История становления и развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:43, реферат

Описание

Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Политические революции,начавшиеся с Французской революции в Европе в 1789г. и продолжавшиеся в течение всего Х1Х в., послужили импульсом для социологических разработок. Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические структуры, необходимые для существования зарождающегося капитализма. Наметился процесс урбанизации.

Содержание

1. Предпосылки возникновения социологии. 2
2. О. Конт – основатель социологии. 3
3. Натурализм в социологии. 5
4. Психологизм в социологии. 6
5. Психоаналитическая ориентация в социологии. 6
6. Социологическая концепция К. Маркса. 8
7. Социология Георга Зиммеля. 9
8. Социология Эмиля Дюркгейма. 9
9. Социология Герберта Спенсера. 10
10. Социология М. Вебера. 11
11. Социологическая система В. Парето. 12
12. Становление и развитие эмпирической социологии. 14

Работа состоит из  1 файл

история становления социологии.docx

— 51.54 Кб (Скачать документ)

 

Психологизм в  социологии.

На рубеже веков психологизм  в социологии выступает общей  тенденцией. Это связано с тем, что психологи стали учитывать  социальные факторы, а не только психологические, а социологов не удовлетворяли биологические  аналогии в социологии.

Психологический эволюционизм разрабатывал Франклин Гиддингс (1855—1931) — основатель первой в США кафедры социологии. Позже он встал на позиции позитивизма и бихевиоризма.

Вильгельм Вундт (1832—1920), Германия. Написал труд «Психология народов», который был попыткой начать исследования взаимоотношений культуры и индивидуального сознания.

Уильям Мак-Дугалл (1871—1938), США. Считал, что теоретической основой всех социальных наук должна быть психология инстинктов. Называл свою концепцию «гормической психологией». «Горме» — стремление к биологически значимой цели.

Габриель Тард (1843—1904) — один из основоположников социальной психологии. Модель социального бытия у Тарда выглядит, как взаимоотношения двух индивидов, один из которых подражает другому. Источник всех социальных явлений — взаимодействие открытий и подражаний. Критиковал Дюркгейма за отрыв «социальных фактов» от их личностно-психических оснований. Законы социологии Тард делит на логические и внелогические. Логические объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие нет, насколько созрела потребность в новшестве.

Густав Лебон (1841—1931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Л, отмечал такие её особенности, как преимущественно эмоциональный характер, зараженность общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Потому критиковал идеи социализма.

 

Психоаналитическая ориентация в социологии.

Альфред Адлер (1870—1937), так  же как и З. Фрейд, был австрийским  психологом и психиатром, взгляды  которого оказали немалое влияние  на состояние социологии в первой половине и середине XX в. Проработав долгое время в Европе, Адлер затем  переселился в США. Его считают  одним из основателей "индивидуальной психологии" и "индивидуальной психосоциологии", которая, получив широкое распространение  и в Европе, и в США, стимулировала  развитие понимающей социологии, символического интеракционизма и в целом  всей гуманистической парадигмы. Основные работы Адлера, имеющие значение для  социологии, переведены на русский  язык в 1990-х гг.*62

Придерживаясь вначале взглядов Фрейда, Адлер затем пошел дальше по пути социологизации психоанализа. Он отверг фрейдовскую идею господства бессознательного, а также положение  о доминанте сексуального инстинкта  в поведении человека и пришел к выводу об основной роли социальных факторов, его обусловливающих. У  него появилась вместо сексуальной  иная доминанта — воля человека к власти, на основе которой "строится" его характер, а следствием становятся неврозы. На складывание характера  влияет весь стиль жизни человека, начиная с детской поры, когда  формируется система его целенаправленных стремлений. В них доминирует потребность  в самореализации через утверждение  собственного превосходства. Эта потребность  выступает как "ядро" механизма  компенсации так называемого  комплекса неполноценности.

Чтобы вступить в теоретическую  полемику с Фрейдом, Адлеру нужно  было отказаться от трактовки первым структуры личности (выделение в  ней Я, Оно, Сверх-Я) и принять принцип  единства личности, действия которой  обусловлены господством социальных факторов. Именно это он и сделал, что вызвало разрыв с ним Фрейда.

Основной характеристикой  индивидуальной психосоциологии у  Адлера становится социальное чувство (социальный интерес), направленное на преодоление "комплекса неполноценности" и выполняющее роль "компенсации  и сверхкомпенсации". Во всех неврозах и психозах, во всех человеческих неудачах, драмах и трагедиях, в проявлениях  девиантного поведения (преступности, алкоголизме, самоубийствах, половых  извращениях) исследователь видел  недостаточность социального чувства.

В работе "Понять природу  человека" он рассматривал личность в основном в социальном контексте, считал, что на нее оказывают влияние, прежде всего общественные отношения, в которые она включена. Из этого  тезиса вытекало положение о том, что действия человека нельзя рассматривать  в отрыве от его социальной среды, в ходе взаимодействия с которой  и проявляются те или иные качества индивида.

