Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:11, контрольная работа
Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
Сами по себе расходы могут быть достаточно высокими. Как показало обследование 1,5 тыс. предприятий в США, доля дополнительных выплат и льгот в общих издержках на рабочую силу на разных предприятиях составляет от 18 до 65%. Средняя доля выплат и льгот в общих издержках на рабочую силу в середине 80-х годов увеличилась с 31 в 1971 г. до 38% в 2010 г.
Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг по своему усмотрению на определенную сумму из своеобразного «меню»: заработной платы, пенсий от фирм, страхование жизни, других льгот, выбор времени работы, отпуска и т.д. и их комбинации.
Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования заинтересованности работника в укреплении здоровья. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам предприятия, постоянно занимающимся спортом. Все средства выплачиваются в конце года и весьма значительны.
Такие дополнительные льготы, выплаты и гарантии, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда. Однако очевидны и положительные стороны социальной политики (повышение мотивации, стабилизация коллектива и др.). Таким образом, социальная политика, реализуемая на предприятии, выгодна и для работников, и для администрации.
В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке услуг и товаров, выигрывает та фирма, работа персонала которой наиболее эффективна. Поскольку качество продукции, выпускаемой фирмой, напрямую зависит от вложенного персоналом труда в ее создание. В настоящее время мало выполнять свою работу по плану, добиться успеха становится возможным, если делать сверх своих обязанностей, проявляя инициативу в работе, стремиться к повышению качества работы. Одним из способов повышения эффективности работы организации является тренинг.
Организацией, которая регулирует взаимоотношения администрации и коллектива, защищает социальные интересы трудящихся, являются профсоюзы.
Профсоюзы – массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Профсоюзы как организация трудящихся имеет ряд особенностей:
1) это самое массовое объединение трудящихся, доступное для всех. Никаких предварительных условий для вступления в ряды профсоюзов нет. Только признание необходимости объединения и связанной с этим товарищеской дисциплины независимо от уровня квалификации, образования, политических взглядов, пола, возраста, национальности;
2) это организация, которая по своим целям и интересам находится ближе других общественных организаций к экономике, к производству, то есть к решающей сфере приложения творческих сил человека, где реализуются коренные интересы трудящихся.
Профсоюзы кроме защитной роли, выполняют роль индикатора общественного мнения, служат элементом системы обратной связи для государства, позволяющим ему выверять и корректировать свою социально-экономическую политику. Игнорировать профсоюзы, значит минировать социальное поле и ждать общественных взрывов.
Процесс реформирования профсоюзов проходит в условиях общественных преобразований и преобразований предприятий. Это смена форм собственности. Акционирование предприятий используется нередко для ликвидации или ограничения сферы деятельности профсоюзов. Спад производства, банкротство предприятий, конверсия ведут к сокращению числа занятых, а вслед за этим и к сокращению профчленства. Идет процесс сокращения или потери материальной и финансовой базы, без чего профсоюзы не могут иметь никакой силы и влияния. Начался отток профессиональных кадров, снижение интеллектуального потенциала профорганов, уровня их знаний.
Основными направлениями деятельности профсоюзов являются:
I. Ведение переговоров по поводу размеров заработной платы. Важнейшими методами, при помощи которых профсоюзы пытаются повысить заработную плату являются:
1) профсоюзы могут ограничивать предложение труда, например, введением высоких иммиграционных барьеров или ограничением трудовой нагрузки и др.;
2) профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя повышению ее выше точки равновесия;
3) профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх кривой спроса на труда, например, содействуя установлению высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль.
II. Ведение переговоров по поводу других денежных и неденежных условий занятости: оплаты отпуска, медицинского страхования, пенсии, гарантии занятости и условий труда.
III. Регулирование размера минимальной заработной платы.
IV. Регулирование уровня добровольных увольнений, текучести кадров.
V. Стимулирование работодателей к повышению профессионального уровня работников, участие в профессиональной переподготовке.
Таким образом, профсоюз является наиболее устойчивой организованной формой социально-экономической связи наемных работников, как правило, одной или смежных профессий, основанной на принципах единства, солидарности, справедливости и направленной на выполнение функций представительства на рынке труда их экономических интересов и обеспечение их социальной защиты.
Рассмотрим взаимодействие администрации и профсоюзов.
Взаимодействие между администрацией (советом акционеров, советом предприятия), с одной стороны, и профсоюзами как выразителем интересов работников - с другой, обеспечение между ними партнерских отношений давно рассматривались в качестве основы достижения более высокого уровня трудовых отношений и, следовательно, движущей силы развития предприятия (организации) в решении социальных проблем работников. По этой причине в развитых странах еще с 60-х годов разрабатывались рекомендации по обеспечению партнерских отношений между администрацией и профсоюзами, различные модели гашения конфликтов между ними.
В ходе коллективных переговоров вырабатываются практические решения, в которых задачи конкурентоспособности предприятия рассматриваются с учетом основных интересов трудящихся. Предметом переговоров чаще всего становятся заработная плата, регулирование уровня тарифных ставок (повышение, понижение или замораживание), улучшение жилищных условий и т.д. Так, такого рода тарифные соглашения могут выходить за рамки предприятия и касаться регулирования отраслевых различий в заработной плате на уровне региона. В этом случае заключаются трехсторонние соглашения: между правительством (администрацией) региона, организационной структурой, объединяющей предпринимателей или работодателей (соответствующий союз), и профсоюзными органами.
