История становления и развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:43, реферат

Описание

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Политические революции,начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего Х1Х в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации.

Содержание

1. Предпосылки возникновения социологии. 2
2. О. Конт – основатель социологии. 3
3. Натурализм в социологии. 5
4. Психологизм в социологии. 6
5. Психоаналитическая ориентация в социологии. 6
6. Социологическая концепция К. Маркса. 8
7. Социология Георга Зиммеля. 9
8. Социология Эмиля Дюркгейма. 9
9. Социология Герберта Спенсера. 10
10. Социология М. Вебера. 11
11. Социологическая система В. Парето. 12
12. Становление и развитие эмпирической социологии. 14

Работа состоит из  1 файл

история становления социологии.docx

— 51.54 Кб (Скачать документ)

Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространению  такого важного социологического понятия, как «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Спенсер являлся приверженцем теории функционализма, конкурирующей с марксистской теорией конфликта.

 

 

 

Социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920)  - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс  главным для прогресса считал экономические факторы, верил в  историческую миссию пролетариата. Вебер  превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Одним из центральных пунктов  его теории явилось выделение  им элементарной частицы поведения  индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Вебер ввел в социологическую  терминологию понятие идеальный тип. Он утверждал, что мы говорим о предпринимателе, рабочем или короле как о типичном (среднестатистическом) представителе данного слоя. Однако в реальной жизни «предпринимателя» или «короля» вообще не существует. Это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.

Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу  и структуру организаций, где  эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию (от франц. bureau и греч. kratos, дословно значит: господство канцелярии) - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах  Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет  социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях.  Благодаря теоретическому вкладу Вебера, а также его коллег Фердинанда Тённиса и Георга Зиммеля можно утверждать, что немецкая социологическая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны

 

Социологическая система В. Парето

Вильфредо Парето (1848-1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье. Его отец, итальянский маркиз, был выслан из Италии за свои либеральные и республиканские убеждения. Мать была француженкой. С детства, свободно разговаривая на обоих языках, он все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Тем более что в 1850 г. семейству было разрешено вернуться в Италию, и дальнейшая жизнь будущего социолога (детство, юность, молодость, часть зрелого периода) оказалась связанной именно с этой страной. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Проявляет склонность и интерес к математике. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. защищает диссертацию на тему "Основные принципы равновесия твердых тел". Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах.

Следующий период жизни Парето прошел во Флоренции, куда его пригласили на должность инженера путей сообщения. Затем он становится главным управляющим металлургических заводов всей Италии. В это время он выступает против милитаристской политики итальянского правительства и высказывает демократические и либеральные взгляды. В 1889 г. Парето женится на Александре Бакуниной, русской по происхождению. Но в 1901 г. жена оставляет его и уезжает в Россию. В 1902 г. он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ей Парето посвятил главный труд своей жизни - "Трактат по общей социологии" (написан в 1912 г., издан в 1916 г. во Флоренции).

В 1891 г. произошло знакомство Парето с работами двух крупнейших итальянских экономистов того времени - М. Панталеони и Л. Вальраса, Развиваемая ими теория экономического равновесия оказала неизгладимое влияние на мировоззрение Парето и стала впоследствии основой его социологической системы. В начале 1890-х гг. происходит постепенный перелом в убеждениях итальянского мыслителя, он переходит на позиции консерватизма и антидемократизма. В 1892-1894 гг. публикует ряд материалов по экономической теории.

Новый период жизни Парето начинается в 1893 г., когда он становится профессором политэкономии и руководителем кафедры в Лозаннском университете в Швейцарии. На этом посту он сменяет Л. Вальраса - известного экономиста, на чьих работах учился и по приглашению которого приехал в Лозанну. Он много занимается научными исследованиями и публикует ряд сочинений. Здесь же выходят в свет его "Курс политэкономии" на французском языке (1896-1897). В 1897 г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. Вскоре, в 1898 г., он получает от дяди в наследство колоссальное состояние, а в 1901 г. приобретает на берегу Женевского озера в Селиньи виллу "Ангора" - любимое место работы и отдыха. В 1902 г. в Париже была издана его книга "Социалистические системы", а в 1907 г. в Милане - "Учебник политической экономии".

Болезнь сердца заставляет Парето прервать преподавательскую деятельность (1907). Почувствовав некоторое улучшение здоровья, он начинает работать над "Трактатом по общей социологии", который писал в течение пяти лет (1907-1912). Первая публикация "Трактата" на итальянском языке состоялась в 1916 г., а спустя три года он был напечатан на французском языке. В 1912 г. он прекращает чтение курса политэкономии и сохраняет за собой преподавание сокращенного курса социологии. С этого времени и до конца жизни Парето занимается научными исследованиями только в области социологии. В 1918 г. в Лозаннском университете пышно отмечается его семидесятилетний юбилей.

В начале 1920-х гг. итальянский  социолог публикует несколько важных и интересных работ. Одна из них - "Трансформация  демократии", вышедшая в Милане в 1921 г. (далее мы неоднократно будем  на нее ссылаться, поскольку в  ней в обобщенном виде изложены все  его основные социологические идеи). В некоторых трудах социолог сочувствует  итальянскому фашизму и выражает ему идеологическую поддержку. Как  известно, именно в это время (1922) к власти в Италии пришел Б. Муссолини. Новое правительство не скупилось  на почести Парето, многие его члены (в том числе и сам дуче) считали себя учениками профессора Лозаннского университета. В1923 г. Парето был удостоен звания сенатора Итальянского королевства. В этом же году он умер в Селиньи, где и похоронен.

