Инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:14, реферат

Описание

Структура инвестиций в человеческий капитал крайне неоднородна и носит индивидуальный характер. Учёные-демографы давно отметили закономерность, что продолжительность жизни напрямую зависит от уровня образования и интеллекта человека. Граждане с высшим образованием живут дольше, чем граждане без высшего образования. Из этого можно сделать вывод, что интеллект позволяет человеку сформировать эффективную структуру инвестиций в человеческий капитал, то есть в себя самого. Инвестиции в человеческий капитал - это инвестиции в долголетие и качество жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Человеческий капитал…………………………………………
Инвестиции в человеческий капитал, их виды………………
Факторы определяющие размер инвестиции………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер.docx

— 49.60 Кб (Скачать документ)

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом  для дальнейшего развития и постоянного  совершенствования человеческого  капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого  капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется  личность.

Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При  этом их формирование и развитие требует  как от самого индивида, так и  от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и  финансовых ресурсов, то есть инвестиций. К ним относятся все виды затрат, которые могут быть оценены в  денежной или иной форме, носят целесообразный характер, а также способствуют росту  в будущем заработков человека. Основной проблемой, с которой приходится сталкиваться современным предприятиям, - это оценка эффективности вложений в человеческий капитал.

Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие  виды инвестиций:

1) образование, подготовка  на производстве;

2) здравоохранение;

3) мотивация;

4) поиск информации и  миграция;

5) фундаментальные научные  разработки;

6) экология и здоровый  образ жизни;

7) культура и досуг.

Сегодня одним из важнейших  компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте  до 80% знаний приходится на самостоятельное  обучение. Особенно это относится  к профессиям специалистов - исследователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам  и т.д., которые призваны непрерывно обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей.

Инвестиции в образование  по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции - это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные - это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая - приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций  в человеческий капитал непосредственно  зависит от срока жизни его  носителя (от продолжительности  трудоспособного периода). Чем раньше  делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать  отдачу.

2. Человеческий капитал  не только подвержен физическому  и моральному износу, но и способен  накапливаться и умножаться.

3. По мере накопления  человеческого капитала его доходность  повышается до определенного  предела, ограниченного верхней  границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а затем резко снижается.

4. Не всякие инвестиции  в человека могут быть призваны  вложениями в человеческий капитал.  Например, затраты, связанные с  криминальной деятельностью, не  являются инвестициями в человеческий  капитал, поскольку общественно  нецелесообразны и вредны для  общества.

5. Характер и виды вложений  в человека обусловлены историческими,  национальными, культурными особенностями  и традициями.

6. По сравнению с инвестициями  в иные различные формы капитала  инвестиции в человеческий капитал  являются наиболее выгодными  как с точки зрения отдельного  человека, так и с точки зрения  всего общества.

В рыночной экономике сложной  является проблема принятия решений  об инвестициях. Рациональные инвесторы (государство, фирмы, семьи и индивид) будут вкладывать денежные средства только в том случае, если будут  уверены, что риск от проекта будет  минимальным и в будущем будет  поток дополнительного чистого  дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции будут оправданы, если они будут обладать достаточно высоким уровнем окупаемости.

Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению  доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции "предельной полезности " и "предельной производительности".

Помимо того, что образование  превращает человека в более производительного  работника, оно развивает в нем  предпринимательские эффекты, делает его более умелым организатором. Образование укорачивает временной  лаг между открытиями и всеобщим применением, то есть оно сокращает  разрыв между теоретическим и  практическим уровнем развития технологии. Естественно, что люди с высоким  образовательным уровнем быстрее  реагируют на изменения в науке  и технике, они первые внедряют нововведения в своей производительной и потребительской  деятельности.

К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные  научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем  формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит преобразование самих людей, которые  выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор человеческого капитала.

 Культура накладывает  свой отпечаток на процесс  воспроизводства человеческого  капитала, так как без "духовной  пищи" невозможно гармоничное  развитие личности. В культуре  концентрируется опыт поколений,  сохраняются знания, умения, навыки. Культурный уровень граждан в  значительной степени определяет  экономические достижения общества, его социально-политическую, идеологическую, образовательную и духовно-моральную  структуру.

Приведенные выше положения  позволяют сделать следующие  обобщения:

  • только благодаря инвестициям формируется человеческий капитал и этим он подобен физическому капиталу;
  • инвестиции в человеческий капитал оправданы, если они обладают достаточно высоким уровнем окупаемости и рентабельности;
  • к основным видам инвестиций в человеческий капитал предприятия относятся специальная подготовка, физическое состояние человека, эмоциональное поведение сотрудников;
  • в формировании человеческого капитала участвуют различные факторы: природные ресурсы, физический капитал и др., важнейшим фактором признается человеческое время, которое позволяет приобрести и накопить новые запасы активов человеческого капитала; доходность инвестиций в человеческий капитан прямо зависит от предстоящего срока его службы. Этим объясняется, почему его формирование выгодно осуществлять в начальный период жизни человек, а по мере накопления человеческого капитала его доходность может возрастать" а не снижаться (как это характерно для физического капитала). Образование повышает эффективность человека не только в качестве работника, но и в качестве обучающегося, то есть ускоряет и облегчает процесс дальнейшего накопления знаний и навыков;
  • потерянные заработки представляют собой основную часть инвестиций в человеческий капитал, и они учитываются наряду с прямыми издержками на образование; сопоставление выгод и издержек образования (с учетом фактора времени) позволяют оценить его экономическую эффективность; передача человеческого капитала может осуществляться неформально, в процессе совместной деятельности его носителей.

