Концепция семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, реферат

Описание

Цель данной работы: Рассмотреть жизненный цикл семьи и проблемные периоды.
Задачи:
1. Изучить теоретические концепции семьи.
2. Дать определение жизненного цикла.
3. Проанализировать стадии жизненного цикла семьи.
4. Рассмотреть проблемные периоды в жизни семьи.
5. Изучить жизненный цикл и кризисные периоды российской семьи.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические концепции семьи
ГЛАВА 2. Понятие жизненного цикла семьи
2.1 Определение жизненного цикла
2.2 Стадии жизненного цикла семьи
2.3 Проблемные периоды в жизни семьи
ГЛАВА 3. кризисные периоды жИЗНИ российской семьи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

демография.docx

— 43.83 Кб (Скачать документ)

Согласно  системному подходу, опирающемуся на положения  синергетической  парадигмы, взаимодействие обладает порождающим  эффектом. Так взаимодействие супругов как равноправных партнеров порождает семью, «живую общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности» (В. И. Слободчиков). Результатом этого единения, общности, строящейся во взаимодействии двух людей, является «организованное и дифференцированное целое» (Б. Ф. Ломов), «общий фонд ценностей» (Л. И. Анцыферова). Таким образом, результатом взаимодействия является своеобразная новая реальность, являющаяся неким общим пространством для взаимодействующих сторон.

Совокупность  вышеизложенных теоретических  построений дает основания  для того, чтобы  рассматривать семью  как открытую совмещенную  психологическую  систему, полюсами которой  будут являться два  суверенных, автономных человека, образующие в результате взаимодействия совмещенный слой бытия.

ГЛАВА 2. Понятие жизненного цикла семьи

2.1 Определение жизненного  цикла

Для понимания жизненного цикла отдельного человека важную роль играет то обстоятельство, что рождение и  смерть представляют биологические явления. Человек рождается  как биологическое  существо и умирает  точно так же. Жизненный  цикл индивида - понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно  отличающиеся этапы  жизни отдельного человека. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный  цикл, в отличие  от времени жизни, относится к содержательным понятиям.

Что касается семьи, то здесь  все обстоит иначе. Семья рождается  не в биологическом, а в социальном смысле, а именно с момента заключения брака - оформленного государством специального документа, который  юридически скрепляет  союз двух взрослых людей разного  пола. И умирает  семья также в  социальном, а не в биологическом  смысле, а именно после развода, который  оформляется государством в соответствующем  документе.

Жизненный цикл семьи - последовательность социальных и демографических  состояний на непрерывной  временной оси  с момента образования  семьи до момента  прекращения ее существования. Демографические  события, формирующие  цикличность, следующие: вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака.

2.2 Стадии жизненного  цикла семьи

Типичная  семья в течение  своей жизни проходит несколько качественно  различных стадий. Они именуются  стадиями жизненного цикла, или истории  семьи. Под циклом надо понимать период от создания до распада семьи. Так, совершенно очевидно, что образ, условия и стиль жизни семьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенно отличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуя новые семьи.

Ученые  предлагают разные классификации  жизненного цикла  семьи в зависимости  от тех критериев, которые кладутся в основание такой  классификации. В  частности Дж. Бернард и Л. Томпсон предлагают типологию из восьми стадий, каждый из которых различаются своей продолжительностью, интенсивностью и содержанием:

1. I стадия: начало семьи,  замужняя пара  без детей, продолжительность  приблизительно 2 года,

2. II стадия: рождение  детей и уход  за ними - приблизительно 2,5 года,

3. III стадия: семья с  детьми-дошкольниками  (до 6 лет) - приблизительно 3,5 года,

4. IV стадия: семья с  детьми-школьниками  (от 6 до 13 лет) - приблизительно 7 лет,

5. V стадия: семья с  подростками (тинэйджерами) (от 13 до 20 лет) - приблизительно 7 лет,

6. VI стадия: семья как  ячейка, которую начинают  покидать дети (старшие  обзавелись собственной  семьей, младшие готовы  последовать за  ними) - приблизительно 6,5 лет,

7. VII стадия: семья в  середине пути («пустое  гнездо», до момента  выхода супругов  на пенсию) - приблизительно 13,5 лет,

8. VIII стадия: пожилая семья  (выход на пенсию, до момента смерти  обоих супругов) - приблизительно 16 лет  и более.

Самыми  интенсивными и напряженными считаются II и III стадии цикла, занимающие вместе около 6 лет. Мать с  детьми-дошкольниками  особенно перегружена  заботами и работой, для нее это  период наибольшей усталости. По мере взросления детей ее нагрузки снижаются. На поздних  стадиях на первый план выступают забота стариков о своем  здоровье и проблемы физической усталости.

