Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:30, реферат
Цель данной работы: Рассмотреть жизненный цикл семьи и проблемные периоды.
Задачи:
1. Изучить теоретические концепции семьи.
2. Дать определение жизненного цикла.
3. Проанализировать стадии жизненного цикла семьи.
4. Рассмотреть проблемные периоды в жизни семьи.
5. Изучить жизненный цикл и кризисные периоды российской семьи.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические концепции семьи
ГЛАВА 2. Понятие жизненного цикла семьи
2.1 Определение жизненного цикла
2.2 Стадии жизненного цикла семьи
2.3 Проблемные периоды в жизни семьи
ГЛАВА 3. кризисные периоды жИЗНИ российской семьи
Заключение
Список литературы
7. Ситуационные воздействия на семью. К этой группе относятся трудности относительно кратковременные, но несущие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.). Большое значение в психологическом воздействии этих трудностей имеет фактор внезапности (семья оказывается неподготовленной к событию), исключительности (легче пережить трудности, касающиеся многих семей), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверены в том, что они ничего не смогут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем).
В здоровой семейной структуре существует подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, семейного чувства «Мы», способностей членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, развития и связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций.
Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье характеризуют ее структуру, семейную целостность.
Дисгармония, дестабилизация семьи -- это негативный характер супружеских отношений, выражающихся в конфликтном взаимодействии супругов, родителей. Возникающий семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимодействий, их фригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой -- искажение в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.
Семьи
с нарушенными
отношениями не могут
самостоятельно решать
возникающие в
семейной жизни противоречия
и конфликты. В
результате длительно
существующего конфликта
у членов семьи
снижается социально-
В нестабильных семьях всегда существует скрытый вопрос о том, какими правами наделены разные члены семьи, кто в семье провоцирует противоречия без возможности их разрешения. Любые темы, требующие сотрудничества, вызывают вопрос: «Кто должен решать и кто несет за это ответственность?» Попытки разрешения этого вопроса в нестабильных семьях почти всегда ведут к конфликтам Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151..
Т.М. Мишина определяет семейные конфликты как такое обострение интерперсональных отношений в семейной группе, когда позиции, отношения, цели сторон становятся несовместимыми, взаимоисключающими, либо воспринимаются как таковые. В последнем случае конфликт имеет субъективный характер, объективной несовместимости нет -- и, следовательно, сохраняется возможность восстановления семейного равновесия на новой основе Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия/ Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. - Л.: Наука, 1976. С. 23.. В основе семейных конфликтов, т.е. дисгармоничного взаимодействия, лежат неадекватность восприятия, незрелое отношение взаимозависимости -- отношения, служащие удовлетворению и поддержанию невротических потребностей в соперничестве, доминантности, защите и опеке.
ГЛАВА 3. кризисные периоды жИЗНИ российской семьи
Жизненный цикл российской городской семьи значительно отличается, например, от американской. Эти отличия связаны, прежде всего, с экономическими причинами, однако существенны и культурные особенности сознания российских жителей. Главное отличие состоит в том, что в России практически не было отдельно живущих семей: во-первых, потому, что у большинства населения нет денег, чтобы купить себе отдельную квартиру или выстроить дом; во-вторых, жизнь большой семьей не считается тяжелой и неприятной. Рассмотрим жизненный цикл российской семьи Лан Я. Циклы развития российской семьи // Статьи центра «Спектр практической психологии». - М.: СК НТПРО, 2004. С. 39..
Первая стадия жизненного цикла -- это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек -- элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу.
На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная -- создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам. Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом.
Новая подсистема, прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть, и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак.
3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть, кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок -- скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку -- скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке.
4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.
5. На пятой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий.
6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.
Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трех поколенной семьи.
Таким образом, любая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл в соответствии с законом развития систем. В то же время каждая стадия жизненного цикла семьи стремится остановиться навсегда, никогда не меняться, согласно закону гомеостаза.
Заключение
Таким образом, существует много определений семьи. Они зависят как от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, так и от задач исследования. На первый план может выдвигается понятие семьи, как социальной либо демографической, либо экономической ячейки общества.
В настоящее время общепринятым является следующее определение семьи. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. В нашей стране наибольшую известность получила следующая периодизация цикла:
I - зарождение семьи (с момента заключения брака до рождения первого ребенка);
II - рождение и воспитание детей (эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка);
III - окончание выполнения семьей воспитательной функции (период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей);
IV - дети живут с родителями, и хотя бы один из них не имеет собственной семьи;
V - супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
В настоящее время при описании стадий развития семьи ориентируются на стаж брака, наличие или отсутствие в семье детей, проживающих вместе с родителями Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2002. С. 62..
Список литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Проспект, 1996. - 355 с.
2. Витек А. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Наука, 1988. - 266 с.
3. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 164 с.
4. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). - М.: Наука, 1988. - 269 с.
5. Лан Я. Циклы развития российской семьи // Статьи центра «Спектр практической психологии». - М.: СК НТПРО, 2004. - 316 с.
6. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия // Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. - Л.: Наука, 1976. - 385 с.
7. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151.
8. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л.: Наука, 1984. - 288 с.
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Творческий центр, 2000. - 512 с.
10. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Проспект, 2002. - 416с.
11. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Просвещение, 1993. - 219 с.
12. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири. - сентябрь 2004. - С. 118.
13. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2002. - 183 с.