 

При инвестировании финансовых ресурсов в человеческий капитал  у руководства предприятия возникает  ряд вопросов, связанных с эффективностью вложений:

- окупятся ли вложенные  средства (каковы виды эффекта  от вложения средств в человеческий капитал);

- в какие сроки можно  ожидать результата от вложения  средств;

- в каких объемах потребуется  вложить средства;

- каковы возможные варианты  инвестиций;

- как оценить целесообразность  вложения средств в развитие человеческого капитала.

Проведенный анализ литературных источников позволяет, утверждать, что возникновение теории человеческого капитала является ответом  на изменения макроэкономических тенденций, таких как технический прогресс, отраслевая перестройка, усиление конкуренции. Эти изменения в свою очередь  оказали существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятий  в производственной, технической  и социально-экономической сферах, и определили необходимость кардинальных изменений в теории и практике управления людьми в организациях. Управление людьми становиться фактором, определяющим успех или неудачу предприятия. Сотрудники организации превращаются в конкурентное богатство, капитал предприятия, который необходимо размещать, развивать и мотивировать для достижения необходимых целей предприятия. Таким образом теория человеческого капитала выступает теоретическим обоснованием новых форм работы с кадрами предприятия.

 

 Многие  мировые лидеры современной экономики  уже осознали важность и сбалансированность  инвестиций в человеческий капитал,  их пользу для собственного  роста и процветания. Всемирно  известная компания "Дюпон"  провозгласила четыре ключевых  стратегических направления развития:

 

1) инвестиции  в своих работников;

2) широкое  присутствие фирмы в деловых  и производственных кругах стран,  на территории которых размещены  производственные мощности компании;

3) масштабные  научные исследования и опытно-конструкторские  разработки в различных направлениях  деятельности компании;

4) приверженность  высоким этическим стандартам, охране  труда, безопасности, сбережению  окружающей среды [4].

  Анализ  инвестиций в человеческий капитал  предприятиями г. Пензы показал следующее. Несмотря на то что, во-первых, инвестиции носят сугубо индивидуальный характер, во-вторых, многие компании считают инвестиции в человеческий капитал рискованными, так как имеет место возможность перехода высококвалифицированных специалистов в другую компанию, тем не менее большинство компаний осуществляет инвестирование в человеческий капитал, что позволяет обеспечивать доход не только в денежной форме, но и в виде морального, психологического удовлетворения, повышения социального статуса самого носителя человеческого капитала.

 

В рыночной экономике  сложной является проблема принятия решений об инвестициях. Рациональные инвесторы (государство, фирмы, семьи  и индивид) будут вкладывать денежные средства только в том случае, если будут уверены, что риск от проекта  будет минимальным и в будущем  будет поток дополнительного  чистого дохода от капиталовложений. С экономической точки зрения инвестиции будут оправданы, если они  будут обладать достаточно высоким  уровнем окупаемости.

 

Для определения  эффективности человеческого капитала экономисты обращаются к технике  анализа "издержки- выгоды*'. Этот анализ делится на три этапа:

 идентификация  выгод и их стоимостная оценка  с учетом фактора времени; 

 идентификация  затрат и их стоимостная оценка  также с учетом фактора времени; 

 сравнение  приведенных к одному моменту  времени величин затрат и выгод. 

 

В микроэкономических исследованиях центральной проблемой  стала оценка экономической эффективности  образования. Сторонники теории человеческого  капитала считают, что экономические  выгоды образования могут быть самыми разнообразными по форме. Так как  неденежные и косвенные выгоды образования с трудом поддаются количественному измерению, экономисты основное внимание сосредоточили на его прямом денежном эффекте. Поэтому возникла необходимость определить вклад образования в увеличение заработков. "К структуре заработков можно подходить по несколькими углами зрения, что в известной мере зависит от того, какие именно различия в заработной плате подлежат объяснению. При более традиционном подходе основное внимание уделялось неравенству в заработной плате между отраслями и делались попытки определить влияние профсоюзов, рыночных сил, географического месторасположения и других подобных факторов. Более недавний подход пытается объяснить их главным образом различиями в квалификации и образовании".

Инвестиции  в человеческий капитал содействуют  не только повышению доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого  капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции "предельной полезности " и "предельной производительности".

Помимо того, что образование превращает человека в более производительного работника, оно развивает в нем предпринимательские  эффекты, делает его более умелым организатором. Образование укорачивает  временной лаг между открытиями и всеобщим применением, то есть оно сокращает разрыв между теоретическим и практическим уровнем развития технологии. Естественно, что люди с высоким образовательным уровнем быстрее реагируют на изменения в науке и технике, они первые внедряют нововведения в своей производительной и потребительской деятельности.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал, факторы предопределяющие их размер