Как отмечалось, итальянский  ученый довольно поздно, будучи уже  зрелым и широко известным специалистом в области политэкономии, обратился  к социологии. С чем это связано? По всей видимости, с тем, что его  перестала устраивать рационалистическая концепция "экономического человека", в рамках которой он работал долгие годы, исследуя монополистический рынок, распределение доходов и другие экономические проблемы. Еще в  работах, написанных в конце XIX - начале XX в., он проявляет интерес к новой  модели человека и новым объяснениям  социальных процессов. Этот интерес  оказался реализованным в полной мере в "Трактате по общей социологии" - гигантской по объему и наукообразной  по стилю изложения работе (2000 страниц  текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, да еще и приложения).

На его социологические  взгляды большое воздействие  оказали идеи Н. Макиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, французского социолога Ж. Сореля (прежде всего его концепция  насилия), итальянского политического  мыслителя Г. Моски (теория деления  общества на два класса - господствующий и подчиненный) и др. К этому  нужно добавить влияние собственных знаний Парето в области математики, технических наук, экономики, его "инженерного" опыта практической деятельности.

Следует также учитывать  эволюцию взглядов самого итальянского социолога - от демократических, либеральных, гуманистических убеждений молодости  и начального периода зрелости до разочарования в прежних идеалах, пришедшего после 1900 г. в результате наблюдений за экономической и политической жизнью европейского общества, а также  неудач в личной жизни и политической карьере. Пессимизм и цинизм прочно входят в "ткань" мировоззрения  мыслителя, усиливая негативистский настрой  и желание "срывать маски" и  разоблачать все и вся. Социология превращается у Парето в средство именно такой деятельности.

Не случайно он отказывается от рационалистической модели человека (ее сторонником ученый был многие годы), в соответствии с которой  индивид сначала обдумывает свои действия сообразно поставленным целям  и задачам, а затем совершает  цепь поступков для их достижения. Как полагает Парето, на самом деле все происходит наоборот. Человек сначала совершает действия (под влиянием чувств и определенных интересов), а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованности собственных интерпретаций. Собственно говоря, на этом базируется одна из основных концепций Парето - теория нелогического действия.

Но он не переходит с  позиций рационализма на иррационалистические трактовки действий. Наоборот, он стремится  усилить рационализм за счет "ультрарационализма", включая в дискурс, в систему  рассуждений не только логику, но и  эксперимент и наблюдения для  того, чтобы разоблачать иллюзии, с помощью которых, люди обманывают себя и других, скрывая действительные мотивы своих действий и поступков. Это дает основания считать Парето сторонником позитивизма, хотя и непоследовательным, поскольку он у него связан с волюнтаризмом, отрицающим объективный характер законов общественного развития.

 

Становление и развитие эмпирической социологии.

Эмпирическая социология – обозначение всего комплекса эмпирических социологических исследований в рамках социологии города, деревни, образования, труда, семьи и т.д. Время становления этого направления относится к 20 – 30 гг. ХХ в. Эмпиризм – познавательный принцип позитивистского понимания социологии как науки об обществе, основанной на конкретных, объективных данных опыта и способствующей рациональному управлению социальными процессами. При этом научные функции социологии сводятся к обоснованию практического поведения, а функции добывания знаний об обществе - к техническим операциям с проверенными данными, собранными различными социологическими методами. Тем самым теоретическое знание выводится за пределы социологии. Иначе говоря, социология с точки зрения сторонников этого направления должна стать наукой социальных фактов.

В наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественно-научная  ориентация в структуре социологического знания. Она основывалась на некоторых  ценных для социологической науки  постулатах позитивистского толка: 1) социальные явления подчиняются  законам, в конечном счете общим  для природной и социально-исторической действительности;  
2) методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными как методы естествознания; 3) социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа.

Принципы эмпирической социологии сводились к следующему: 1) истинность научных познаний должна устанавливаться  лишь на основе эмпирических процедур; 2) все социальные явления должны быть квантифицированы, то есть выражены количественными и качественными  признаками; 3) “субъективные аспекты” поведения можно исследовать  только через открытое, наблюдаемое  поведение.

Эмпирическая социология имеет  два основных течения – академическое  и прикладное. Задача первого –  создание систем научного знания об отдельных  областях и явлениях общественной жизни (например, социология города, социология труда, социология средств массовой коммуникации). Это знание использовалось в качестве методологической основы конкретных социологических исследований. Задача второго – организация  этих исследований, направленных на решение  четко определенных практических задач  и непосредственно связанных  с выполнением функций социальной инженерии.

Известный вклад в развитие эмпирической социологии внесли американские ученые, прежде всего: Лестер Уорд, Альбион  Смолл, Франклин Гиддингс, Уильям Самнер, Эдвард Росс, Толкотт Парсонс и  др. В этой связи следует особо  выделить Элтона Мэйо, американского  социолога и психолога, одного из основоположников индустриальной социологии и доктрины “человеческих отношений”. Индустриальная социология – прикладная отрасль социальных наук в США, изучающая трудовые отношения людей на промышленном предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по повышению эффективности производства.

Огромное влияние на развитие индустриальной социологии оказал Хоторнский эксперимент, проведенный под руководством профессора Э.Мэйо в Вестерн Электрик Компани близ Чикаго (1924-1932). Хоторнский эксперимент включает ряд знаменитых исследований, основной итог которых составляют следующие выводы: 1) пересмотр роли человеческого фактора в производстве, выведение на первый план психологических и социально-психологических аспектов трудового поведения; 2) открытие явления неформальной организации.

Информация о работе История становления и развития социологии