Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа
В данной работе рассматривается предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения. А именно, оказание социальных услуг в государственной системе России, сущность и принципы социального обеспечения в России, виды коммерческой деятельности в социальных учреждениях, а также на практических примерах рассматривается предпринимательская деятельность унитарного предприятия, управления социальной защиты населения, координационного центра социальной поддержки населения Москвы.
1. Введение …………………………………………………………………...
2. Сущность и принципы социального обеспечения………………………
3. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения ………………………………………………....
3.1. Предпринимательство и его роль в социальной сфере……………
3.2. Особенности государственного и частного предпринимательства..
3.3. Оказание социальных услуг в государственной системе России…
3.4. Виды коммерческой деятельности в социальных учреждениях….
4. Предпринимательская деятельность социальной службы на примере унитарного предприятия «Моссоцгарантия» (г. Электросталь, Московская обл.)…………………………………………..........................
5. Заключение ……………………………………………………………....
6. Литература …………………………………………………………….....
Следовательно, основная цель государственного социального обеспечения заключается в поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, которые не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Среди малоимущих, прежде всего, частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат. Социальные выплаты обычно привязаны к потреблению конкретных благ, которые предоставляются их получателям либо бесплатно, либо со значительной скидкой. Таким образом, сначала выделяются социально значимые категории граждан, а затем они наделяются пакетами насущных, по мнению политиков, благ. В качестве таковых благ фигурируют, прежде всего, услуги жилищно-коммунальных служб, транспорта, связи и здравоохранения.
В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным и производственным социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.
3. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения
3.1. Предпринимательство и его роль в социальной сфере
Предпринимательство можно охарактеризовать как инициативную самостоятельную деятельность собственника, направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность. Оно может осуществляться в разных сферах экономики как с привлечением, так и без привлечения лиц наемного труда. Для развития предпринимательской деятельности важное значение имеет предпринимательская среда - это совокупность общественных институтов и условий, правовых норм, систем государственной поддержки, специальная инфраструктура для предпринимательства, т.е. все то, что обеспечивает дальнейшее становление и развитие предпринимательства.
Одним из направлений предпринимательской деятельности является малое предпринимательство, или малый бизнес. Он наиболее характерен для социальной сферы.
Понятие малого предпринимательства связано, прежде всего, с критерием величины предприятия. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке объема прибыли, по объему товарооборота, по числу занятых. В действующем законодательстве Российской Федерации наиболее значимым критерием принят учет численности.
В Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г.) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
К настоящему времени малое предпринимательство заняло довольно существенное место в экономике России. Наибольшее распространение оно получило в таких отраслях, как розничная торговля и сфера услуг. Заметное место малое предпринимательство занимает в строительстве, сфере аудита, страховании. Значительное количество малых фирм и отдельных предпринимателей участвуют в городском хозяйстве, здравоохранении, науке.
Предпринимательство выполняет важные социально-экономические функции в обществе, в отдельных его подсистемах. Прежде всего, нужно выделить роль малого предпринимательства как гибкой быстрореагирующей сферы экономики в удовлетворении изменчивого потребительского спроса и установлении определенного равновесия на потребительском рынке. Малое предпринимательство с успехом решает проблему быстрой доставки к конкретному потребителю малых и средних партий товаров и предоставления услуг, исходя из самых разнообразных потребностей. Оно весьма успешно осуществляет поиск необходимого товара как на отечественном, так и на мировом рынке.
Малое предпринимательство в принципе по своей природе наиболее эффективно в использовании малого ресурсного потенциала - незанятые и устаревшие основные фонды, вторичные ресурсы, отходы, специфические ресурсы городской среды (которые ранее практически не использовались), мелкие незанятые земельные участки.
Исключительно важна роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. Здесь оно в значительной мере компенсирует сокращение занятости на крупных государственных и просто убыточных предприятий всех категорий. Рабочее место в малом предприятии не требует больших затрат, может быть организовано везде, в том числе на дому. В связи с этим значительна его роль в обеспечении занятости инвалидов, женщин, пожилых людей. Малое предпринимательство, как показывает практика ряда стран, играет очень важную роль в производстве ряда общественно необходимых товаров и услуг. Это производство многих предметов домашнего обихода, одежды, определенных продуктов питания, различные виды ремонтных работ, строительные услуги, оказание самых разных видов услуг в рамках социальной помощи населению, организация спортивного и культурного досуга граждан.
Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:
правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;
изменение отношений собственности смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;
резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;
появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.
Кого же можно назвать предпринимателем? Предприниматель - это хозяйствующий субъект, организующий деятельность по производству продукции или оказанию услуг за счет собственных и (или) привлеченных средств с целью получения прибыли.
Отличительными признаками предпринимателя являются:
участие в формировании первоначального капитала;
участие в управлении предприятием;
материальная ответственность за результаты деятельности;
право принимать решения при выборе стратегии развития;
право распределения и использования прибыли;
В социальной сфере предпринимательство развивается по следующим направлениям:
дополнительные услуги в рамках основной деятельности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей компьютеров, организация групп иностранных языков, использование спортивных сооружений в коммерческих целях);
услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им пособия);
услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования).
3.2. Особенности государственного и частного предпринимательства
Социальная сфера имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать предпринимателям. На развитие и специфику предпринимательской деятельности решающее влияние оказывает характер собственности.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса РФ в России существуют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Главная особенность государственных предприятий заключается в том, что они не являются собственниками своего имущества. В отличие от частных предприятий в государственных это право остается за государством.
Государственные федеральные и муниципальные унитарные предприятия имеют право хозяйственного ведения, а федеральные казенные предприятия - право оперативного правления.
В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (государства). Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Государство имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении и контролирует деятельность предприятия.
Для решения региональных задач создаются муниципальные предприятия. Сфера их деятельности связана с обслуживанием жилого фонда, предоставлением населению коммунальных, медицинских, социально-культурных услуг. Основой деятельности этих предприятий является имущество, находящееся в муниципальной собственности, но переданное предприятию в хозяйственное ведение.
В результате приватизации значительная часть собственности организаций социальной сферы перешла из государственной в частную или смешанные формы. В то же время в ряде отраслей, и, в первую очередь, в здравоохранении, образовании, культуре большинство учреждений остались в федеральной или муниципальной подчиненности. Поэтому в социальной сфере предпринимательство осуществляется на базе различных видов собственности (федеральной, муниципальной, частной и смешанной).
Таким образом, государственное предпринимательство можно определить как предпринимательство, которое осуществляется на предприятиях муниципальной подчиненности, под непосредственным контролем и при участии государственных служащих с сохранением основного профиля деятельности предприятия.
Так, если предприятия производственной сферы можно перепрофилировать, и государство в большинстве случаев не будет этому препятствовать, то перепрофилирование предприятий социальной сферы ограничено, а в некоторых отраслях, например в образовании, здравоохранении, практически запрещено.
Частное предприятие обладает большей самостоятельностью в выборе видов деятельности и является собственником имущества. Частный бизнес в социальной сфере имеет большие возможности привлекать квалифицированных специалистов (высокая оплата труда, удобный график работы и т.д.). Частный бизнес в отличие от государственного более мобилен и широко применяет методы маркетинга, затрачивает большие средства на рекламу (туристические, медицинские фирмы). Обслуживает, как правило, спрос состоятельных, платежеспособных слоев населения.
Государственное предпринимательство в социальной сфере имеет высокий имидж (в образовании, здравоохранении) и определенные налоговые льготы, что позволяет успешно конкурировать с частными предприятиями. Государственные учреждения рассчитаны на более однородный спрос; реализуют социальные программы, направленные, как правило, на крупные группы населения, объединенные общими характеристиками (пенсионеры, социально неблагополучные группы). В своей деятельности данные учреждения ориентированы на доступность услуг.
3.3. Оказание социальных услуг в государственной системе России
Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от коммерческой деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.
В настоящее время социальные услуги в государственной системе в основном оказываются бесплатно. В постановлении Правительства РФ «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 г. № 1151 (с изменениями от 17 апреля 2002 г.) определены категории граждан, получающих бесплатное социальное обслуживание, его виды и размеры:
- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход;
- если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают;
- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;