Некоторые ученые делят жизненный  цикл семьи на 5 стадий:

1. приспосабливание  пары к семейному  положению;

2. рождение детей;

3. воспитание детей;

4. подготовка детей  к самостоятельной  взрослой жизни;

5. старение.

Наиболее  известной является также система  стадий Е. Дюваля, в которой в качестве основного признака разграничения стадий используется факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.

Фазы  жизненного цикла  семьи по Е. Дювалю:

1. Вовлечение. Встреча  супругов, их эмоциональное  притяжение друг  к другу.

2. Принятие и развитие  новых родительских  ролей.

3. Рождение ребенка  и принятие в  семью новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике.

4. Введение детей  во внесемейные институты.

5. Принятие подростковости.

6. Экспериментирование  с независимостью.

7. Подготовка к уходу  детей из семьи.

8. Уход детей из  семьи, принятие  их ухода, жизнь  супругов «глаза  в глаза».

9. Принятие факта  ухода на пенсию  и старости Осипова  А.А. Общая психокоррекция. - М.: Творческий центр, 2000. С. 443..

В течение жизненного цикла происходит смена внутрисемейных ролей: на каждой стадии изменяется их распределение, одни роли исчезают, другие появляются, некоторые роли, ранее  выполнявшиеся одним  членом семьи, на других стадиях переходят  к нескольким членам семьи и т.д. Муж  и жена поначалу выполняют  в семье роли супругов, социальных и сексуальных  партнеров, работников по дому и на производстве. С появлением детей  к этим ролям прибавляются роли родителей, воспитателей и социализаторов. Отец выполняет роль профессионального наставника, мать - объекта эмоциональной привязанности, они оба - советчиков по жизненно важным вопросам. В старости у родителей прибавляются заботы по воспитанию внуков. По мере взросления детей часть хозяйственных нагрузок переходит от родителей к ним. Дети начинают выполнять роль хозяйственных помощников, а, если мать начинает работать, у нее появляется новая роль работницы. Современная женщина, в отличие от женщины прошлых эпох, проводит на работе в среднем 25 лет, притом уже после замужества.

Многие  семейные роли сохраняются  на протяжении всего  цикла, но изменяются их содержание и внешние  проявления. Роль матери по мере взросления детей меняет свое содержание в том  смысле, что контроль и опека уступают место роли советника  и партнера. Со временем меняется стиль исполнения сохраняющихся ролей. На ранних фазах отец мог придерживаться в воспитании авторитарного  стиля, который позже  может смениться  на демократический, а иногда и на попустительский.

Такова  динамика внутрисемейных ролей. На нее оказывает  существенное влияние  изменение вне  семейных ролей, которые  появляются у человека отчасти независимо от семьи, а иногда в прямой связи  с ней. Продвижение  мужа по служебной  лестнице может сильно улучшить материальное положение семьи, дав возможность  жене уйти с работы. В то же время стремление поправить положение семьи могло выступить побудительным мотивом к служебному продвижению.

Модели  поведения, свойственные одной и той  же роли, по мере перехода на новую стадию жизненного цикла, способны не только изменяться, но и  вступать в противоречие друг с другом. Например, мать может обнаружить, что она буквально  разрывается между  противоположными стандартами  по мере взросления сына. Она хочет  видеть его одновременно взрослым и ребенком, проявлять повышенную требовательность и  опекать его, считать  самостоятельным  и одновременно зависимым. Она понимает, что  у взрослого сына или дочери могут  быть уже свои секреты, скрываемые от родителей, но вместе с тем  по-прежнему желает быть поверенной во всех их делах, как  в детстве. Когда  у повзрослевших  детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет, а просто изменились роли и модели поведения.

