История становления и развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:43, реферат

Описание

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Политические революции,начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего Х1Х в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации.

Содержание

1. Предпосылки возникновения социологии. 2
2. О. Конт – основатель социологии. 3
3. Натурализм в социологии. 5
4. Психологизм в социологии. 6
5. Психоаналитическая ориентация в социологии. 6
6. Социологическая концепция К. Маркса. 8
7. Социология Георга Зиммеля. 9
8. Социология Эмиля Дюркгейма. 9
9. Социология Герберта Спенсера. 10
10. Социология М. Вебера. 11
11. Социологическая система В. Парето. 12
12. Становление и развитие эмпирической социологии. 14

Работа состоит из  1 файл

история становления социологии.docx

— 51.54 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Философия, история  и политология»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По курсу: «Социология»

На тему: «История становления и развития социологии»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                             Проверил:

Студент группы ПК-41                                                        преподавтель

Литвиненко А.Г.                                                                  Тетерюков Н.К.

 

Гомель, 2012

 

Содержание.

    1. Предпосылки возникновения социологии.                                  2
    2. О. Конт – основатель социологии.                                               3
    3. Натурализм в социологии.                                                           5
    4. Психологизм в социологии.                                                         6
    5. Психоаналитическая ориентация в социологии.                         6
    6. Социологическая концепция К. Маркса.                                     8
    7. Социология Георга Зиммеля.                                                       9
    8. Социология Эмиля Дюркгейма.                                                   9
    9. Социология Герберта Спенсера.                                                10
    10. Социология М. Вебера.                                                               11
    11. Социологическая система В. Парето.                                         12
    12. Становление и развитие эмпирической социологии.                 14

 

Предпосылки возникновения социологии.

Понимание необходимости  изучения социальных общностей людей  и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Политические революции, начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего Х1Х в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации.

В 1800 г. 27,2 млн. человек земного  шара, т.е. 3% всего населения, проживало  в городах (с населением 5 тыс. и  более человек), из них 15,6 млн. человек, т.е. 1,7% всего населения, проживало  в больших городах (население 100 тыс. и более человек). В 1900 г. уже 218,7 млн. человек (13,3%) проживало в городах, из них 88,6 млн. человек (5,5%) в больших  городах.

Основатель социологии Огюст  Конт одним из первых указал на ряд особенностей нового социального порядка:

1) концентрацию рабочей силы в городах;

2) установку на получение  прибыли;

3) использование в производстве  достижений науки и техники;

4) возникновение скрытого  или явного антагонизма между хозяевами и наемными работниками;

5) усиление социального  неравенства;

6) формирование экономической  системы, основанной на свободном предпринимательстве и конкуренции.

Усложнение всех сфер жизнедеятельности  людей поставило проблемы осуществления  взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. В Европе в начале XIX в. начали активно развиваться эмпирические социальные исследования.

Развитие капитализма  повлекло усиление социальной дифференциации, возникновение рабочего движения, появление  идеологии социализма. Начала меняться социальная роль религии и науки: наметилось падение религиозных  ценностей и становление научного мышления.

На возникновение теоретической  социологии большое влияние оказали  достижения в естественных науках. Важные открытия в геологии, биологии, химии, физике, астрономии существенно подорвали старый, метафизический взгляд на природу и повлияли на изменение взгляда на мир в целом.

В конце XVIII начале XIX векоа  активно развиваются эмпирические науки, в т.ч. статистика и этнография и, как следствие, усиливается недоверие  к философии. Развитие социальной философии  обозначило ряд теоретических подходов, которые стали актуальными для зарождающейся социологии. Так, воззрение, согласно которому общество рассматривалось как механическая модель, позволило при анализе социальной реальности обращать внимание на ее составные части, или подсистемы. Механистическая картина мира, основанная на универсальном представлении о силовом взаимодействии масс, требовала измерительного инструментария для исчисления траекторий движения тел. Так возникла идея «социальной физики», предопределившая тематическую программу социологии.

Данный период связан и  с усилением специализации в  различных областях науки, что повлекло отделение ряда наук от философии  и возникновении политологии, юриспруденции, экономики и др. Вместе с этим возникла потребность в обобщении  всех сведений, представленных частными науками и появлении новой, т.н. обобщающей науке, которая отличалась бы от философии. Идею такой науки  выдвинул Сен-Симон, у которого ее заимствовал  О.Конт, сформулировав первые положения  новой позитивной науки об обществе.

