Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является исследование уровня развития малой группы
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
1.Рассмотреть основные понятия,уровни развития группы
2.Провести анализ особенностей группы на примере конкретной студенческой группы.
Введение 3
1.Основные понятия 5
1.1 Понятие группы 5
1.2 Уровни развития группы 6
2.Методика исследования 9
2.1 Результаты исследования 10
3.Вывод 15
Список литературы
Министерство образования и науки Украины
Харьковський
национальный економический университет
Социально-психологическое исследование на тему:
Быкова Марина
ЭИ 2-1
Проверила:
Харьков 2011
Содержание
Введение
1.Основные понятия
1.1 Понятие
группы
1.2 Уровни
развития группы
2.Методика
исследования
2.1 Результаты исследования
3.Вывод
Список литературы
Введение
Являясь одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста, образование подразумевает не только усвоение знаний, но и развитие гармонично развитой личности. В процессе образования происходит формирование жизненной позиции человека, осуществляется ее самореализация, самоуважении и самоутверждение. Особую остроту данная проблема имеет в ВУЗах, в которых на сегодняшний день готовится более 82% специалистов для всех отраслей народного хозяйства . Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп "по принадлежности к ним", либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как "проводника" знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук.
Современный этап развития общества, одной из главных задач которого является повышение социально-экономического состояния его граждан, требует принципиально нового подхода к анализу сущности, содержания, характера и особенностей обучения, будущих специалистов в студенческих группах, поиска путей и методов управления этим процессом.
Исходя из этого, актуальность исследования особенностей студенческой группы заключается в следующем:
во-первых, в необходимости интеграции в рамках социально-психологического знания накопленного теоретического и эмпирического материала по проблемам изучения студенческой группы как социально-психологической среды и способов оптимизации ее функционирования;
во-вторых, в потребности уточнения и корректировки основных методологических позиций, поиске и обосновании перспективных направлений решения наиболее важных проблем управления образовательной системой, связанных с функционированием студенческой группы как социально-психологической среды обучения;
в-третьих, в недостаточной изученности проблем, связанных с влиянием дисфункциональности студенческой группы на успешность обучения в российском ВУЗе;
в-четвертых,
в важности совершенствования и
обновления методик социально-
Новые
подходы и результаты исследования
современных студенческих учебных
групп как социально-
В связи с этим возрастает необходимость в изучении социально-психологической сущности студенческой группы как социально-психологической среды обучения будущих специалистов для социально-экономической сфера общества, факторов, влияющих на эффективность функционирования социально-психологической группы, и деятельности органов государственного и административно управления образования по обеспечению оптимизации функциональности студенческой группы.
Целью данной работы является исследование уровня развития малой группы
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
1.Рассмотреть основные понятия,уровни развития группы
2.Провести анализ особенностей группы на примере конкретной студенческой группы.
Объектом в данной курсовой работе является студенческая группа ЭИ 2-1, на основе данных которой проводились исследования с целью достижения вышепоставленной цели.
Предмет – особенности развития малой группы.
Методология исследования: социологический, эмпирический и аналитический.
Работа структурно состоит из введения, 2 частей(теоретической и эмпирической) и заключения.
В первой части Основные понятия рассматриваются следующие вопросы:
1.1Основные понятия группы.
1.2 Уровни развития группы.
Во второй главе Методика исследования – исследуется уровень развития группы.
И в
завершении сделан вывод.
1.Основные
понятия.
1.1 Понятие группы
Группа —
объединение людей, имеющих общий значимый
социальный признак, основанный на их
участии в некоторой деятельности, связанной
системой отношений, которые регулируются
формальными или неформальными социальными
институтами.
Признаки группы:
Выделяют: большие и мале группы, которые в свою очередь подразделяются на:
-реальные (контактные) и условные;
-формальные (официальные) и неформальные;
-группы различного
уровня развития – развитые и низкоразвитые.
Т.к мы исследуем студенческую группу, она является малой группой, необходимо рассмотреть понятия ,виды малой группы.
Общие признаки
малых групп:
- Численность от 2 до 30-40 человек.
- Единство ценностных ориентаций и целей.
- Наличие совместной деятельности.
Малая группа, кроме количественного
состава, имеет структурную организацию,
социально-психологические механизмы
жизнедеятельности, групповую динамику.
К малым группам относятся: семья, компания
друзей, соседская общность, школьный
класс, студенческая группа, спортивная
команда, штат сотрудников организации
и т.д.
Общение
и деятельность в группах определяется
и регулируется общественными отношениями,
задающими образ жизни входящих
в эти группы людей; отношениями,
формирующими их ценности, идеалы, убеждения,
мировоззрение.
Важнейшей основой классификации групп
является степень, или уровень их развития.
1.2
Уровни развития группы
Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.
Выделяют такие
уровни развития группы.
1. Конгломерат.
2. Номинальная группа.
3. Ассоциация.
4. Кооперация.
5. Автономия.
6. Корпорация.
7. Коллектив.
Конгломерат
– (от лат. «собранный») это группа ранее
непосредственно незнакомых людей, оказавшихся
в одно и то же время на одной территории.
Каждый член такой группы преследует
свою индивидуальную цель. Совместная
деятельность отсутствует. Структуры
группы нет, или если есть, то очень примитивная.
Примерами такой группы могут служить
– очередь, пассажиры вагона, автобуса
и т.п. Общение здесь кратковременно, поверхностно
и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся
друг с другом. Такая группа легко распадается,
когда каждый участник решит свои индивидуальные
проблемы.
Номинальная группа – (от лат. «именной,
существующий только по названию»). Это
группа людей, собравшихся вместе и получивших
общее название,наименование.
Например, поступившие в вуз абитуриенты
собираются в первый день занятий и получают
название первокурсников. Наименование
группы необходимо не только для того,
чтобы она получила официальный статус,
но и для того, чтобы определить цели и
виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения
с другими группами. Основное, чем занимаются
члены номинальной группа, - это общение,
т.е. знакомство друг с другом и с целями,
способами и условиями предстоящей совместной
деятельности. До тех пор, пока не начата
сама деятельность, а только еще идет процесс
обговаривания и согласования, группа
будет являться номинальной. Как только
ее члены приступят к совместной деятельности,
группа переходит на другой уровень развития.
Ассоциация – (от лат. «соединение»)
это группа людей, объединенных совместной
деятелностью.
Информация о работе Исследование уровня развития малой группы