Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа
В данной работе рассматривается предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения. А именно, оказание социальных услуг в государственной системе России, сущность и принципы социального обеспечения в России, виды коммерческой деятельности в социальных учреждениях, а также на практических примерах рассматривается предпринимательская деятельность унитарного предприятия, управления социальной защиты населения, координационного центра социальной поддержки населения Москвы.
1. Введение …………………………………………………………………...
2. Сущность и принципы социального обеспечения………………………
3. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения ………………………………………………....
3.1. Предпринимательство и его роль в социальной сфере……………
3.2. Особенности государственного и частного предпринимательства..
3.3. Оказание социальных услуг в государственной системе России…
3.4. Виды коммерческой деятельности в социальных учреждениях….
4. Предпринимательская деятельность социальной службы на примере унитарного предприятия «Моссоцгарантия» (г. Электросталь, Московская обл.)…………………………………………..........................
5. Заключение ……………………………………………………………....
6. Литература …………………………………………………………….....
Договор купли-продажи приватизированной квартиры с условием пожизненного содержания клиента предусматривает обеспечение бесплатным пользованием отчужденной квартиры, уходом и необходимой помощью, а также выполнение следующих услуг:
- регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья, организация медицинского патронажа;
- оказание ритуальных услуг сообразно пожеланию клиента;
- закрепление постоянного социального работника для обеспечения продуктами и товарами, уборки помещения, стирки белья и т.д.;
- организация ремонта электробытовой техники и поддержание квартиры в надлежащем состоянии;
- обеспечение льготным питанием, связи с медицинскими учреждениями и пр.
Потенциальными клиентами являются одинокие престарелые граждане не моложе 75 лет.
Служба находится в составе Управления социальной защиты населения г. Электросталь в виде самостоятельного специализированного подразделения. Она работает в тесном контакте с советами ветеранов и другими общественными организациями. В этом же управлении действует и подразделение, обслуживающие граждан на хозрасчетной основе. Контингент обслуживаемых состоит из:
- престарелых граждан (одинокие и условно одинокие), имеющих месячный доход менее определенной суммы, сопряженной с прожиточным минимумом;
- детей-инвалидов;
- инвалидов с детства без трудовой рекомендации;
- инвалидов общего заболевания без трудовой рекомендации;
- инвалидов нетрудоспособного возраста;
- детей школьного возраста;
- других категорий граждан по договорным услугам. Возможные виды услуг: уборка квартиры; сдача белья в стирку; сдача одежды в химчистку; оказание юридических услуг; оказание помощи в финансовых операциях; доставка продуктов на дом; приготовление пищи на дому; мелкий ремонт в квартире; парикмахерские услуги; медицинские услуги на дому; другие услуги договорного характера. Прейскурант оказываемых услуг регулярно обновляется и утверждается администрацией города.
В период становления социальных служб, в 1992-1993 гг., во многих регионах России создавалась экономическая база для предпринимательской деятельности, расширялись объемы и ассортимент платных услуг. За счет средств, получаемых от ремонтных и других видов бытовых услуг жителям, оплачиваемых по коммерческим расценкам, социальные службы оказывают бесплатные или частично оплачиваемые услуги социально незащищенным категориям населения.
В последние годы наблюдается тенденция переноса центра тяжести в финансировании расходов на социальные нужды с областного на местный уровень. Однако в связи с тем, что местные бюджеты не имеют финансовых возможностей для удовлетворения потребностей населения, социальные службы вынуждены привлекать все больше средств от своей предпринимательской деятельности. Для этого областные администрации на основе действующего законодательства создают свою нормативную базу.
Например, в Пензенской области в 1994 г. (в ред. Постановления Правительства обл. от 20.07.2000 № 410-пП) администрацией было принято постановление «О внесении дополнений в Положение о центре социального обслуживания населения», в соответствии с которым центры могут заниматься предпринимательской деятельностью, оказанием платных услуг, а полученные средства направлять на развитие центров, их структурных подразделений, поощрение социальных работников, осуществление социальной помощи населению. Были утверждены примерные расценки на платные услуги и образец договора на оказание платных услуг.
Исходя из конкретных возможностей и потребностей населения, центры оказывают платные услуги, объем и ассортимент которых возрастает. Среди них такие, как ежедневное приготовление пищи на дому; обработка приусадебного участка; посадка овощей и картофеля; уборка урожая; стирка и глаженье белья; генеральная уборка помещения и сезонное мытье окон; ремонт квартиры, кровли, заборов, калиток; остекление оконных рам; врезка замков; побелка печей, потолков и стен; чистка печных труб и дымоходов; протопка печей; ремонт одежды; расколка дров, доставка топлива и т.д.
Одному из центров г. Пензы за счет расширения объема платных услуг удалось создать экономическую базу для организации отделения срочной службы, открыть пункт проката. В расширении объема платных услуг центрам оказывают помощь органы самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности, предприниматели и общественные организации. Например, в Москве в рамках территориального управления социальной защиты «Красносельское» была создана общественная благотворительная организация Координационный центр социальной поддержки населения Москвы (КЦСП).
