Концепция семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, реферат

Описание

Цель данной работы: Рассмотреть жизненный цикл семьи и проблемные периоды.
Задачи:
1. Изучить теоретические концепции семьи.
2. Дать определение жизненного цикла.
3. Проанализировать стадии жизненного цикла семьи.
4. Рассмотреть проблемные периоды в жизни семьи.
5. Изучить жизненный цикл и кризисные периоды российской семьи.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические концепции семьи
ГЛАВА 2. Понятие жизненного цикла семьи
2.1 Определение жизненного цикла
2.2 Стадии жизненного цикла семьи
2.3 Проблемные периоды в жизни семьи
ГЛАВА 3. кризисные периоды жИЗНИ российской семьи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

демография.docx

— 43.83 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретические концепции семьи
  • ГЛАВА 2. Понятие жизненного цикла семьи
    • 2.1 Определение жизненного цикла
    • 2.2 Стадии жизненного цикла семьи
    • 2.3 Проблемные периоды в жизни семьи
  • ГЛАВА 3. кризисные периоды жИЗНИ российской семьи
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Проблема  становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы. Поддержка, забота о семье является важнейшим направлением социальной политики как Российской Федерации.

Семья является одним из пяти фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность  восполнять население  в каждом следующем  поколении. Одновременно семья выступает  малой группой - самой  сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей  жизни человек  входит в состав множества  самых разных групп - в группу сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, в клуб по интересам  или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую  он никогда не покидает. Семья - самый распространенный вид социальной организации.

Цель  данной работы: Рассмотреть  жизненный цикл семьи  и проблемные периоды.

Задачи:

1. Изучить теоретические  концепции семьи.

2. Дать определение  жизненного цикла.

3. Проанализировать  стадии жизненного  цикла семьи.

4. Рассмотреть проблемные  периоды в жизни  семьи.

5. Изучить жизненный  цикл и кризисные  периоды российской  семьи.

ГЛАВА 1. Теоретические концепции  семьи

Одна  из проблем при  изучении семьи возникает  в связи с отсутствием  единой психологической  концепции, единого  теоретического подхода  к семье и происходящим в ней процессам, механизмам, обеспечивающим ее стабильность и  устойчивость.

Теоретический анализ психологических  научных работ, посвященных  семье, дает возможность  выделить два направления, позволяющих подойти  к пониманию семьи  как психологического феномена и механизмов ее функционирования.

В рамках одного из направлений  семья изучается  как малая группа (М. Земская, В. П. Меньшутин, Е. В. Криченко, В. А. Терехин). Практически все исследования данного направления относятся к социальной психологии. В работах исследователей, рассматривающих семью как малую группу, достаточно четко прослеживается тенденция к расширению понимания семьи и происходящих в ней процессов, определению особенностей, отличающих семью от других малых групп.

В исследованиях  данного подхода  можно выделить тенденцию  рассматривать семью  как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой  тождественности  ценностей, а также  схожести жизненных  позиций супругов во взаимоотношениях с миром.

Другое  направление дает нам возможность  изучать семью  как систему. Большая часть исследований семьи как системы отмечается в различных моделях психотерапии. При этом существуют исследования семьи как системы и в рамках социальной психологии. Так Е. В. Антонюк, Ю. Е. Алешина и Л. Я. Гозман предлагают уйти от поиска ведущей деятельности семьи к рассмотрению системы жизнедеятельности семьи Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири. - сентябрь 2004. С. 118.. Тем самым исследователи углубляют представления о семье, признавая за ней системную организацию. О. С. Сермягина также отмечает методологическую важность изучения семьи как целостного феномена.

Наиболее  распространенным направлением в психотерапии, рассматривающим  семью как систему, является семейная системная  психотерапия, или  «семейный системный  подход» (С. Кратохвил). Системный семейный подход, основываясь на общей теории систем, заимствует из данной теории два основных положения:

1. целое  больше, чем сумма  его частей;

2. все  части и процессы  целого взаимо влияют и взаимо обуславливают друг друга.

В рамках психотерапии семьи  появляются такие  термины и понятия, как «граница», «подсистемы», «открытая семейная система», «закрытая  семейная система», принципы функционирования семьи как системы - принцип развития и принцип гомеостаза. С помощью совокупности данных понятий психотерапевты пытаются определить основные принципы, механизмы и законы, лежащие в основе стабильного, устойчивого функционирования семейной системы.

Так, например, в рамках структурной  теории С. Минухина были разработаны и применены понятия субсистемы, границы. С. Минухин выделяет следующие субсистемы: субсистема супружеской пары, субсистема родителей, субсистема детей (сиблингов). Включенность члена семьи в субсистему (подсистему) накладывает на него необходимость выполнять те или иные роли. Субсистемы появляются постепенно в процессе жизнедеятельности семьи. Супружеская субсистема появляется первой, после заключения брака, второй - после рождения ребенка - появляется субсистема родителей, а субсистема детей появляется с появлением второго и последующих детей. Выделение субсистем позволяет С. Минухину более четко обозначить внутренние и внешние связи семьи.

По мнению С. Минухина и других психотерапевтов, при помощи понятия границы можно сформулировать правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов. Границы регулируют отношения между системами, а вместе с тем и внутри них. Понятие границы тесно связано с понятием открытости. В эффективно функционирующей семье, по мнению системных терапевтов, все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникации между ними. Принято выделять три типа границ: четкие, ригидные, диффузные. При этом желательный вариант, по мнению автора теории и его последователей, это четкие границы. «Благодаря таким границам члены семьи поддерживаются и опекаются, вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между субъектами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны» Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири. - сентябрь 2004. С. 121..