Колебания спроса обусловливают необходимость введения гибких графиков работы, предусматривающих сменную работу, работу в выходные дни, различные варианты длительности рабочего времени по периодам года, начала и окончания рабочего дня, начала и длительности обеденного перерыва. Переговоры по этим вопросам проводятся на уровне, как предприятия, так и структурных подразделений, но обязательно с учетом применяемой техники, технологии, особенностей производства. Однако то, что выгодно администрации, не всегда приемлемо для работников, и наоборот. Особенно часто это касается введения гибкого рабочего времени - одного из требований, важного для работника, но создающего существенные трудности для обеспечения нормальной работы предприятия. Особенно тщательного обсуждения требуют вопросы согласования длительности рабочего времени в отдельные периоды года в увязке с уровнем оплаты труда - дневной, недельной или же годовой.
При внедрении новых технологий предметом договора между администрацией и профсоюзом может быть соблюдение администрацией требований в отношении своевременной информации и консультирования работников о мерах, касающихся нейтрализации неблагоприятных социальных последствий, установления социальных льгот и гарантий. В этом отношении коллективные договоры рассматриваются как инструмент реализации социальной политики предприятия.
Составной частью договорных отношений выступают вопросы, касающиеся улучшения условий труда и быта работников, трудовой дисциплины, путей повышения производительности труда, условий найма (перечень должностей, наем на которые должен проводиться с участием профсоюза, длительность испытательного срока, наем работников на временную работу, возможность разрыва контракта по найму, массовые увольнения работников и т.п.), охраны труда, дополнительного социального страхования и медицинского обслуживания, культурных мероприятий, развития спорта и др.
Коллективные договорные отношения носят многоуровневый характер. Так, установление договорных отношений может быть между правительством и центральными профсоюзными органами, администрацией предприятия и территориальными профсоюзными органами, администрацией предприятия и профкомом (завкомом), администрацией предприятия и работником.
Прослеживается тенденция переноса центра переговорного процесса с высшего уровня (правительство и центральные профсоюзные органы) на уровень отрасли. Отраслевые соглашения дополняются и конкретизируются в ходе переговоров на уровне предприятия. Дело в том, что проблемы структурной адаптации (защита занятости, повышение производительности труда, введение новых технологий и др.) чаще всего решаются именно на этом уровне. Кроме того, многие предприниматели убеждены, что в организации производства нужна большая гибкость и что такая организация невозможна без переговоров администрации предприятия с работниками.
Система трудовых отношений на основе постоянного, конструктивного диалога между заинтересованными сторонами позволяет избежать конфронтации и взаимного недоверия, ибо в ходе коллективных переговоров каждая из сторон идет на уступки друг другу. Форма такого социального диалога может быть различной: от консультирования до принятия совместных решений.
Как показывает опыт, технология установления партнерских отношений между администрацией и трудящимися выглядит следующим образом:
- установление наилучшей формы отношений;
- прекращение конфронтации;
- выявление барьеров на пути установления отношений;
- выявление интересов каждой из сторон;
- выработка совместных действий;
-
разработка стратегии их
-
пересмотр сложившихся
Переход к рыночным отношениям выдвигает новые проблемы и перед обеспечением социального партнерства. Так, из-за большей разнородности рабочей силы (сегментация на внутризаводском рынке труда, появление ядра и периферийной рабочей силы) перед профсоюзами встает вопрос: как может разниться отношение к разным категориям трудящихся, чтобы при этом не создавались социально нетерпимые ситуации. Возникают новые отношения с такими управленческими структурами, как совет предприятия, совет акционеров. С введением контрактной системы найма усиливается роль переговорного процесса между администрацией и конкретным работником.
Участие трудящихся в делах предприятия, в том числе и в финансовых вопросах, способствует не только повышению мотивации, но и повышению благосостояния работников, улучшению их отношений с руководством предприятия, поскольку это одно из условий для снижения отчуждения работников и для развития демократических отношений, социальной стабильности в обществе. Вместе с тем исследования показывают, что отношения партнерства не всегда содействуют повышению производительности труда. По-видимому, гармония между социальными целями и изменением некоторых экономических показателей трудно достижима. Этот момент следует учитывать, хотя с социальной точки зрения развитие партнерских отношений весьма перспективно.
Формы сотрудничества администрации и трудящихся не ограничиваются только заключением коллективных договоров. К ним следует также отнести участие работников в принятии решений, в кружках качества, играющих большую роль в повышении качества продукции и производительности труда, внедрении новых технологий, в совершенствовании организации труда, постоянные консультации с профсоюзами, с рабочим советом предприятия.
Итак, на предприятиях проводится социальная политика, которая защищает интересы трудящихся. Социальная политика предприятия должна быть защитной, воспроизводственной, стабилизирующей. Социальная политика предприятия представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.
Информация о работе Изменение трудового поведения при трансформации экономики