Исследование уровня развития малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование уровня развития малой группы
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
1.Рассмотреть основные понятия,уровни развития группы
2.Провести анализ особенностей группы на примере конкретной студенческой группы.

Содержание

Введение 3

1.Основные понятия 5
1.1 Понятие группы 5
1.2 Уровни развития группы 6
2.Методика исследования 9
2.1 Результаты исследования 10
3.Вывод 15
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ИНДЗ по СОЦПСИХУ.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство образования и науки Украины

     Харьковський национальный економический университет 
 
 

          

                                                                                    Кафедра социологии

                                                                     и психологии управления 
 
 
 
 

Социально-психологическое исследование на тему:

Исследование уровня развития малой группы

 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнила:

  Быкова Марина

      ЭИ 2-1

                                                                            
 
 
 
 

      Проверила:

                                                           Михайленко Д. Г. 
 
 
 
 
 

                                               Харьков 2011

                                                

                                       Содержание 
 

  Введение                                                                                                             3

                                                                                                                               

1.Основные понятия                                                                                         5 

   1.1 Понятие группы                                                                                          5 

   1.2 Уровни развития группы                                                                           6 

2.Методика исследования                                                                                  9 

2.1 Результаты исследования                                                                            10 

3.Вывод                                                                                                              15 

Список литературы                                                                                            16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста, образование подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. В процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется ее самореализация, самоуважении и самоутверждение. Особую остроту данная проблема имеет в ВУЗах, в которых на сегодняшний день готовится более 82% специалистов для всех отраслей народного хозяйства . Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп "по принадлежности к ним", либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как "проводника" знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук.

Современный этап развития общества, одной из главных  задач которого является повышение  социально-экономического состояния его граждан, требует принципиально нового подхода к анализу сущности, содержания, характера и особенностей обучения, будущих специалистов в студенческих группах, поиска путей и методов управления этим процессом.

Исходя  из этого, актуальность исследования особенностей студенческой группы заключается в следующем:

во-первых, в необходимости интеграции в  рамках социально-психологического знания накопленного теоретического и эмпирического  материала по проблемам изучения студенческой группы как социально-психологической среды и способов оптимизации ее функционирования;

во-вторых, в потребности уточнения и  корректировки основных методологических позиций, поиске и обосновании перспективных  направлений решения наиболее важных проблем управления образовательной системой, связанных с функционированием студенческой группы как социально-психологической среды обучения;

в-третьих, в недостаточной изученности  проблем, связанных с влиянием дисфункциональности  студенческой группы на успешность обучения в российском ВУЗе;

в-четвертых, в важности совершенствования и  обновления методик социально-психологической  диагностики и исследования процесса оптимизации функционирования студенческой группы российского ВУЗа со стороны  органов государственного и административного  руководства образования.

Новые подходы и результаты исследования современных студенческих учебных  групп как социально-психологической  среды жизнедеятельности студентов  в условиях все большего ускорения  процессов экономического и социального  развития являются актуальными и могут вызвать интерес к студенческой группе со стороны различных наук, так как студенческая группа является «проводником знаний» и личностно формирующей средой.

В связи  с этим возрастает необходимость  в изучении социально-психологической  сущности студенческой группы как социально-психологической среды обучения будущих специалистов для социально-экономической сфера общества, факторов, влияющих на эффективность функционирования социально-психологической группы, и деятельности органов государственного и административно управления образования по обеспечению оптимизации функциональности студенческой группы.

Целью данной работы является исследование уровня развития малой группы

Для достижения данной цели выделим ряд задач:

1.Рассмотреть основные понятия,уровни развития группы

2.Провести анализ особенностей группы на примере конкретной студенческой группы.

Объектом в данной курсовой работе является студенческая группа ЭИ 2-1, на основе данных которой проводились исследования с целью достижения вышепоставленной цели.

Предмет – особенности развития малой группы.

Методология исследования: социологический, эмпирический и аналитический.

Работа  структурно состоит из введения, 2 частей(теоретической и эмпирической) и заключения.

В первой части Основные понятия рассматриваются следующие вопросы:

    1.1Основные  понятия группы.

    1.2 Уровни  развития группы.

Во второй главе Методика исследования исследуется уровень развития группы.

И в  завершении сделан вывод. 

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          

              1.Основные понятия. 

                        1.1 Понятие группы

Группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. 
 Признаки  группы:

  1. наличие внутренней организации;
  2. общая (групповая) цель деятельности;
  3. групповые формы социального контроля;
  4. образцы (модели) групповой деятельности;
  5. интенсивные групповые взаимодействия
  6. социальное положение

Выделяют: большие и мале группы, которые в свою очередь подразделяются на:

-реальные (контактные) и условные;

-формальные (официальные) и неформальные;

-группы различного уровня развития – развитые и низкоразвитые.     

Т.к  мы исследуем студенческую группу, она является малой группой, необходимо рассмотреть понятия ,виды малой группы.

Малая группа - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Размер малой группы может достигать несколько десятков человек. В малой группе возникают различные эмоциональные отношения, процессы групповой динамики, групповые нормы.
Свойства  малой группы:  
- регулярность: постоянство совместного пространственно-временного бытия;  
- самоидентификация;  
- идентификация.

 
 Общие признаки малых групп
- Численность от 2 до 30-40 человек. 
- Единство ценностных ориентаций и целей. 
- Наличие совместной деятельности.

 
   Малая группа, кроме количественного  состава, имеет структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику. 
   К малым группам относятся:  семья,  компания друзей,  соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, штат сотрудников организации и т.д.   

Общение и деятельность в группах определяется и регулируется общественными отношениями, задающими образ жизни входящих в эти группы людей; отношениями, формирующими их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение. 
     Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень их развития.
 

                                   

                   1.2 Уровни развития группы  

Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.

 
     Выделяют такие уровни развития группы. 
1. Конгломерат. 
2. Номинальная группа. 
3. Ассоциация. 
4. Кооперация. 
5. Автономия. 
6. Корпорация. 
7. Коллектив.

       
          Конгломерат – (от лат. «собранный») это группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории.  
     Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет, или если есть, то очень примитивная. Примерами такой группы могут служить – очередь, пассажиры вагона, автобуса и т.п. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решит свои индивидуальные проблемы.  

                                                                                                                                                                                                                  

          Номинальная группа – (от лат. «именной, существующий только по названию»). Это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название,наименование.  
     Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают название первокурсников. Наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Основное, чем занимаются члены номинальной группа, - это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а только еще идет процесс обговаривания и согласования, группа будет являться номинальной. Как только ее члены приступят к совместной деятельности, группа переходит на другой уровень развития. 
            Ассоциация – (от лат. «соединение») это группа людей, объединенных совместной   деятелностью.       

Информация о работе Исследование уровня развития малой группы