Применив  эти знания о границах и подсистемах, исследователи  выделяют открытые и  закрытые семейные системы.

Открытые  системы имеют  информационные каналы с внешним миром, а также каналы взаимодействия между  членами семьи, что  позволяет семье  быть динамичной и  перестраиваться  в соответствии с  происходящими внутри или воздействующими  на нее извне процессами. Подобная открытость, подвижность семейной системы способствуют личностному росту каждого члена семьи. Закрытая система представляет собой, с позиции В. Сатир Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Проспект, 2002. С. 38., семью, изолированную от внешних воздействий, в которой жестко зафиксированы все семейные роли и жестко определены способы реагирования на внутренние и внешние изменения. Д. Фримен обращает внимание на то, что закрытыми является ограниченное количество семей, неспособных к самостоятельному решению проблем и обладающих ограниченными внутренними ресурсами и потенциалом.

Обозначенные  выше понятия, как  и семейная системная  психотерапия в целом, позволяют сосредоточить  свое внимание на особенностях взаимодействия членов семьи, а также  выделить особенности  взаимодействия семьи  с внешним для  нее миром.

Однако  сам человек, включенный в семью, «выпадает» из поля внимания психотерапевтов-исследователей.

Именно  эту проблему психотерапевты пытаются преодолеть, рассматривая такое  понятие, как «дифференцированный  член семьи» - тот  человек, который  характеризуется  высокой степенью самостоятельности, независимости, наличием более глубоких и  всеобъемлющих межличностных  отношений, чем другие (теория М. Боуэна). В. Сатир говорит о том, что люди с высокой самооценкой создают вокруг себя атмосферу любви, чистоты, честности, ответственности, сострадания, что, в свою очередь, выступает залогом успешной семьи, тогда как в неблагополучных семьях члены семьи обладают низкой самооценкой.

Однако  и эти попытки  не дают окончательного ответа на вопросы, как  происходит становление  семьи, что является основой единства членов семьи, что  обеспечивает устойчивость семьи во времени  и успешность ее функционирования.

Следует отметить, что семья - это добровольный союз двух людей, обладающих неповторимым жизненным  опытом, своеобразным комплексом личностных характеристик, особенной  жизненной позицией и мировоззрением.

Следовательно, семью необходимо рассматривать как  систему, функционирование которой будет  зависеть от людей, ее составляющих.

Здесь возникают определенные методологические сложности.

В контексте  культурно-исторической психологии на семью  могут быть распространены идеи С. Л. Выготского о «совмещенных психологических системах», т.е. не только мать и дитя могут быть поняты как особое системное образование, но муж и жена, а также муж, жена и дети.

Взгляд  на семью как совмещенную  психологическую  систему, где в  результате взаимодействия супругов происходит перестройка ценностно-смысловых  составляющих образа мира в процессах  персонализации и персонификации, позволяет выделить ее в качестве предмета общепсихологического исследования.

C постепенным  изменением парадигмы  психологической  науки происходит  и изменение ее  предмета. В поле зрения ученых попадает «целостный человек», обладающий личностью как «сверхчувственным» качеством» (А. Н. Леонтьев), как «высшим уровнем системной организации человека» (В. Е. Клочко), «инструментом, с помощью которого организуется и координируется путь обретения человеческой сущности» (Б. С. Братусь).

Таким образом, выделив  человека как открытую, самоорганизующуюся систему, «открытую  как в социум, так  и в объективную (природную, физическую, «вещную») среду», находящуюся  в постоянном движении, трансценденции, возникает необходимость с данных позиций рассмотреть и семью, объединяющую на первом этапе, как минимум, двух людей.

Такая постановка проблемы открывает возможность  применить для  изучения феноменологии  семьи используемые в психологии положения, разрабатываемые в синергетике. Синергетика, являясь направлением междисциплинарных исследований, изучающим явление самоорганизации, позволяет выйти на новый уровень системности видения мира и изучаемых явлений (А. Н. Аверьянов, Е. Н. Князева, В. Ю. Крылов, В. Е. Клочко и др.) и «наиболее полно понять объект в его движении и развитии» (А. Н. Аверьянов).

Становление жизненного мира (многомерного мира) человека на протяжении всей жизни предполагает наличие другого. На ранних этапах онтогенеза роль другого выполняет близкий взрослый, который образует с ребенком единую психологическую систему (Л. С. Выготский), где взрослый и ребенок образуют своеобразное единство: первоначально беспомощный ребенок за счет ухаживающего взрослого включается в социальную ситуацию, контакт ребенка с действительностью «оказывается целиком и полностью социально опосредованным» Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988. С. 58.. При этом на последующих этапах онтогенеза, когда личность функционирует самостоятельно и автономно, значимость другого все также сохраняется, меняя при этом свое значение. Еще Л. С. Выготский писал, что «через других мы становимся сами собой», а также «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других». Тем самым подчеркивается роль другого в культурном становлении человека. Два суверенных человека, выступая как партнеры, осуществляют взаимодействие, равноправный диалог. Роль этого взаимодействия, диалога - формирование общности, некого единства, которое имеет основную функцию - развивающую.

Информация о работе Концепция семьи