Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:48, контрольная работа
В данной работе рассматривается предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения. А именно, оказание социальных услуг в государственной системе России, сущность и принципы социального обеспечения в России, виды коммерческой деятельности в социальных учреждениях, а также на практических примерах рассматривается предпринимательская деятельность унитарного предприятия, управления социальной защиты населения, координационного центра социальной поддержки населения Москвы.
1. Введение …………………………………………………………………...
2. Сущность и принципы социального обеспечения………………………
3. Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения ………………………………………………....
3.1. Предпринимательство и его роль в социальной сфере……………
3.2. Особенности государственного и частного предпринимательства..
3.3. Оказание социальных услуг в государственной системе России…
3.4. Виды коммерческой деятельности в социальных учреждениях….
4. Предпринимательская деятельность социальной службы на примере унитарного предприятия «Моссоцгарантия» (г. Электросталь, Московская обл.)…………………………………………..........................
5. Заключение ……………………………………………………………....
6. Литература …………………………………………………………….....
- несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Дополнительные основания по бесплатному социальному обслуживанию устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с дефицитом бюджетных средств все большее значение приобретает деятельность по изысканию дополнительных источников финансирования. Одним из таких источников становится предпринимательская деятельность бюджетных организаций системы социальной защиты, в частности, предоставление платных и частично оплачиваемых социальных услуг.
12 января 1996 г. вступил в силу федеральный закон «О некоммерческих организациях» (в последней редакции от 16.11.2011 № 317-ФЗ), в котором определены основные нормы деятельности некоммерческих организаций, в том числе и в социальной сфере.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ предприятия системы социальной защиты населения являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Однако они имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход (прибыль), поскольку она способствует достижению уставных целей.
В федеральных законах «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (в последней ред. от 21 ноября 2011 г. № 326-ФЗ) и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (в последней ред. от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ) отражен порядок оказания платных и частично оплачиваемых социальных услуг государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты населения.
Деятельность учреждений социальной защиты населения может быть представлена двумя типами предпринимательства:
1. Операциями по производству и реализации товаров и оказанию услуг.
2. Внереализационными мероприятиями, к числу которых относятся сдача имущества в аренду, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности.
Наименование видов предпринимательской деятельности, кроме внешнеэкономической, которыми занимается организация, зависит от того, какие группы товаров и услуг она производит и реализует. За собственником и учредителем оставлено право решать, какие из внереализационных мероприятий и видов деятельности по производству и реализации товаров и услуг может осуществлять учреждение.
Согласно законодательству, многие виды деятельности в России подлежат обязательному лицензированию. Перечень лицензируемых видов деятельности и общий порядок их лицензирования определен постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 г. № 1418 (с изменениями от 5 мая, 3 июня, 7 августа,12 октября 1995г.).
Гражданский кодекс РФ в ст. 2 определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
3.4. Виды коммерческой деятельности в социальных учреждениях
Одним из наиболее прибыльных видов коммерческой деятельности для социальных учреждений является сдача в аренду имеющейся недвижимости и имущества. Собственник определяет условия договора, в частности, величину арендной платы и порядок ее перечисления. Доходы от предпринимательской деятельности поступают в самостоятельное распоряжение предприятий.
Бухгалтерский учет по платным услугам осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. При этом средства от реализации услуг поступают на «текущий счет по спецсредствам». Оплата услуг населению может производиться:
- по безналичной форме оплаты через банк;
- непосредственно выполняющему их персоналу, но с обязательным оформлением финансового документа (например, приходный кассовый ордер, квитанция, талон и др.), согласованного с местными финансовыми органами.
Отчет о расходовании средств от предпринимательской деятельности представляется соответствующему финансовому органу. Деятельность учреждения по оказанию платных услуг может быть прекращена в случае нарушения законодательства. В основе предпринимательской деятельности предприятия, учреждения лежат договорные отношения между заказчиком и исполнителем, обеспечивающие законодательную защиту этих отношений.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством РФ. Так, в соответствии с Примерным положением о центре социального обслуживания частично надомные услуги оплачивают:
- одинокие пенсионеры и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход, имеющие трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;
- пенсионеры и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход, проживающие в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.
Оплата за надомное обслуживание с этих граждан взимается в размере не более 25% надбавки к пенсии на уход.
Оплата социально-бытовых услуг в полном объеме взимается:
- с пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;
- со всех категорий граждан при оказании им социально-бытовых услуг, не входящих в перечень основных, предусмотренных положением об отделении социально-бытового обслуживания на дому.
Плата за надомное обслуживание начисляется по прейскуранту стоимости социальных услуг, утвержденному местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром договор, в котором определены характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них.
Договор об условиях оказания надомных услуг и оплаты за них может заключаться с самим клиентом службы или с его родственниками, или с каждым из них при оплате на долевых условиях, а также с трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счет центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых государственных ассигнований.
В последнее время в связи с необходимостью повышения уровня социального обслуживания граждан, ростом потребности и расширением ассортимента услуг все большее распространение получает деятельность учреждений социального обслуживания. Она носит некоммерческий характер, ибо получаемая прибыль идет на дальнейшее развитие сферы социальных услуг. Переход на новые условия хозяйствования значительно расширяет виды финансовых источников.
