Концепция семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, реферат

Описание

Цель данной работы: Рассмотреть жизненный цикл семьи и проблемные периоды.
Задачи:
1. Изучить теоретические концепции семьи.
2. Дать определение жизненного цикла.
3. Проанализировать стадии жизненного цикла семьи.
4. Рассмотреть проблемные периоды в жизни семьи.
5. Изучить жизненный цикл и кризисные периоды российской семьи.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические концепции семьи
ГЛАВА 2. Понятие жизненного цикла семьи
2.1 Определение жизненного цикла
2.2 Стадии жизненного цикла семьи
2.3 Проблемные периоды в жизни семьи
ГЛАВА 3. кризисные периоды жИЗНИ российской семьи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

демография.docx

— 43.83 Кб (Скачать документ)

7. Ситуационные воздействия  на семью. К  этой группе относятся  трудности относительно  кратковременные,  но несущие угрозу  функционированию  семьи (серьезные  заболевания членов  семьи, крупные  имущественные потери  и т.п.). Большое  значение в психологическом  воздействии этих  трудностей имеет  фактор внезапности  (семья оказывается  неподготовленной  к событию), исключительности (легче  пережить трудности,  касающиеся многих  семей), а также  ощущение беспомощности  (члены семьи уверены  в том, что они  ничего не смогут  сделать для того, чтобы обезопасить  себя в будущем).

В здоровой семейной структуре  существует подвижное  равновесие, проявляющееся  в оформлении психологических  ролей каждого  члена семьи, семейного  чувства «Мы», способностей членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В  дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется для  того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с  этим возможных тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи  к задачам оптимального выполнения своих  внешних и внутренних функций.

Объективно  складывающиеся взаимоотношения  в семье характеризуют  ее структуру, семейную целостность.

Дисгармония, дестабилизация семьи -- это негативный характер супружеских отношений, выражающихся в конфликтном взаимодействии супругов, родителей. Возникающий семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимодействий, их фригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой -- искажение в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.

Семьи с нарушенными  отношениями не могут  самостоятельно решать возникающие в  семейной жизни противоречия и конфликты. В  результате длительно  существующего конфликта  у членов семьи  снижается социально-психологическая  адаптация, отсутствует  способность к  совместной деятельности, в частности возникают  разногласия в  вопросах воспитания детей. Уровень психологического напряжения в семье  имеет тенденцию  к нарастанию, что  приводит к эмоциональным  нарушениям, возникновению  чувства беспокойства у детей и взрослых.

В нестабильных семьях всегда существует скрытый  вопрос о том, какими правами наделены разные члены семьи, кто в семье  провоцирует противоречия без возможности  их разрешения. Любые  темы, требующие сотрудничества, вызывают вопрос: «Кто должен решать и кто  несет за это ответственность?»  Попытки разрешения этого вопроса  в нестабильных семьях почти всегда ведут  к конфликтам Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151..

Т.М. Мишина определяет семейные конфликты как такое обострение интерперсональных отношений в семейной группе, когда позиции, отношения, цели сторон становятся несовместимыми, взаимоисключающими, либо воспринимаются как таковые. В последнем случае конфликт имеет субъективный характер, объективной несовместимости нет -- и, следовательно, сохраняется возможность восстановления семейного равновесия на новой основе Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия/ Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. - Л.: Наука, 1976. С. 23.. В основе семейных конфликтов, т.е. дисгармоничного взаимодействия, лежат неадекватность восприятия, незрелое отношение взаимозависимости -- отношения, служащие удовлетворению и поддержанию невротических потребностей в соперничестве, доминантности, защите и опеке.

ГЛАВА 3. кризисные периоды  жИЗНИ российской семьи

Жизненный цикл российской городской  семьи значительно  отличается, например, от американской. Эти отличия связаны, прежде всего, с экономическими причинами, однако существенны и культурные особенности сознания российских жителей. Главное отличие состоит в том, что в России практически не было отдельно живущих семей: во-первых, потому, что у большинства населения нет денег, чтобы купить себе отдельную квартиру или выстроить дом; во-вторых, жизнь большой семьей не считается тяжелой и неприятной. Рассмотрим жизненный цикл российской семьи Лан Я. Циклы развития российской семьи // Статьи центра «Спектр практической психологии». - М.: СК НТПРО, 2004. С. 39..

Первая  стадия жизненного цикла -- это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек -- элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу.