Центром разработан комплекс программ, нацеленных на создание условий для полноценной гражданской (материальной, духовной) жизни населения района.
Одним из основополагающих принципов деятельности КЦСП является самостоятельное добывание материальных средств путем создания при общественных организациях предприятий, прибыль которых используется только на социальные нужды района.
Источниками финансирования деятельности центра стали средства внебюджетного фонда территориального управления, благотворительные целевые взносы, имущественная поддержка и гуманитарная помощь, а также налоговые льготы, которые имеют общественные организации в соответствии с законодательством.
Концентрация в центре финансовых средств позволяет реализовывать масштабные социальные проекты по охране материнства и детства, реабилитации детей-инвалидов, поддержке детей-сирот, будущих матерей, по организации бесплатного питания льготных категорий жителей и др.
В плане работы Координационного центра предусмотрено дальнейшее расширение предпринимательской деятельности: открытие мини-пекарни, магазина, мастерской по ремонту мебели и др.
Аналогичная работа проводится и в других регионах страны. Создаются негосударственные социальные службы (преимущественно социально-психологические), действующие на основе закона «О предпринимательстве и предпринимательской деятельности».
Однако при внедрении смешанного финансирования государственной системы социального обслуживания за счет хозрасчетной деятельности возникает немало проблем и трудностей. До последнего времени эта деятельность облагается практически, всеми видами налогов, как и коммерческие предприятия. Некоторые исполнительные органы власти регионов и местные администрации неохотно разрешают хозрасчетную деятельность в сфере социальных услуг.
Анализ функционирования предпринимательских структур в системе социальной защиты населения позволяет сделать вывод о том, что предпринимательская деятельность еще не получила необходимого развития и нуждается в дальнейшем правовом и организационном совершенствовании, усилении и поддержке со стороны органов местного самоуправления.
5. Заключение
Таким образом, социальное обеспечение, нуждающегося в этом, населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства.
К числу признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести:
во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;
во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;
в-третьих, закрепление круга лиц, подлежащих обеспечению;
в-четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.
В отличие от социального страхования, охватывающего социальным обеспечением только работника (семью в случае смерти работника), социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государства, гарантирует в соответствующих случаях социальную поддержку каждому как члену общества.
Следовательно, роль государственного социального обеспечения заключается в поддержание уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым, системой социально-экономических мероприятий, гарантирующих:
- материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
- обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.
Одним из источников финансирования социальной сферы законодательно признано использование средств от коммерческой деятельности в социальной сфере в условиях перехода к рыночным отношениям.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ предприятия системы социальной защиты населения имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход (прибыль), поскольку она способствует достижению уставных целей. В период становления социальных служб, в 1992-1993 гг., во многих регионах России создавалась экономическая база для предпринимательской деятельности, расширялись объемы и ассортимент платных услуг. За счет средств, получаемых от ремонтных и других видов бытовых услуг жителям, оплачиваемых по коммерческим расценкам, социальные службы оказывают бесплатные или частично оплачиваемые услуги социально незащищенным категориям населения.
Деятельность учреждений социальной защиты населения может быть представлена: операциями по производству и реализации товаров и оказанию услуг; внереализационными мероприятиями, к числу которых относятся сдача имущества в аренду, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и т.д. Одним из наиболее прибыльных видов предпринимательской деятельности для социальных учреждений является сдача в аренду имеющейся недвижимости и имущества. Исходя из конкретных возможностей и потребностей населения, центры оказывают платные услуги, объем и ассортимент которых возрастает.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.
Переход на новые условия хозяйствования значительно расширяет виды финансовых источников. Предпринимательская деятельность учреждения социального обслуживания населения может осуществляться на основе бизнес-планов или пилотных проектов.
Однако при внедрении смешанного финансирования государственной системы социального обслуживания за счет хозрасчетной деятельности возникает немало проблем и трудностей. До последнего времени эта деятельность облагается практически, всеми видами налогов, как и коммерческие предприятия. Некоторые исполнительные органы власти регионов и местные администрации неохотно разрешают хозрасчетную деятельность в сфере социальных услуг.
Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования. Предпринимательская деятельность еще не получила необходимого развития и нуждается в дальнейшем правовом и организационном совершенствовании, усилении и поддержке со стороны органов местного самоуправления.
6. Литература:
1. Асеев В.Г. Нормативное управление социальным развитием./В. Г. Асеев. - М., 2007.
2. Захаров М. Л. Право социального обеспечения России.Учебник./М. Л. Захаров, Э. Г. Тучков. – М.: Издательство БЕК, 2006.
3. Львов Д. С. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы./Д. С. Львов, А. Г. Поршнев, - М., 2009.
4. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Пантелеева Т. С. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
6. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения./Г. В. Сулейманова. - М., 2009.
7. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. - М., 2006.
8. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика./М. В. Фирсов. - М., 2008.
9. Фирсов М. В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2006.
2