Семья, из которой ушли все  дети, называется «пустым  гнездом». В 1980 г. «пустых  гнезд» в РСФСР  было 30%, а в США - 40%. Однако и в России подавляющее большинство  полных семей со временем также превращаются в «пустые гнезда». Завершающая стадия жизненного цикла  как бы повторяет  первую - брачная  пара остается наедине  друг с другом. Разница  лишь в возрасте.

В Европе и Америке  пожилых пар, проживающих  отдельно от детей, больше по двум причинам: а) молодым легче  найти жилье, б) в  обществе преобладают  индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо  больше трех поколенных семей: пожилая пара живет совместно  со взрослыми и женатыми детьми, которые заботятся о ней. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. А это значит, что стадии «пустого гнезда» в такой семье нет.

2.3 Проблемные периоды  в жизни семьи

На  протяжении всего  жизненного цикла  семья сталкивается с различными трудностями  и неблагоприятными условиями -- болезнь, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, экономический и социальный кризис и т.д.). В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизнедеятельности. Исследование трудностей, с которыми сталкивается семья, идет в двух направлениях.

Первое: исследование семьи  в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия  социальных процессов: войн, экономических  кризисов, стихийных  бедствий и т.д.

Второе  изучение «нормативных стрессоров» -- трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникающих при действии факторов, нарушающих жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, внезапное тяжелое заболевание и т.д. Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям -- проявлениям нарушений в жизни семьи: нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с одной стороны, а с другой -- увеличению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение и возрастание сопротивления трудностям.

Семейные  нарушения представляют собой сложные  образования, включающие факторы, их обусловливающие (трудности, с которыми столкнулась  семья), неблагоприятные  последствия для  семьи и ее реакции (в  частности, осмысление нарушений членами  семьи).

Многочисленные  трудности, которые  возникают перед  семьей и угрожают ее жизнедеятельности, можно разделить  на следующие группы Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Просвещение, 1993. С. 37.:

1. Острые: внезапная  смерть одного  из членов семьи,  известие о супружеской  измене, внезапное  изменение в семье  и социальном статусе:  арест одного из  членов семьи,  банкротство и  т.д.

2. Хронические: чрезмерная  физическая и психическая  нагрузка в быту  и на производстве, сложности при  решении жилищной  проблемы, длительный  и устойчивый конфликт  между членами  семьи и т.п.

3. Связанные с резкой  сменой образа  жизни семьи (жизненного  стереотипа). Эта  группа психологических  трудностей возникает  при переходе от  одного этапа жизненного  цикла семьи к  другому (заключение  брака и начало  совместной жизни,  появление ребенка,  прекращение семьей  воспитательной деятельности). Такие переходы  сопровождаются довольно  резким изменением  образа жизни семьи.

4. Связанные с суммированием  трудностей, их «наложением»  друг на друга.  Примером таких  трудностей может  являться необходимость  практически одновременного  решения ряда проблем  в начале второго  этапа (сразу после  появления в семье  первого ребенка) -- завершение образования и освоение профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом, уход за ребенком.

5. Связанные с этапами  жизненного цикла  семьи (например, сближение идеологий  родительских семей  у молодоженов). Обычные  трудности («нормативные  стрессоры»), с которыми  сталкиваются практически  все семьи. На  первом этапе жизни -- это сложности взаимного психологического приспособления и конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками, при решении жилищной проблемы. На втором этапе -- это задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения трудоемкого домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам. Первый критический период (наиболее интенсивный) наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат -- увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения; в случае второго -- связанное с отделением детей от семьи нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущения пустоты жизни.

6. Обусловленные неблагоприятными  вариантами жизненного  цикла (например, если молодожены  произошли из семей  с полярно противоположными  идеологиями). Это трудности, которые возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга, детей). Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, смерть одного из членов семьи, бездетность. При всем разнообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений: функциональная пустота (ситуация, когда одна из ролей, необходимая для успешного существования семьи, никем не выполняется, например с уходом отца из семьи его доля в воспитании уже невосполнима), трудности адаптации к самому событию, породившему неблагоприятный вариант развития.

Информация о работе Концепция семьи