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) был первым мыслителем, публично выразившим данную потребность и внесшим тем самым краеугольный камень в фундамент новой обществоведческой науки - социологии. Современное ему общество Сен-Симон назвал индустриальным, качественно отличным от традиционного (родоплеменного, рабовладельческого и феодального). Оно основывается на развитии промышленности, научной организации труда, благодаря чему человечество, находящееся на стадии индустриального общества, раскрывает все свои ресурсы. Главным субъектом этого общества, обеспечивающим его дальнейший прогресс, становится класс “индустриалов”, в состав которого Сен-Симон включал фабрикантов, купцов, банкиров и рабочих.

Наряду с трактовкой общества в качестве организма, Сен-Симон  говорит о нем как о механизме, социальном агрегате, который можно  и нужно регулировать, изменяя  его части (детали) и взаимодействия между ними. Когда он пишет о  всем человечестве, то в роли частей-деталей  представляет государства (страны) и  нации.

Итак, объединенными усилиями Монтескье, Руссо, Смита, Мальтуса, Лапласа, Бюффона, Лавуазье, Кинга, Галлея, Синклера, Сен-Симона и других мыслителей XVIII - начала XIX вв. обществоведение было доведено до такого состояния, когда возникла потребность в создании новой науки об обществе, основанной на интеграции достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.

 

 

О. Конт – основатель социологии

Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 - 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

Первоначально Конт называл  социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать  общество как некий обладающий собственной  структурой организм, каждый элемент  которого должен исследоваться с  точки зрения полезности для общественного  блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими  законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи  с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту - органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

О. Конт считал, что с помощью  науки можно познать скрытые  законы, которые управляют всеми  обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

 

  • наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;
  • эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;
  • сопоставление жизни человечества с животным миром;
  • сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;
  • исторического анализа, сопоставления разных состояний

человечества или отдельных  народов в разные исторические времена.

Такой подход с тех пор  называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту - знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная  роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую  назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко  предмет новой науки и найти  научный метод, позволяющий всесторонне  изучать закономерности общественного  развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются  в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование  науки для осуществления социальных реформ.

Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и «Система позитивной политики» (1850 - 1854).

 

Натурализм в  социологии.

Среди первых социологов также  следует назвать Герберта Спенсера (1820—1903). Его можно считать основоположником социалорганицизма и эволюционизма. Слабость идей органицизма в том, что аналогии подменяли конкретный анализ (органицисты пытались устанавливать закономерности в обществе по аналогии с закономерностями в живых организмах). Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции. Социальная эволюция по Спенсеру — это часть всеобщей. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор). Он выделял две стороны процесса эволюции — интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости, и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Социальная эволюция — это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий.

Идеи эволюционизма развивались  во многих странах независимо, одной  из ветвей эволюционизма был социальный дарвинизм:

Людвиг Гумплович (1838—1909), Австрия. Написал ряд трудов: «Основы социологии», «Социология и политика», «Социологическая идея государства», «Раса и государство», «Расовая борьба». Считал, что предмет социологии — изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа для него — не просто сумма составляющих её единиц, а обладающая групповым эффектом. Основной закон каждой социальной группы — стремление подчинить себе другие социальные группы, стремление к порабощению и господству, к самосохранению.

Уильям Самнер (1840—1910), США. Считал, что социальная эволюция происходит независимо от воли и желания людей и законы естественного отбора и борьбы за существование универсальны. Основная работа Самнера: «Народные обычаи», где он осуществляет попытку объяснения происхождения и развития некоторых важных групповых привычек и социальных форм жизни людей. Обычай по Самнеру — стандартные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Ввел понятие In-референтных и Out-референтных групп.

Также в рамках социал-дарвинизма существовала расово-антропологическая школа. Самый известный её представитель — Артюр де Гобино (1816—1882). Основной труд — «Опыт о неравенстве человеческих рас». Он пытался оправдать существующее неравенство в обществе и обосновал его расовыми различиями. Главный критерий — уровень интеллекта расы.

Информация о работе История становления и развития социологии