и свидетельства о получении научных степеней. Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. В макро-масштабе высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны. Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества.

2.2 Развитие  здравоохранения и культуры как  фактор накопления капитала

Физическая  сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, увеличение периода активной трудовой деятельности необходимы каждому человеку, в любой  сфере профессиональной деятельности. Мы осознаем огромное, капитальное  значение здоровья человека и нации  от противного, при потерях здоровья и увеличении смертности населения.

Здоровье  и долголетие - не только следствие, но и важнейшие предпосылки развития человеческого потенциала. Наличие  двусторонних связям можно сформулировать следующим образом.

С одной стороны, увеличение продолжительности жизни, улучшение здоровья являются: следствием индустриального развития; прогрессу  науки (в том числе медицины. Повышение гигиенической культуры населения и образовательного уровня вообще; ликвидации априорной, внешней неравенства.

С другой стороны, увеличение продолжительности жизни, улучшения здоровья являются: необходимым  условием трудовой реализации, повышения  эффективности труда, прогресса  экономики; повышения уровня образования, прогресса науки вообще (обучаемость, связи между поколениями, накопление знаний); начальной равенства людей вообще и равенства мужчин и женщин, в частности; реального права выбора.

Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого  капитала, В течение всей жизни  индивидуума происходит износ этого  капитала, все более и более  ускоряющийся с возрастом. (Смерть понимается как полное обесценивание фонда  здоровья), инвестиции в человеческий капитал выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного  периода жизни. Уровень здоровья во многом зависит от качества услуг  здравоохранения, которое сопровождает человека с самого рождения до его  пенсионного возраста. Инвестиции в  здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. Снижение здоровья, заболеваемость, инвалидность выражаются в нетрудоспособности. Поток  услуг, производимых фондом здоровья, сводится, таким образом, к "свободному от болезней времени". Большинство  западных исследователей полагают, что  лица с лучшей образовательной подготовкой  более эффективны в производстве и использовании своего "капитала здоровья": ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем  не такие вредные и опасные  профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д.

Безусловно, чем меньше болезней, тем выше уровень  здоровья населения страны и отдача от капиталовложений в здравоохранение.

Расходы на здравоохранение, складываются из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение  жилищных условий. [4, стр.309]

Очевидная связь  здоровья со способностью к эффективному труду и повышения личного  и общественного благосостояния. Низкий уровень здоровья населения  препятствует развитию экономики страны. [2, стр.155]

Целенаправленная  деятельность учреждений культуры и  искусства по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей способна удовлетворять  социальные, интеллектуальные и материальные потребности людей, устанавливать социальную стабильность в обществе, при этом, эффективно формируя, сохраняя и развивая человеческий капитал общества.

На современных  предприятиях формируемая организационная

культура. Она  должна ориентировать персонал на постоянное обучение, ротацию, внесение рационализаторских предложений, повышение квалификации, что обуславливается высокой  скоростью научно-технического прогресса, изменений рыночных условий и  т.п.

Эффективная организационная культура - это культура,

способствующая росту прибыли организации, ее капитализации, рыночной стоимости. Организационная культура - это потенциал организации, который проявляется в конкретных экономических и финансовых показателях в будущем.

2.3 Значение  накопления человеческого капитала

Человеческий  капитал признан самым ценным ресурсом, более важным, чем природные  ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не материальные средства производства, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Теория человеческого  капитала научными методами доказывает эффективность, экономическую целесообразность инвестиций в развитие человека. Именно поэтому на научной базе теории человеческого  капитала появилась и получила бурное развитие в глобальном масштабе концепция  человеческого развития. [2, стр.81]

Теория человеческого  капитала стала в развитых странах  поворотным пунктом в мотивации  человеческого развития, в тенденциях отношения к отраслям социальной сферы, обеспечивающих это развитие, - образования, здравоохранения, культуры и др., в частности в аспекте  ресурсного их обеспечения. Доведение  доходности инвестиций в человеческий капитал, в частности, расходов на образование, способствовало признанию ее правящими  кругами многих стран важным фактором экономического развития, а руководителями предприятий - фактором роста производительности труда и эффективности производства. В значительной мере благодаря теории человеческого капитала общественное признание получила неформальное образование, образование взрослых, бурного развития приобрели образовательно-профессиональные программы предприятий. В развитых странах, и в большей степени - в странах, стремящимся к быстрому и успешному развитию, образование культивируется как экономически рациональная деятельность человека не только в ее молодом возрасте, но и в течение всей жизни. Пожизненное или непрерывное образование стало концептуальным воплощением этой идеи. Это повлияло и на ресурсное обеспечение образования, причем важно не только увеличение бюджетных ассигнований, но и диверсификация источников финансирования.

Ярким подтверждением рождения концепции человеческого  капитала и человеческого развития в общественной практике является опыт социально-экономического роста стран, не имеющих существенных природных  богатств, а также стран с разрушенной  в ходе второй мировой войны экономикой (Тайвань, Корея, Япония, Германия). Стратегия  развития их строилась в расчете  на человеческий фактор - важнейшую  составляющую научно-технического прогресса  и неисчерпаемый ресурс экономического роста. Именно такая стратегия обеспечила высокую динамику экономического развития и впечатляющие его социальные результаты. Еще одним подтверждением большого значения и жизненности теории человеческого  капитала является тот факт, что  в развитых странах вложения в  человека (в ее развитие и социальную защиту) с 50-х гг ХХ века все более существенное превышают размеры материального накопления. [2, стр.82]

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер