Исследование уровня развития малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование уровня развития малой группы
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
1.Рассмотреть основные понятия,уровни развития группы
2.Провести анализ особенностей группы на примере конкретной студенческой группы.

Содержание

Введение 3

1.Основные понятия 5
1.1 Понятие группы 5
1.2 Уровни развития группы 6
2.Методика исследования 9
2.1 Результаты исследования 10
3.Вывод 15
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ИНДЗ по СОЦПСИХУ.doc

— 233.50 Кб (Скачать документ)

 На  этом уровне начинает формироваться  групповая структура и развиваться  групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий, появляются первые попытки лидерства. Характерной особенностью группы такого уровня является консолидация. Как только группа в ходе совместной деятельности добивается первого результата, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

 
            Кооперация – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.  
     На уровне кооперации происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначена. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентаций.  От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развития группы. В целом группу кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников.

 
           Автономия – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.  
     Такая группа характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей членов группы. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Т.о. достигаются сплоченность и референтности группы для ее членов. Появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности. Появляется чувство «МЫ», в отличие от «ОНИ», т.е. другие группы.

 
          Корпорация – (от лат. «объединение, сообщество»)это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. 
     Корпорация начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой – и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма.      
 

  Коллектив – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности. 
      Коллектив – это пик, вершина развития группы; это группа самого высшего уровня развития. 
   

                           

2.Методика  исследования

Цель  исследования: определить уровень развития студенческой группы. Сделать выводы согласно полученным результатам.

Тестируем : отношения внутри группы ·

Диагностика уровня развития малой  группы

Назначение  теста

Методика  дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень  ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.

Инструкция к тесту

Предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы не обходимо оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп.

Давать  оценку следует на основании одного из четырех вариантов: 
а – данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;  
б – данное утверждение в общем характерно для нашей группы;  
•   в – данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;  
•    г – данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).

Тест

1. В  нашей группе главный критерий ценности человека – его отношение к труду, к коллективу.  
2. В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.  
3. В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.  
4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль “моя хата с краю”.  
5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.  
6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.  
7. Для нас неприемлем принцип “Своя рубашка ближе к телу”.  
8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.  
9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.  
10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.  
11. В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.  
12. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.  
13. Наша группа достаточно сплоченная и организованная.  
14. В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.  
15. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно, чем в его присутствии.  
16. Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады.  
17. Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный.  
18. Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства доставалось и правому, и виноватому.  
19. У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами других.  
20. Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от необдуманного шага.  
21. У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.  
22. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.  
23. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.  
24. У нас тоже есть “диады” и “триады”, но это не мешает нам чувствовать себя единой дружной семьей.  
25. В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед руководителем, но и перед всей группой.  
26. В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами еще недостаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью.  
27. Наша сплоченность скорее всего не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.

2.1 Результаты исследования

Обработка и интерпретация  результатов теста

Обработка данных может производиться двумя  способами. Первый способ заключается  в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).

• Преобладание ответов по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу,  
• по п. Б – к среднему уровню развития,  
• по п. В – к низкому уровню развития,  
• по п. Г – к группе номинального или корпоративного типа.

Второй  способ заключается в переводе буквенных  ответов в баллы по следующей схеме:

• А – 3 балла;  
• Б – 2 балла;  
• В – 1 балл;  
• Г – 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин):

• 67- 81 коллектив – “Горящий факел”.  
• 66-50 автономия – “Алый парус”.  
• 49-34 – кооперация – “Мерцающий маяк”.  
• 33-20 – ассоциация – “Мягкая глина”.  
• 19 и менее – диффузная группа – “Песчаная россыпь”.                                     

Результаты  теста

  Студенты      
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 В Г Г В А А В В В В Г В Б В А
2 Б Б В Б А Г Б Б Г В Б Г В Б Б
3 Б Б Б Б Г Г А Б Б Б В Г В В Г
4 В Г В Б Г В Г Б Б Г Б Г В Б Г
5 В В А В В Б В В А Б Г Б В В В
6 Г В Г А В Б Б А Б Б В В А А Б
7 А А Б Б А Г В В Б Б Г В Б Б В
8 В В Г В Г А Б Б Г В А Г А Г Г
9 Г Г В В Г В В А Г Б Г Г В В В
10 Г Г Б Б Б Г В Г В Б В Б Б Б Г
11 Б Б Б Б В В Г Б А В Г Б А Б Г
12 В В Б Б Б Г А В В В Б Г Б Б В
13 Б Б Б Б Б В Г В В А В А Б Б Г
14 В Г Г В Б Г В А Г А Г А Б В В
15 А А Б В В В Г Б Б Б Б Б Г Г Б
16 Б Г Г Б В Б Б В В Б Г Б Г Г Г
17 В Б В Г Б В А В Г А В Г Б Б А
18 В Б В Б В Б В Б В Г В А А Б В
19 В В Б Б Б Г Г Б Г Б Г Б Б В Б
20 Г В Г Б Б Б Г Б Г Г В Г В Б В
21 Б Б Б А В В Б Б Г А Б Б Б Б А
22 Б Г Б Б В Б Г Б Б Г Б Г Б Б В
23 В Г В Б Г Б Г В А Б В Г А В Г
24 А Б В Б Б В Б А Б Г А Б Б А А
25 В Б Б Б В А Г Б В Б Г Б В В Б
26 А Б Б Б Б А В А Г А Б Г Б Б Г
27 Г А В Б А В А Б В Г Б Г Б В Г

Обработка результатов

1)Обработка данных может производиться двумя способами.

 Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).

• Преобладание ответов  по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу,  
• по п. Б – к среднему уровню развития,  
• по п. В – к низкому уровню развития,  
• по п. Г – к группе номинального или корпоративного типа.

А-51; Б-148; В-113; Г-93

              

Преобладают варианты Б,это значит что наша группа со средним уровнем развития

Кооперация – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.  
     На уровне кооперации происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначена. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентаций.  От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развития группы. В целом группу кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников.

 
2) Второй способ заключается в  переводе буквенных ответов в  баллы по следующей схеме:

• А – 3 балла;  
• Б – 2 балла;  
• В – 1 балл;  
• Г – 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин):

• 67- 81 коллектив – “Горящий факел”.  
• 66-50 автономия – “Алый парус”.  
• 49-34 – кооперация – “Мерцающий маяк”.  
• 33-20 – ассоциация – “Мягкая глина”.  
• 19 и менее – диффузная группа – “Песчаная россыпь”.

(51*3+148*2+113*1+93*0)/15 = 37,46 кооперация – “Мерцающий маяк”.

Т.е можно сделать вывод, что наша группа находится на  3 стадии развития. 
Группа-кооперация 
Это достаточно организованные и сплоченные группы, но проявляют активность прежде всего в собственных интересах, проявляют групповой эгоизм, противопоставляют "себя другим группам, строят межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества. Общественно значимые цели вышестоящей организации такие группы стремятся приспособить к своим узкогрупповым интересам.

«Мерцающий маяк» 
В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь» 
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться.  
Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда у некоторых членов группы хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том, более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление актив-ности всплесками, да и то не у всех.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.Вывод

В ходе данного  исследования я закрепила свои теоретические знания и применила их на практике. Проанализировав развитие моей студенческой группы можно сделать ряд выводов. Наша группа находится на 3 уровне развития группы т.е на среднем, из этого следует, что группа достаточно организованная и сплоченная , но проявляет активность прежде всего в собственных интересах, проявляет групповой эгоизм, противопоставляет "себя другим группам, строя межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества.

Информация о работе Исследование уровня развития малой группы