Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа
Целью данной работы является исследование уровня развития малой группы
Для достижения данной цели выделим ряд задач:
1.Рассмотреть основные понятия,уровни развития группы
2.Провести анализ особенностей группы на примере конкретной студенческой группы.
Введение 3
1.Основные понятия 5
1.1 Понятие группы 5
1.2 Уровни развития группы 6
2.Методика исследования 9
2.1 Результаты исследования 10
3.Вывод 15
Список литературы
На
этом уровне начинает
Кооперация – это группа активно
взаимодействующих людей, добивающихся
определенного результата в своей деятельности.
На уровне кооперации происходит принятие
каждым членом группы общей цели с учетом
собственных целей и интересов. Характерными
для группы-кооперации являются процессы
лидерства и конкуренции. Структура группы
четко обозначена. Каждый член группы
занимает свою статусную позицию и играет
соответствующую этой позиции роль. Группа
достигает состояния организованности.
Динамика группы на этом этапе характеризуется
началом выработки внутригрупповой морали
– сложных норм регуляции поведения, групповых
ценностей и ценностных ориентаций. От
того, какое направление приобретет внутригрупповая
мораль, зависит дальнейшее развития группы.
В целом группу кооперацию можно охарактеризовать
как группу сотрудников.
Автономия
– это целостная и обособленная группа
людей, работающих для достижения общих
целей и получающих не только материальный
результат совместной деятельности, но
и удовлетворение от участия в ней.
Такая группа характеризуется тем, что
в процессе совместной деятельности практически
полностью удовлетворяются социальные
потребности и интересы членов группы.
Индивидуальные цели каждого участника
достигаются только в результате его участия
в совместной групповой деятельности.
Происходит как бы поглощение групповой
целью индивидуальных целей членов группы.
На этом уровне активизируется процесс
адаптации людей друг к другу и происходит
их эмоциональная идентификация с группой.
Т.о. достигаются сплоченность и референтности
группы для ее членов. Появляется осознание
целостности, автономности, самодостаточности,
сплоченности. Появляется чувство «МЫ»,
в отличие от «ОНИ», т.е. другие группы.
Корпорация
– (от лат. «объединение, сообщество»)это
группа, которая характеризуется гиперавтономией,
замкнутостью, закрытостью, изолированностью
от других групп.
Корпорация начинает противопоставлять
себя другим группам, удовлетворять свои
потребности и интересы любой ценой –
и за счет интересов членов своей группы,
и за счет интересов других групп. Члены
группы вынуждены полностью подчиняться
жесткой групповой морали, отказавшись
от собственных индивидуальных интересов.
В группе преобладают эффекты группового
эгоизма и фаворитизма.
Коллектив – это группа людей, осуществляющих
совместную деятельность на основе гармонизации
индивидуальных, групповых и общественных
целей, интересов и ценностей. На этом
уровне в процессе коллективного принятия
решения достигается групповое состояние
интегративности.
Коллектив – это пик, вершина развития
группы; это группа самого высшего уровня
развития.
Цель исследования: определить уровень развития студенческой группы. Сделать выводы согласно полученным результатам.
Тестируем : отношения внутри группы ·
Назначение теста
Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.
Инструкция к тесту
Предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы не обходимо оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп.
Давать
оценку следует на основании одного
из четырех вариантов:
• а – данное утверждение полностью
соответствует характеру отношений, сложившихся
в нашей группе;
• б – данное утверждение в общем
характерно для нашей группы;
• в – данное утверждение лишь
в незначительной степени применимо к
нашей группе;
• г – данное утверждение не
характерно для системы отношений, сложившихся
в нашей группе (у нас все наоборот).
1. В
нашей группе главный критерий
ценности человека – его отношение к труду,
к коллективу.
2. В нашей группе новичок скорее всего
не почувствует себя чужаком, а встретит
доброжелательность и радушие.
3. В нашей группе нет козлов отпущения
и любимчиков.
4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно
мимо чьей-то беды, им чужда мораль “моя
хата с краю”.
5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает
нашу группу.
6. Каждый из нас достаточно инициативен,
чтобы в случае необходимости взять на
себя ответственность за какое-то дело.
7. Для нас неприемлем принцип “Своя рубашка
ближе к телу”.
8. Успех каждого из нас искренне радует
всех и ни у кого не вызывает зависти.
9. Большинство из нас всегда может поступиться
личным ради общего дела.
10. Наша группа обычно не ждет указаний,
инициативы ей не занимать.
11. В нашей группе каждый ощущает себя
ответственным за ее успех.
12. Как правило, при решении важных вопросов
мы всегда единодушны.