Предпринимательская деятельность учреждения социального обслуживания населения может осуществляться на основе бизнес-планов или пилотных проектов. Бизнес-план включает:
1) характеристику контингента обслуживания;
2) перечень возможных партнеров и «соперников» в регионе;
3) сколько и каких средств будет получено из бюджета, от платных услуг;
4) конкретный перечень услуг;
5) смету расходов;
6) планирование - целевое, ориентированное на тех, кто нуждается в услугах: опрос обслуживаемого населения (общественное мнение, выборочный социологический, психолого-педагогический), ориентированный на:
- выявление реальных и потенциальных потребностей в услугах;
- изучение контактной среды партнеров, «конкурентов», спонсоров, местных управленцев;
- определение внутренних резервов центра социального обслуживания.
По итогам такого изучения создаются «социальные карты» («социальные паспорта»), являющиеся основой целевого планирования и практики социальной работы.
Целевое планирование должно включать такие блоки:
1. Определение цели программы на основе изучения потребности населения и конкретной среды.
2. Блок отвечает на вопрос - что делать?
3. Выработка технологий - как делать?
4. Определение ресурсов, с помощью которых можно реализовать программу.
Все блоки взаимосвязаны целью и направленностью. В их основе - потребности населения и состояние контактной среды. Внешняя среда и ресурсы ограничивают основную цель и включают необходимость поиска партнеров, спонсоров, источников различных форм финансирования или форм взаимопомощи.
2
4. Предпринимательская деятельность социальной службы на примере унитарного предприятия «Моссоцгарантия»
(г. Электросталь, Московская обл.)
Представляют интерес два варианта индивидуального договорного обслуживания граждан на платной основе унитарным предприятием «Моссоцгарантия» г. Москвы и управлением социальной защиты населения г. Электросталь Московской области.
Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество и не имеющая права распределения имущества по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом РФ (ст. 113) и законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
30 августа 1994 г. (в ред. постановления Правительства Москвы от 14.02.1995 № 126) Правительство Москвы приняло постановление «О социальной поддержке одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города». Была создана служба «Моссоцгарантия». Согласно заключенным договорам, более 1000 пенсионеров и инвалидов находятся под ее защитой.
«Моссоцгарантия» - самостоятельный хозяйствующий субъект, юридическое лицо, ведомственно подчиненное Комитету социальной защиты населения г. Москвы и подотчетное в своей деятельности Правительству города. Оно имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и печать, товарный знак и др. По обязательствам, связанным с приобретением жилых помещений с условиями пожизненного проживания граждан, «Моссоцгарантия» и Правительство Москвы несут субсидиарную ответственность.
Основной задачей этой новой службы является осуществление дополнительной социальной поддержки и оказание социально-бытовой, медицинской и материальной помощи одиноким пожилым гражданам и инвалидам в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность г. Москвы по договорам купли-продажи с условием пожизненного содержания или на условиях обмена или переселения в специальный жилой дом для одиноких престарелых.
Социальные услуги оказываются после заключения договора (дополнительного соглашения), стоимость оказываемых услуг удерживается бухгалтерией «Моссоцгарантии» из суммы денежной месячной компенсации за предоставленную жилую площадь.
По договору купли-продажи с пожизненным содержанием продавцу выплачивается материальное содержание, размер которого определяется с учетом возраста продавца и характеристики занимаемой жилой площади. Денежная компенсация автоматически индексируется при увеличении возраста и минимальной оплаты труда.
Основные цели деятельности предприятия «Моссоцгарантия»:
- создание благоприятных условий жизни одиноким пенсионерам и инвалидам, оказание им дополнительных социально-бытовых и медицинских услуг;
- создание стабильных возможностей и ресурсов, кроме городского бюджета, для дополнительной социально-бытовой, медицинской и финансовой поддержки одиноких пожилых москвичей и инвалидов;
- привлечение внебюджетных средств и ресурсов, в том числе использование возможностей работы на рынке ценных бумаг, для обеспеченного пожизненного содержания одиноких престарелых и инвалидов, передавших принадлежащую им жилую площадь в собственность города или переселившихся в специальный жилой дом для одиноких престарелых;
- учет, заселение и контроль за использованием специальных домов для одиноких престарелых, организация их эксплуатации, содержание и сохранность, а также обслуживание проживающих в них.
Финансирование предприятия осуществляется из городского бюджета на следующие цели:
- выплата денежной компенсации гражданам, заключившим договор купли-продажи с условием пожизненного содержания;
- оплата ритуальных услуг и расходов;
- оплата услуг по оформлению и регистрации договоров купли-продажи с условием пожизненного содержания;
- оплата коммунальных услуг (10%);
- оплата транспортных расходов по обслуживанию;
- оплата труда персонала «Моссоцгарантия» и специальных домов и др.
Особенность аналогичной службы в г. Электросталь заключается в том, что она не выплачивает клиентам наличных денег под договор купли-продажи, а принимает граждан на пожизненное бесплатное обслуживание.