На  второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей  знакомится с будущим  брачным партнером, женится и приводит его в дом своих  родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень  сложная -- создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам. Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом.

Новая подсистема, прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть, и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак.

3. Третья стадия  семейного цикла  связана с рождением  ребенка. Это также  кризисный период  для всей системы.  Опять необходимо  договариваться о  том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть, кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок -- скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку -- скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке.

4. На четвертой стадии  появляется второй  ребенок в семье.  Эта стадия достаточно  мягкая, так как  она повторяет  во многом предыдущую  стадию и ничего  кардинально нового, кроме детской  ревности, в семью  не вносит.

5. На пятой стадии  начинают активно  стареть и болеть  прародители. Семья  опять переживает  кризис. Старики становятся  беспомощными и  зависимыми от  среднего поколения.  Фактически они  занимают позицию  маленьких детей  в семье, сталкиваясь,  однако, чаще с  досадой и раздражением, чем с любовью.  Из стариков получаются  нежеланные и нелюбимые  дети, в то время  как всем ходом  предыдущей жизни  они привыкли быть  главными, принимать  решения за всех, быть в курсе  всех событий.

6. Шестая стадия  повторяет первую. Старики умерли, и  перед нами семья  со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие  стадии жизненного цикла  американской семьи  присутствуют в жизненном  цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или  отчасти гласного) брачного договора между  двумя партнерами, рождения детей, этапы  их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой  трех поколенной семьи.

Таким образом, любая семейная система стремится  пройти свой жизненный  цикл в соответствии с законом развития систем. В то же время  каждая стадия жизненного цикла семьи стремится  остановиться навсегда, никогда не меняться, согласно закону гомеостаза.

Заключение

Таким образом, существует много определений  семьи. Они зависят  как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических  условий, так и  от задач исследования. На первый план может выдвигается понятие семьи, как социальной либо демографической, либо экономической ячейки общества.

В настоящее время  общепринятым является следующее определение  семьи. Семья - это  основанная на браке  или кровном родстве  малая группа, члены  которой связаны  общностью быта, взаимной помощью, моральной  и правовой ответственностью.

Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости  от стажа брака, послужила  основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. В нашей стране наибольшую известность получила следующая периодизация цикла:

I - зарождение  семьи (с момента  заключения брака  до рождения первого  ребенка);

II - рождение  и воспитание детей  (эта стадия оканчивается  с началом трудовой  деятельности хотя  бы одного ребенка);

III - окончание  выполнения семьей  воспитательной функции  (период с начала  трудовой деятельности  первого ребенка  до того момента,  когда на попечении  родителей не останется  ни одного из  детей);

IV - дети  живут с родителями, и хотя бы один  из них не имеет  собственной семьи;

V - супруги  живут одни или  с детьми, имеющими  собственные семьи.

В настоящее  время при описании стадий развития семьи  ориентируются на стаж брака, наличие  или отсутствие в  семье детей, проживающих  вместе с родителями Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2002. С. 62..

 

Список  литературы

1. Антонов  А.И., Медков В.М.  Социология семьи. - М.: Проспект, 1996. - 355 с.

2. Витек  А. Проблемы супружеского  благополучия. - М.: Наука, 1988. - 266 с.

3. Ковалев  С.В. Психология  современной семьи:  Информационно-методические  материалы к курсу  «Этика и психология  семейной жизни»: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 164 с.

4. Кон  И.С. Ребенок и  общество: (Историко-этнографическая  перспектива). - М.: Наука, 1988. - 269 с.

5. Лан  Я. Циклы развития  российской семьи  // Статьи центра  «Спектр практической  психологии». - М.: СК  НТПРО, 2004. - 316 с.

6. Мишина  Т.М. Семейные конфликты  и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. - Л.: Наука, 1976. - 385 с.

7. Обозов  Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151.

8. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л.: Наука, 1984. - 288 с.

9. Осипова  А.А. Общая психокоррекция. - М.: Творческий центр, 2000. - 512 с.

10. Сатир  В. Как строить  себя и свою  семью. - М.: Проспект, 2002. - 416с.

11. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Просвещение, 1993. - 219 с.

12. Трофимова  Ю.В. Общепсихологический  подход к изучению  семьи // Социальная  работа в Сибири. - сентябрь 2004. - С. 118.

13. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2002. - 183 с.


Информация о работе Концепция семьи