13. Наша группа достаточно сплоченная
и организованная.
14. В случае неудач и поражений мы не спешим
обвинять друг друга, а пытаемся спокойно
разобраться в их причинах.
15. Когда с нами нет руководителя, мы не
теряемся и работаем не менее эффективно,
чем в его присутствии.
16. Когда к нам в группу приходит руководитель,
все обычно бывают рады.
17. Стиль руководства нашей группой ровный,
доброжелательный.
18. Для нас не характерно, чтобы под горячую
руку от руководства доставалось и правому,
и виноватому.
19. У нас не принято отсиживаться или прятаться
за спинами других.
20. Зная, что в своем стремлении поступить
определенным образом группа пойдет по
ложному пути, у каждого из нас хватило
бы сил, чтобы остановить ее от необдуманного
шага.
21. У нас не промолчат, если увидят, что
ты не прав.
22. После работы мы нередко свободное время
проводим вместе.
23. У нас принято делиться своими семейными
радостями и заботами.
24. У нас тоже есть “диады” и “триады”,
но это не мешает нам чувствовать себя
единой дружной семьей.
25. В нашей группе нарушитель дисциплины
будет держать ответ не только перед руководителем,
но и перед всей группой.
26. В нашей группе силы, внешней привлекательности,
обладания престижными вещами еще недостаточно
для того, чтобы пользоваться уважением
и популярностью.
27. Наша сплоченность скорее всего не пострадает,
если в группу вольется сразу несколько
новых членов.
Обработка данных может производиться двумя способами. Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).
• Преобладание
ответов по п. А свидетельствует
о том, что группа, согласно мнению ее членов,
может быть отнесена к коллективу,
• по п. Б – к среднему уровню развития,
• по п. В – к низкому уровню развития,
• по п. Г – к группе номинального
или корпоративного типа.
Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:
• А – 3 балла;
• Б – 2 балла;
• В – 1 балл;
• Г – 0 баллов.
После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин):
• 67- 81
– коллектив – “Горящий факел”.
• 66-50 – автономия – “Алый парус”.
• 49-34 – кооперация – “Мерцающий
маяк”.
• 33-20 – ассоциация – “Мягкая глина”.
• 19 и менее – диффузная группа –
“Песчаная россыпь”.
Результаты теста
Студенты | |||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | В | Г | Г | В | А | А | В | В | В | В | Г | В | Б | В | А |
2 | Б | Б | В | Б | А | Г | Б | Б | Г | В | Б | Г | В | Б | Б |
3 | Б | Б | Б | Б | Г | Г | А | Б | Б | Б | В | Г | В | В | Г |
4 | В | Г | В | Б | Г | В | Г | Б | Б | Г | Б | Г | В | Б | Г |
5 | В | В | А | В | В | Б | В | В | А | Б | Г | Б | В | В | В |
6 | Г | В | Г | А | В | Б | Б | А | Б | Б | В | В | А | А | Б |
7 | А | А | Б | Б | А | Г | В | В | Б | Б | Г | В | Б | Б | В |
8 | В | В | Г | В | Г | А | Б | Б | Г | В | А | Г | А | Г | Г |
9 | Г | Г | В | В | Г | В | В | А | Г | Б | Г | Г | В | В | В |
10 | Г | Г | Б | Б | Б | Г | В | Г | В | Б | В | Б | Б | Б | Г |
11 | Б | Б | Б | Б | В | В | Г | Б | А | В | Г | Б | А | Б | Г |
12 | В | В | Б | Б | Б | Г | А | В | В | В | Б | Г | Б | Б | В |
13 | Б | Б | Б | Б | Б | В | Г | В | В | А | В | А | Б | Б | Г |
14 | В | Г | Г | В | Б | Г | В | А | Г | А | Г | А | Б | В | В |
15 | А | А | Б | В | В | В | Г | Б | Б | Б | Б | Б | Г | Г | Б |
16 | Б | Г | Г | Б | В | Б | Б | В | В | Б | Г | Б | Г | Г | Г |
17 | В | Б | В | Г | Б | В | А | В | Г | А | В | Г | Б | Б | А |
18 | В | Б | В | Б | В | Б | В | Б | В | Г | В | А | А | Б | В |
19 | В | В | Б | Б | Б | Г | Г | Б | Г | Б | Г | Б | Б | В | Б |
20 | Г | В | Г | Б | Б | Б | Г | Б | Г | Г | В | Г | В | Б | В |
21 | Б | Б | Б | А | В | В | Б | Б | Г | А | Б | Б | Б | Б | А |
22 | Б | Г | Б | Б | В | Б | Г | Б | Б | Г | Б | Г | Б | Б | В |
23 | В | Г | В | Б | Г | Б | Г | В | А | Б | В | Г | А | В | Г |
24 | А | Б | В | Б | Б | В | Б | А | Б | Г | А | Б | Б | А | А |
25 | В | Б | Б | Б | В | А | Г | Б | В | Б | Г | Б | В | В | Б |
26 | А | Б | Б | Б | Б | А | В | А | Г | А | Б | Г | Б | Б | Г |
27 | Г | А | В | Б | А | В | А | Б | В | Г | Б | Г | Б | В | Г |
Обработка результатов
1)Обработка данных может производиться двумя способами.
Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).
• Преобладание ответов
по п. А свидетельствует о том, что
группа, согласно мнению ее членов, может
быть отнесена к коллективу,
• по п. Б – к среднему уровню развития,
• по п. В – к низкому уровню развития,
• по п. Г – к группе номинального
или корпоративного типа.
А-51; Б-148; В-113; Г-93
Преобладают варианты Б,это значит что наша группа со средним уровнем развития
Кооперация
– это группа активно взаимодействующих
людей, добивающихся определенного результата
в своей деятельности.
На уровне кооперации происходит принятие
каждым членом группы общей цели с учетом
собственных целей и интересов. Характерными
для группы-кооперации являются процессы
лидерства и конкуренции. Структура группы
четко обозначена. Каждый член группы
занимает свою статусную позицию и играет
соответствующую этой позиции роль. Группа
достигает состояния организованности.
Динамика группы на этом этапе характеризуется
началом выработки внутригрупповой морали
– сложных норм регуляции поведения, групповых
ценностей и ценностных ориентаций. От
того, какое направление приобретет внутригрупповая
мораль, зависит дальнейшее развития группы.
В целом группу кооперацию можно охарактеризовать
как группу сотрудников.
2) Второй способ заключается в
переводе буквенных ответов в
баллы по следующей схеме:
• А – 3 балла;
• Б – 2 балла;
• В – 1 балл;
• Г – 0 баллов.
После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л.И.Уманский, А.Н.Лутошкин):
• 67- 81
– коллектив – “Горящий факел”.
• 66-50 – автономия – “Алый парус”.
• 49-34 – кооперация – “Мерцающий
маяк”.
• 33-20 – ассоциация – “Мягкая глина”.
• 19 и менее – диффузная группа –
“Песчаная россыпь”.
(51*3+148*2+113*1+93*0)/15 = 37,46 кооперация – “Мерцающий маяк”.
Т.е можно
сделать вывод, что наша группа находится
на 3 стадии развития.
Группа-кооперация
Это достаточно организованные и сплоченные
группы, но проявляют активность прежде
всего в собственных интересах, проявляют
групповой эгоизм, противопоставляют
"себя другим группам, строят межгрупповые
отношения на основе конкуренции, соперничества.
Общественно значимые цели вышестоящей
организации такие группы стремятся приспособить
к своим узкогрупповым интересам.
«Мерцающий
маяк»
В штормовом море маяк и опытному, и начинающему
мореходу приносит уверенность: курс выбран
правильно, «так держать!». Заметьте, маяк
горит не постоянно, а периодически выбрасывает
пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я
готов прийти на помощь»
Формирующийся коллектив озабочен, чтобы
каждый шел верным путем. В таком ученическом
коллективе преобладает желание трудиться
сообща, помогать друг другу, бывать вместе.
Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская
взаимопомощь требуют постоянного горения,
а не одиночных, пусть даже частых вспышек.
В группе есть на кого опереться.
Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто
не дает погаснуть огню, - организаторы,
актив. Группа заметно отличается среди
других групп своей индивидуальностью.
Однако ей бывает трудно до конца собрать
свою волю, найти во всем общий язык, проявить
настойчивость в преодолении трудностей,
не всегда у некоторых членов группы хватает
сил подчиниться коллективным требованиям.
Недостаточно проявляется инициатива,
не столь часто вносятся предложения по
улучшению дел не только в своем коллективе,
но и в том, более значительном коллективе,
в который он, как часть, входит. Мы видим
проявление актив-ности всплесками, да
и то не у всех.
3.Вывод
В ходе данного исследования я закрепила свои теоретические знания и применила их на практике. Проанализировав развитие моей студенческой группы можно сделать ряд выводов. Наша группа находится на 3 уровне развития группы т.е на среднем, из этого следует, что группа достаточно организованная и сплоченная , но проявляет активность прежде всего в собственных интересах, проявляет групповой эгоизм, противопоставляет "себя другим группам, строя межгрупповые отношения на основе конкуренции, соперничества.
Информация о работе Исследование уровня развития малой группы