Таким образом, с одной  стороны, ученый исследует биологические  и психологические характеристики комплекса неполноценности человека, с другой — акцентирует внимание на возможности их преодоления, компенсации за счет реализации "социального чувства". Исследователи его творчества отмечают, что две категории были ключевыми в его творчестве: "комплекс неполноценности" и "принцип компенсации и сверхкомпенсации". Именно в механизмах компенсации и сверхкомпенсации Адлер видел доминирующие мотивы человеческих поступков и действий.

Если компенсация означала желание индивида преодолеть комплекс неполноценности за счет социального  чувства, связанного со стремлением  к превосходству, то сверхкомпенсация подразумевала готовность преодолеть этот комплекс в результате одностороннего развития какой-либо из ряда вон выходящей  черты или способности личности. При этом человек мог не осознавать такого стремления, поскольку оно  оказывалось в сфере бессознательного. Заслуга Адлера состояла в попытке  социологизировать бессознательное, связать его с внутренним развитием  личности.

 

Социологическая концепция К. Маркса

Настоящее развитие и признание  социология получила только тогда, когда  были разработаны и сформулированы основные научные концепции и  появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем  выдающимся мыслителям, жившим и творившим  в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс  и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились: идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества; философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда; английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта; идеи утопического социализма.

Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента  такого анализа Маркс использовал  классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения  производимого продукта приводит к  достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между  эксплуататорами и эксплуатируемыми. По мнению Маркса, эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Таким образом, Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели О. Конт. Если для Конта или Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - уничтожение его и замена новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление всеми средствами опровергнуть его.

Маркс выступал за революционный  путь изменения общества, а все  другие социологи - за реформистский. Маркс - основоположник так называемой теории конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу в истории.

К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического  развития, как динамично развивающуюся  структуру. Он обосновал возникновение  социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Главным фундаментальным  трудом К. Маркса является четырехтомник  «Капитал» (1843 - 1883гг.), в котором получило всеобщее развитие материалистическое понимание истории. Оно исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

 

Социология Георга Зиммеля

Георг Зиммель (1868-1918) предложил свой вариант истолкования предмета, основного метода и базовой теоретической конструкции социологии. Объектом социологии, по его мнению, выступает общество, которое он понимал как процесс социальных взаимодействий и итог этих взаимодействий. Предметная область социологии, по Зиммелю, ограничена изучением “социаций” - устойчивых форм социальной жизни, придающих обществу целостность и стабильность. Речь идет о таких известных формах человеческого общежития, как господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т.п.

Исследование “социаций”, установление степени устойчивости “чистых” форм социальности, предполагает применение историко-сравнительного метода. Именно этот метод, по Зиммелю, есть основной способ социологического анализа. Он не исключал других методов социологии (в т.ч. наблюдений, опросов, экспериментов), сам использовал их при изучении городского образа жизни, социальных типов личности, межличностных и других социальных конфликтов, но расценивал их в качестве дополнительных к сравнительно-историческому анализу.

 

Социология Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился, прежде всего, к автономии  социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а  также к объяснению всех феноменов  общественной жизни исключительно  с социологических позиций.

На начальных этапах своего научного творчества Дюркгейм во многом опирался на позитивистскую философию  О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм - социальная реальность существует независимо от человека.

Дюркгейм - первый профессор  социологии во Франции - сформулировал  принципы в социологии, ставшие хрестоматийными.

По Дюркгейму, предмет  социологии - социальные факты, составляющие систему социальной действительности.

Дюркгейм очень много  внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся  от общепринятых правил и норм. Введенный  им в научны обиход термин «аномия» (от фр. anomie - беззаконие, неорганизованность) служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Свое представление социологического анализа Дюркгейм продемонстрировал  в 1897 г. на примере своей работы «Самоубийство». Она стала образцом обоснования социологии как эмпирической науки. В ней Дюркгейм осуществил кропотливый сбор и анализ данных для проверки правильности своей теории. Им были также применены статистические методы для исследования населения.

С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось  климатическими, географическим, биологическими или психологическими факторами, Дюркгейм воспользовался правительственными статистическим отчетами. На основании полученных результатов Дюркгейм пришел к выводу, что различные показатели самоубийств (помимо тех, которые относятся к  ведению психологии) являются следствиями  вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общественных связей, менее склонны к совершению самоубийства, чем индивиды, слабо  связанные с жизнью группы. Например, неженатые и незамужние чаще кончают  жизнь самоубийством, чем те, кто  состоит в браке; среди военных  самоубийств больше, чем среди  гражданского населения. Кроме того, он обнаружил, что в мирное время  количество самоубийств больше, чем во время войн и революций, в период экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной причиной самоубийства в современном обществе.

Учение об обществе Э. Дюркгейма  легло в основу многих современных  социологических теорий и прежде всего структурно-функционального  анализа. Современные социологи  справедливо признают Дюркгейма  классиком в области социологии.

 

Социология Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820 - 1903), выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияние оказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции.

Основной закон социального  развития, по Спенсеру - закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции. Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма.

Джон Рокфеллер, американский нефтяной магнат, вторя Спенсеру, заметил: «Рост крупного бизнеса есть просто выживание приспособленных… Эту  тенденцию в бизнесе нельзя называть порочной. Это просто результат законов  природы».

Информация о работе История становления и развития социологии